Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

23.05.2019 11:46 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 24.05.2019 г.

Фитнес для ума

Автор: Л. Кривошеева

Недавно в музейно-выставочном центре «ФосАгро-Волхов» состоялся турнир по ментальной арифметике, инициированный клубом «Панча». Алёна Фонькина, организатор клуба, подробно рассказала нашему корреспонденту о том, что такое ментальная арифметика и как она влияет на развитие детей.

– Это определенная методика быстрого устного счета, основанная на использовании древних японских счётов – абакус или абак, — способствующая развитию интеллекта. Проще говоря, зарядка для ума. Подобный принцип счета очень древний. Есть несколько различных программ обучения ментальной арифметике. Одни базируются на основе турецкой методики, другие — на японской. В азиатских странах это один из обязательных предметов образовательной системы.

В обычной школе для быстрого вычисления мы учим наизусть таблицы умножения и сложения. Когда нужно сложить числа, мы используем память или логику. В результате постоянно задействуем только левую часть мозга. Японцы придумали систему, когда ребенок вначале учится считать на счетах, а потом их убирает и визуализирует в воображении, мысленно передвигая косточки. Визуализация картинки заставляет работать правое полушарие, тогда как левая часть мозга помогает выбрать правильное действие. Суть методики в том, чтобы соединить работу двух полушарий мозга.

Естественно, первое, что делают дети на занятиях – осваивают счёты, которые несколько отличаются от привычных нам. Только потом все арифметические действия переносятся в их воображение. Повышение концентрации внимания, скорости мышления, улучшение памяти – такие «побочные эффекты» дают занятия ментальной арифметикой. Первые результаты можно получить уже после нескольких месяцев обучения ребенка. По такой системе можно вести любой счёт — сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня. Понятно, что вначале учат законы сложения и вычитания, а уже после более сложные. В интернете множество видеороликов, на которых видно, что даже большие числа дети считают намного быстрее, чем обычный человек набирает эти цифры на калькуляторе. Их пальцы натренированы быстро передвигать косточки на счетах, а воображение — на визуализацию картинки. Нам кажется невероятным, когда ребенок решает несколько примеров за секунды, но это является показателем темпа обработки получаемой информации, а сам ребенок воспринимает все абсолютно нормально.

- А когда Вас заинтересовала ментальная арифметика?

– Я слышала о подобных методиках, но сильно не задумывалась о том, чтобы заняться этим серьезно. Только два года назад, после появления на свет своего пятого ребенка, который родился с синдромом Дауна, взялась за изучение ментальной арифметики, зная, какие результаты приносит её освоение. В будущем эта методика поможет моей малышке развиваться. Пока же ментальную арифметику осваивают старшие дочери и сын вместе с другими детьми, которые занимаются в клубе «Панча», что на санскрите означает пять. Слоган клуба звучит так:

Пальцы двигаем -

Активно развивается

Наш мозг.

Чисел много не бывает в

Арифметики ментальной.

- Как проходят занятия в Центре информационных технологий города Волхова?

- Занятия по ментальной арифметике дополняются оптимальными методиками её освоения — это задачки по развитию логики, творческого и изобретательского мышления памяти, внимания. Если говорить цифрами, то 30 % – это скрупулезное обучение и 70 % – игровая форма, но не обходится и без домашнего задания. На его выполнение требуется 15-20 минут в день. А это не так много по сравнению с тем, сколько времени некоторые дети проводят у репетиторов, о которых можно забыть, занимаясь по подобной системе. Ментальная арифметика подготавливает мозг к правильному восприятию нужной информации, всё расставляет в голове «по полочкам».

- Всем ли подвластна ментальная арифметика и с какого возраста можно начинать обучение?

- В методике нет верхних ограничений – заниматься могут как дети, так и взрослые люди. Классическим считается возраст от 4 до 12 лет, так как в этот период мозг наиболее пластичен и в таком возрасте ребенка легче замотивировать. В основном занимаются школьники начальных классов. Им это интересно, поэтому и результат виден уже через несколько месяцев. У большинства подростков и взрослых людей теряется интерес к обучению. По сути, это ведь рутинный труд. Ментальная арифметика доступна подавляющему большинству людей, но нельзя сказать, что это панацея. Есть гиперактивные дети, им сложно концентрировать внимание. Но при желании они могут считать стоя, есть и такие примеры. При правильном подходе обучаемость детей 100%, причем шестилетний ребенок по быстроте схватывания новых навыков чаще всего не отстает от 12-летнего, а взрослого человека еще и превзойдёт.

Методика подвластна абсолютно всем: дошкольникам и школьникам, отличникам и отстающим, студентам и взрослым людям. Я знаю примеры, когда дети с синдромом Дауна показывали невероятные успехи в развитии, обучаясь ментальной арифметике. И пусть они осваивают всё намного дольше, но результаты впечатляют. Конечно, в таких случаях на 90 % эти показатели зависят от родителей: от их заинтересованности, выносливости и терпения.

Кстати, на Западе некоторые медицинские центры используют занятия ментальной арифметикой для профилактики болезни Альцгеймера. Сегодня уже задумываюсь над тем, чтобы создать обучающую группу для взрослых.

– Занятия рассчитаны на определенный курс или нужно заниматься постоянно? Есть ли вероятность потери приобретенных навыков?

- Здесь можно провести аналогию со спортом: чем больше тренируешься, тем лучше результат. Чтобы добиться успехов, которые приводят к международным чемпионатам, нужно заниматься ежедневно. Но даже если выполнять задания без фанатизма, достижения будут и очень заметные. У школьников поднимается успеваемость, ведь кроме математических навыков тренируется способность концентрироваться, а это положительно отразится на всех предметах. Приобретенные навыки остаются на всю жизнь. Конечно, в дальнейшем счет будет не столь молниеносным, но скорость восприятия уже не снизится. Поэтому подобный фитнес для мозга – это не просто развитие навыков ментального счета. В первую очередь, это способность быстро ориентироваться в новых обстоятельствах и решать поставленные задачи, и не только математические. А подобные качества современному человеку, согласитесь, необходимы.

- Последний вопрос. Можно ли освоить ментальную арифметику, например, как английский язык, по роликам из Интернета?

- Теоретически, конечно, возможно всё. Только с педагогом все-таки это делать легче и надежнее: он вовремя заметит ошибки и поможет их устранить.

- Алена, спасибо за интересную беседу. Удачи Вам!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

12