Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

28.11.2019 13:29 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 29.11.2019 г.

«О вреде алкоголизма и культуре сексуальных отношений»

Автор: Наталья Крюковская

Многие помнят эту фразу по фильму «Особенности национальной рыбалки». А ведь когда-то подобные лекции были! Их читали в Домах культуры и сельских клубах, библиотеках, красных уголках предприятий.

Темы были разнообразны: «О международном положении», «Развитие СССР к концу столетия», «Медицина будущего», «Приметы верные и суеверные» и т.п. До появления телевидения лекция была довольно популярной формой просвещения, правда, не всегда востребованной, так как не все хотели просвещаться тогда, не все хотят и теперь. Чтобы заинтересовать население, была придумана такая форма клубной работы, как «Устный журнал». 1-я страница — лекция, 2-я — обзор книг, 3-я — поздравления (юбиляров, победителей, счастливых родителей), 4-я — концерт.

Вот пригласи сейчас в Дом культуры на подобное мероприятие — и увидишь пустой зал. Правда, если только приедет Владимир Познер или Сергей Соловьев — тогда другое дело. Но это будет уже не лекция, а встреча. В наше время и не на каждый концерт придет уважаемая публика. Публике теперь тоже подавай что-нибудь эдакое!

А сейчас представьте начало прошлого века: станция Званка уже существует, вокруг нее образовался деревянный поселок, уже построена ГЭС, строится алюминиевый завод — формируются градообразующие предприятия. Возникла всеобщая необходимость в строительстве очага культуры. Людям ведь надо где-то отдыхать, повышать свои знания, заниматься самодеятельностью, встречаться с «важнейшим из искусств» (по В.И.Ленину) — кино!

Наркомат путей сообщения в 1926 году принял решение — построить в Званке клуб железнодорожников, и 5 ноября 1929 года его строительство было завершено. За 2 года! Не просто клуб — дворец! Он и по нынешним меркам очень красив, а тогда — рядом с одно-двухэтажными деревянными бараками?!...

Клубная жизнь кипела ключом: библиотеки, концерты, фильмы, танцы по субботам под духовой оркестр — место встречи изменить нельзя! Люди строили новое будущее и хотели ему соответствовать. Там, на клубных площадках, люди встречались, знакомились ближе, создавали семьи — поселок должен был расти. Так было и в 30-х, и в 50-х, и в 60-х, да и в любое время. На танцах в клубе познакомились и мои родители. Потом родилась я. И тоже оказалась в свое время, только теперь уже не в клубе, а в Доме культуры железнодорожников.

Я попала в волшебный мир театра. Не только я одна — нас было очень много за долгие годы существования театральной студии, которой руководила замечательный режиссер и просто хороший человек — Филиппова Людмила Анатольевна. Она не только ставила с нами спектакли, но и занималась малыми художественными формами — миниатюрами, сатирой, лирикой. Было представление, которое в разные годы трансформировалось по-разному, а называлось «Театр миниатюр». Лирические стихотворные постановки, такие, как «Баллада о любви» Сергея Острового или поэма Роберта Рождественского «210 шагов», были хороши не только как целостные произведения, но и как отдельные отрывки, ведь их можно было использовать в любом концерте. Мурашки шли по коже у каждого в зале, когда Алексей Акимов глубоким баритоном читал:

«Ломает май кусты сирени,

Гром говорит с ночной волной.

А по ночам приходят ТЕНИ

И властно требуют: открой!

Открой! Впусти солдат убитых. Дай им в тепле заночевать.

Ты слышишь звук сапог разбитых? Нас много! Нас не сосчитать...»

Отдельные фельетоны из «Театра миниатюр» тоже можно было использовать в концертах разного содержания. Виктор Груздев с таким потрясающим перевоплощением читал «Бросай это, начинай то!», что «зал держался за животики». Да и как иначе, если на любом производстве была знакома эта картина, когда над малым разнорабочим три начальника — бригадир, мастер смены, директор.

- Что делаешь?

- Бочку катю... Бригадир приказал...

- Бросай бочку! Яму надо копать!... Директору!... Фонарь надо ему поставить на лицо... завода...

Несколько фраз — и этим все сказано! О спектаклях и говорить нечего. Зрители рыдали, когда коварная принцесса Зобеида (в моем исполнении) уносила мальчонку Егорушку (Коля Шевелев), чтобы красавец Иван (Виктор Груздев) пошел вызволять младшего брата и попал бы под чары прекрасной коварной дочери царя Тугарина (Алексей Акимов). Сказка наиволшебнейшая, костюмы и декорации — восточные, персонажи — сказочные... Один только кот Баюн чего стоил! сказка «Одолень-трава». А были еще спектакли: «Отважное сердце» — патриотический, «Солнечный удар»- комический о приключениях в пионерском лагере, «Обратная связь» — о взаимоотношениях молодежи и взрослых (конфликт поколений и конфликт межличностно-эгоистический) и много других постановок.

Все это было бы невозможно, если бы Людмила Анатольевна не заставляла нас так погрузиться в образ, так «пропустить через себя» истории предлагаемых персонажей, что не поверить в происходящее... Этому сопутствовали долгие разговоры, разборы образов, представление о духовном и внешнем соответствии действующих лиц.

Кроме того, перед каждым занятием мы занимались техникой речи обязательно! Чтобы зритель понимал и слышал даже в последнем ряду! что мы говорим полушепотом.

Конечно, нам всем в разное время было очень интересно. Мы росли рядом друг с другом. Росли и в собственных глазах. Людмила Анатольевна тоже росла. Она постоянно ездила на курсы к известному театральному педагогу Аркадию Иосифовичу Кацману. Училась у него и учила нас. И если бы не было этого постоянного обучения, не было бы и успеха. Многие из учеников Людмилы Анатольевны стали работниками культуры. Кто-то бросил, как я, например. А вот Елена Алексеевна Стукалкина — продолжает. Она уже много лет директор. И когда волховчане слышат ее правильный, красивый, хорошо поставленный голос по радио на площади у городского Дворца культуры или на сцене (и даже за ее кулисами) — в этом тоже есть заслуга Людмилы Анатольевны Филипповой. Уже несколько лет, как ушла она из жизни, но светлая, добрая, благодарная память — осталась.

Вообще, Дом культуры железнодорожников в 70-80-е годы был богат на людей творческих и азартных. Среди них не только руководители ДК и коллективов, но и сами участники художественной самодеятельности. Так, например, молодая тогда Нина Михайловна Александрова, руководитель танцевального ансамбля «Россияночка», так была увлечена своей работой, так заразила танцами детей и молодежь, что к ней в коллектив «в очередь стояли». Что только не танцевали!.. И народные, и характерные, и патриотические — «Тачанка», например, где девчонки в буденовках как молнии сверкали по сцене, а в центре Марианна Роль с красным флагом! Было здорово!

А когда Нина Михайловна отправилась за пополнением к семье, чтобы не бросать готовый красивый коллектив, его возглавила вчерашняя участница и уже ученица культпросветучилища Татьяна Романова. Моталась из Ленинграда на электричках на репетиции, утром — обратно на учебу. Хореографы училища создавали много интересных новых танцев, делились ими со своими учениками. Так в Волхове появилось «Северное сияние», где девчонки, изгибаясь и изворачиваясь, закручивали, а потом раскручивали свой сияющий хоровод. «Волк и семеро козлят», где мама Коза (Татьяна) и Серый Волк (Евгений Кудряшов) играли с козлятами вечную сказку.

Первые тематические дискотеки тоже состоялись в этом Доме культуры. Делали их Лена Стукалкина и Миша Федоров. Информация о группах и ансамблях, в том числе зарубежных, добывалась по крупицам и рассказывалась пытливому зрителю «железного занавеса». Среди общих танцев всегда была изюминка — профессиональный, скажем так, дуэт Татьяны Романовой и Светланы Селивановой, поражающий посетителей разными новинками. Достать билеты было невозможно!

А вокально-инструментальные ансамбли знали в городе все. По старшинству: «Ритм» (А.Фролов, А.Виноградов и др.), «Импульс» (М.Федоров, Н.Березин и др.), «Поворот» (Н.Корнилов, А.Шилов и др.). Они задавали тон. На них ходили.

На них не просто ходили. Попасть на бал в ДКЖ в праздник считалось хорошим тоном. 700-800 человек в зале — норма. Когда я и мои одноклассники учились в последних 9-м и 10-м классах, «Поворот» уже существовал. Строгие мамы, по тем временам, не всех в том волшебном возрасте пускали на танцы. Но те, кого пускали, имели почетное и неоспоримое право стоять и танцевать перед сценой в правом углу. А как иначе? Наши мальчики играли! Было круто! Когда встал вопрос, кто будет играть у нас на выпускном, старшие товарищи не смогли отказать юным коллегам, и мы ураганили под «Созрели вишни в саду у дяди Вани» в исполнении знаменитого «Ритма».

А потом я закончила институт культуры имени Н.К. Крупской и тоже работала в ДКЖ. На фото приблизительно 1985-86 год. Наш творческий коллектив. Людмила Васильевна Ефремова — художественный руководитель. Сама с прекрасным глубоким бархатным голосом. Волховчане заслушивались солистами, которых она готовила. Анатолий Бондарев всегда срывал бурные аплодисменты, когда грустно-иронично пел: «Уж я к ней и так и этак, со словами и без слов... Наломал немало веток, обломал немало дров...». А когда проникновенно пела сама Людмила «Зачем ты снишься мне, хороший? Зачем ты снишься мне, красивый?», у многих женщин по щекам катились жемчужные слезы...

Таисия Михайловна Диденко по-доброму и очень умело занималась подготовкой разнообразных детских мероприятий. Юрий Васильевич Валов в течение долгого времени был директором филиала в Мурманских Воротах. Умел делать все. И фильмы крутил, и стихи читал... И был очень долго бессменным Дедом Морозом. Саша Налетов — очень популярный, веселый, современный диджей. Лена Андреева — талантливый художник. Наталья Евгеньевна Митина — мудрый бухгалтер, Раиса Фоминична — педантичный кассир, Леша Авдашов — бессменный аккомпаниатор, Андрей Фомин — киномеханик и по совместительству веселый гармонист. Не очень долго побыла с нами директор Елена Павловна Максимова — жила в Войбокало, ездить было не очень удобно. И я — заведующая массовым отделом. Писать о себе неудобно. Может быть, когда-нибудь, с годами расскажет кто-нибудь и обо мне. Я и сама не обо всех вспомнила и не обо всех рассказала. Просто всей газеты не хватит, чтобы описать подробности. Но главное я постаралась донести: в Доме культуры «Железнодорожник» всегда работали и творили не только сотрудники, но и наши прекрасные волховчане, в основном железнодорожники.

Когда я бываю в ДК сегодняшнем, так преобразившемся после ремонта, то всегда думаю, что о таком его виде прошлые поколения не могли и мечтать. И это радует! Радует и то, что сегодняшние хозяева клубной жизни так же энергичны, так же в постоянном творческом поиске, как и раньше. Приятно, что они хранят в этих величественных стенах дух домашней теплоты и доброты, от которой всем так комфортно и которая родилась 90 лет назад.

С праздником всех нас! Какое счастье, что этот Дом культуры в Волхове есть! Ура!!!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

16