Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

22.10.2015 12:32 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 22.10.2015 г.

Дорога, дорога, ты помнишь так много...

Автор: Н.Власова

Автохозяйство города Новая Ладога, созданное в 1939 году, можно считать родоначальником ПОГАТа. Именовалось оно Волховским автохозяйством.

Предприятие подчинялось Ленинградскому облисполкому, на балансе имелись машины только двух марок: ГАЗ-АА (полуторка) и ЗИС-5 (трехтонка). Стоянка машин была расположена в правом крыле Гостиного двора, а контора — в здании нынешнего отделения ОМВД. Для населения был открыт маршрут Новая Ладога — Волхов, на котором работали ладожские водители. На этом маршруте работал грузовик с фанерным фургоном и сиденьями для пассажиров. Выезжал пассажирский транспорт раз в сутки.
С началом войны весь личный состав автохозяйства вместе с машинами был направлен на фронт, а само предприятие эвакуировано в 1941 году в район Тихвина и находилось там до 6 июня 1945(4) года. После эвакуации предприятие было размещено на территории бывшего "авиазвена" (Новоладожский филиал Волховского ПОГАТ).
В 1944 году в Волхове было создано самостоятельное автотранспортное предприятие общего пользования и отдельная строительно-монтажная часть (ОСМЧ) треста "Севзапалюминстрой". Она размещалась на территории бывшего гаража алюминиевого завода. Предприятие располагало тремя местами для ремонта автомобилей, одним токарным станком, наковальней и кузнечным горном. Воду для заправки автомобилей привозили из реки, а нагревали в бочках. В гараже была и конная база, довольно многочисленная: к 1952 году на предприятии находилось 40 лошадей. Они были заняты, в основном, на мелких перевозках: доставляли пиломатериалы, бочки с водой, продукты.
В 1943(6) году, автопарк насчитывал уже до 50 единиц грузовых автомобилей различных марок: отечественных ЗИЛ-5 и ГАЗ-АА и импортных  — "Студебеккер" и "Шевроле". Предприятие неоднократно меняло названия: ОСМЧ треста "Севзапалюминстрой", АТК треста № 34, база механизации и автотранспорта СМУ-1, Волховская автоколонна "Спецавтотреста" Ленсовнархоза, автобаза № 4 Ленсовнархоза, АТК № 4  автотреста "Запстройтранс". В мае 1964 года предприятие было передано управлению "Леноблтранс" Главленавтотранса как самостоятельная единица и получило название "Волховское АТХ-128". С этого момента началось развитие и совершенствование его производственной базы.
В 1944 году вернулось из эвакуации Волховское автохозяйство, его автобусы и грузовые машины составляли единый парк.
В июле следующего года Волховская АТК, расположенная в Новой Ладоге и подчиненная тресту грузовых перевозок Ленинградского областного управления автомобильного транспорта, начала свою работу. Вновь появляются пассажирские машины на линии Новая Ладога — Волхов.
В АТК были автомобили марок ГАЗ-АА, ЗиС-5, и ЯЗ-4. Ремонтная база отсутствовала, воду для систем охлаждения автомашин приносили ведрами со Старого канала. В конце 1947 года в АТК поступил второй автобус ЗиС. В 1947-48 г.г. в помещении бывшей ветлечебницы была оборудована мастерская для ремонта автомобилей.
В июне 1948 года в Волхове открылось новое предприятие — автотранспортная контора, из-за больших военных разрушений разместившаяся в трех километрах  от города, в д. Пороги.   Поскольку дорога до места стоянки машин часто становилась непроезжей и автобусы оставлялись на ночь на Привокзальной площади, осенью 1948 года АТК была переведена на Ильинскую (ныне Октябрьскую) набережную. Контора  заняла здание горисполкома (до наших дней не сохранилось), а стоянка машин — территорию ОВД (здание также не сохранилось). По другим данным, предприятие находилось в д. Бор. Полуразрушенный деревянный дом и прилегающий к нему земельный участок, где размещалась стоянка автомашин, составляли весь облик нового автохозяйства). Первым руководителем АТК стал инженер технического отдела Илья Маркович Кац. К трем машинам было получено еще 14, в т.ч и автобусы на 18-20 пассажиров каждый. Было привезено техническое оборудование, устроен склад запчастей. Водителей первого класса было всего двое. Ремонт производился в трудных условиях, зачастую прямо на снегу и в сырости, т.к. гараж не отапливался и был без дверей. Все оборудование состояло из верстака с тисками и консольного крана для снятия двигателей.
По решению Волховского горисполкома с 15 июля 1948 года в Волхове должно было начаться автобусное движение. Автобусы  должны курсировать от вокзала станции Волховстрой-I до ул. Мичурина. На маршруте предполагалось 12 остановок. На наиболее крупных остановках (вокзал Волховстрой-I, Ильинская наб., алюминиевый завод, Новый поселок) должны были построить павильоны для пассажиров. Сначала курсировали автобусы малого размера. В городе работали 5 машин, а по субботам и воскресеньям выходил дополнительный — шестой — автобус. Автобус соединил две части города, разделенные рекой Волховом. Автобусы работали регулярно каждые 12-15 минут с 7 часов утра до 10 часов вечера, перевозя до 4000 пассажиров за сутки, и быстро завоевал популярность у городского населения. Тогда же был открыт маршрут Волховстрой — Новая Ладога.
Горожане не сразу стали пользоваться автобусами: сказывалась старая привычка. Ведь в сороковых годах все ходили из левобережной части города в правобережную пешком. А это 12 км. Поэтому, чтобы люди привыкли ездить на городском транспорте, первую неделю автобусы возили пассажиров бесплатно. Приходилось в кратчайшие сроки подыскивать и кадры. В 1948 году в АТК работали 30 человек. Кадров не хватало. Водителей 1-го класса — 2 человека, 2-го класса — 3 человека, остальной состав — шоферы 3-го класса. Ремонтников совсем не было. Сначала выручали ленинградцы. Обучали кондукторов, которым надо было записывать в ведомости билеты в зависимости от интервала остановок. Стоимость билетов была различной — от 20 копеек. Оплачивать проезд приходилось в зависимости от количества остановок. В течение первого месяца было перевезено свыше 122000 пассажиров. А уже в октябре — около 500000.
В 4-м квартале этого года Волховская АТК организовала прием заказов на перевозку бытовых грузов, были получены автомашины для транспортировки грузов предприятий и учреждений.
Кроме имеющихся автобусов, планировалось пустить новые и на других маршрутах в черте города. Маршрут № 2 намечался по трассе вокзал — Октябрьская наб. — деревня Пороги.
В том же 1948 году, в связи с организацией автоконторы в г. Волхове, Волховская АТК в Новой Ладоге была переименована в Новоладожскую АТК. Волховская в начале 1949 года переехала на ул. Некрасова. Контора была размещена в частном доме, а мастерские — в районе бывшего военного городка, позже они стали мастерскими ДРСУ. В июле 1949-го было получено еще три автобуса и открыт городской маршрут № 2 ст. Волховстрой — Октябрьская набережная (перевоз).
Поскольку асфальтированных дорого еще не существовало, а ремонтная база была очень недостаточной, к началу 1950-х годов  на маршрутах работало менее половины из имевшихся в АТК автобусов. Но среди водителей парка было развернуто соревнование за пробег автобусами 100000 км без ремонта (движение "стотысячников").
В 1950-х годах предприятие возглавлял Георгий Александрович (Алексеевич?) Пленкин. Парк был смешанным — грузовым и пассажирским. Волховские автобусы и грузотакси работали на маршрутах трех районов области: Волховского, Новоладожского, Мгинского. С 1950 года АТК получила постоянную прописку на улице Гагарина. Сразу же началось строительство главного корпуса и ремонтных мастерских.
Весной 1951 года на улицах появился "автобус отличного обслуживания", который водили шофер-стахановец Волков и его напарник Сенин. По их примеру в Волховской АТК было создано еще несколько "автобусов отличного обслуживания". Тогда же появились новые комфортабельные автобусы Московского автозавода ЗИС-155, старый парк был обновлен. Снова встал вопрос о кадрах, пришлось слесарный состав переобучать обращению с новой техникой. Создали специальный кружок.
С поступлением новой техники и оборудования появилась необходимость в строительстве гаража, и в 1952 году было принято решение строить в Волхове ремонтную зону на 40 автомашин. Строительство растянулось на 2 года.
С 1 февраля 1954 года волховчане получили возможность пользоваться услугами легкового такси М-20, а с апреля в целях обслуживания пассажиров, едущих с крупным багажом и сельхозпродукцией на колхозный рынок, было открыто движение грузопассажирского такси по маршруту Новая Ладога — ст. Войбокало — Волхов (рынок).

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

242