Первый раз в первый класс
«Первый раз в первый класс» – очень радостный и одновременно очень беспокойный день для всей семьи маленького первоклассника. Как помочь ребенку адаптироваться к школе, рассказывает главный внештатный педагог-психолог Волховского муниципального района Екатерина Вячеславовна Андриянова.
- Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Первый класс — самый важный год в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
С чем предстоит столкнуться?
В процессе адаптации первокласснику предстоит приспосабливаться сразу к нескольким важным изменениям в своей жизни.
Первые недели в школе ребёнок будет знакомиться с местом, где ему предстоит учиться, и искать ответы на вопросы: что такое школа, из каких частей она состоит, как дойти от класса до столовой, что делать, если на пути встретились старшеклассники, и даже – «я заблудился, как мне отсюда выйти?». Освоение школьной среды младшим школьником – очень важная часть адаптации.
Ребёнку также предстоит осваивать средства социального взаимодействия в новых для него системах «ученик – учитель» и «ученик – ученик». Ему надо будет уяснить правила, по которым общаются в классе дети друг с другом, ученики с учителем, понять, как вести себя в школе можно, а как – нельзя.
Только после того, как ребёнок освоил пространство физически, осознал себя в новом статусе, понял и принял правила поведения в школе, можно говорить о том, что он изменился психологически, приспособился к новым обстоятельствам. Отныне школьная среда будет казаться ему безопасной: он уже знает, чего от неё ждать и как себя вести, а значит, адаптировался к школе.
Сколько времени это займёт?
Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев, у некоторых детей и до года. На это влияют многие факторы: специфика школы, характер ребёнка и его уровень готовности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и внеурочной деятельности, а также атмосфера в семье.
Из чего состоит адаптация?
Адаптация первоклассника – комплекс из трёх равнозначных по важности компонентов.
Физиологическая адаптация подразумевает, что ребёнок постепенно привыкает справляться со школьными нагрузками. Большинству первоклассников непросто даётся переход от динамической нагрузки к статической. Перед учеником ставится задача сидеть неподвижно 30–45 минут урока, держать спину ровно, слушать учителя, выполнять задания. Всё это требует высокого уровня физиологической готовности. Детскому организму нужно время, чтобы он перестроился. Очень часто в самом начале учебного года первоклассники болеют, потому что их организм попросту не справляется с непростой задачей физиологической адаптации.
Социальная адаптация предполагает наличие у ребёнка умений слушать, адекватно реагировать на слова учителя, самостоятельно выполнять задания. Он учится понимать требования и правила школьной жизни, признавать авторитет учителя, налаживать отношения со сверстниками.
Социальной адаптации первоклассников в первую очередь проявляется при взаимодействии ребёнка с учителем, одноклассниками.
• Будьте внимательны к сообщениям ребенка о его взаимоотношениях со сверстниками.
• Помогайте добрым советом, подсказывайте способы преодоления конфликтных ситуаций.
• Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего ребёнка сложились отношения; сообщайте учителю о тревожных ситуациях.
• Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.
• Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но при этом с уважением относиться и к мнению других.
Психологическая адаптация. Сюда относится желание ребёнка учиться, принятие своей позиции школьника, высокий уровень психологической зрелости. Настроенность на учёбу, школьная мотивация, готовность к обучению, стрессоустойчивость – всё это ребенок будет приобретать в ходе психологической адаптации.
Для успешной психологической адаптации очень важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
Любовью и заботой можно смягчить любые дискомфортные проявления адаптации. Именно родительское понимание и позитивный настрой помогут первокласснику в первые трудные дни и недели в школе.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.
Итак, первоклассникам необходимо полноценное питание и строгий режим дня. После школы желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать.
Домашние задания вечером перед сном готовить не следует. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера, только тогда ночной отдых будет действительно полноценным.
Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки.
Очень важно, чтобы ребенок ежедневно гулял на улице, т. к. для детей этого возраста характерна большая потребность в двигательной активности.
Ещё один очень важный момент: первоклассники – все еще маленькие дети, поэтому нужно обязательно оставлять им ежедневно время для игр.
Составьте распорядок дня вместе. Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным и ничего не будет забывать.
Чтобы избежать переутомления, чередуйте виды деятельности. В расписание необходимо включить только основные моменты: уроки в школе, домашнее задание, кружки и секции и т.д. Не включайте в расписание время игр и отдыха, иначе он все время будет отдыхать.
Выделите для ребенка его личное пространство. Это может быть либо целая комната, где он сможет спокойно заниматься, либо собственный письменный стол.
У ребенка как минимум должно быть постоянное место для подготовки домашних заданий, для хранения учебников и тетрадей. И главное — к занятиям своего ребенка нужно относиться с уважением. Это значит, что вы не должны отрывать его во время занятий, и на это время желательно организовать в квартире рабочую тишину.
Также ребенку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему.
Учите самостоятельности
Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
«Уроки задают тебе, ты их и делай», — заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.
«Ну, что нам сегодня задано?» — спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.
Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь.
Не нужно вмешиваться во все, что делает ребенок. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно.
Правильная помощь – это небольшие поэтапные подсказки и наводящие вопросы, которые подводят ребенка к верному действию, но не преподносят готовый ответ.
Например, посоветуйте первокласснику посмотреть, как выполнено похожее задание в классной работе. Ребенок будет благодарен Вам за такую помощь, у него останется ощущение самостоятельно выполненной работы, что поднимет его самооценку и снизит тревожность.
Избегайте чрезмерных требований
Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Нельзя говорить детям что-нибудь типа «пока не сделаешь уроки, не пойдешь гулять» или «сделаешь ошибку в домашнем задании – не получишь шоколадку». Такие заявления могут отбить интерес к учебе, а школа и все связанное с ней не должно вызывать у ребенка негативных эмоций.
Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.
Попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если ребенок не будет иметь возможности гулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем может начаться невроз. Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Не делайте за него то, что он может сделать сам. К примеру, если первоклассник «долго возится» собирая портфель, но делает это самостоятельно, его нужно поощрять, а не подгонять и не перехватывать инициативу. Ваше терпение будет вознаграждено.
Формируйте культ интеллекта в семье. Объясняйте ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра.
Родителям следует помнить, что ребенка надо хвалить не за успехи, а за старательность.
Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно».
Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может.
Признаки успешной адаптации ребенка в школе
- 1. Первоклассник идет в школу и возвращается домой с хорошим настроением. Если он веселый и жизнерадостный, не говорит, что в детском саду было лучше, — это хороший знак.
- 2. Ребенок самостоятельно справляется с проблемами: знает, где находится туалетная комната, самостоятельно переобувается и раздевается/переодевается, обращается к взрослым за помощью.
- 3. У школьника появились друзья, дома он рассказывает о них и об учительнице.
- 4. Его здоровье в хорошем состоянии: крепкий сон, отсутствие простуд и жалоб на головные боли и боли в животе.
- 5. Ребенку интересно учиться, он знает, что в школе важны не перемены, а уроки. Даже если в какой-то момент ему трудно, он преодолевает сложности и готов учиться дальше.
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.