Волховская земля: моряки штурмуют берег
Продолжаем публиковать отрывки из книги «Волховская земля», второго, дополненного издания. Автором сборника является ученый, журналист, писатель, бывший главный редактор «Волховских огней» и краевед Юрий Александрович Сяков.
В истории боёв на Ладожском озере Тулоксинская десантная операция стала как бы вершиной боевого мастерства моряков Ладожской флотилии и войск 7-й армии, которые держали оборону по реке Свирь.
15 июня 1944 года командир базировавшейся северо-западнее села Алёховщина 70-й отдельной бригады морской пехоты подполковник А.В. Бланк был вызван к командующему 7-й армией генерал-лейтенанту А.Н. Крутикову. В разговоре участвовал и командующий Карельским фронтом генерал армии К.А. Мерецков. Бригаде ставилась задача со стороны Ладожского озера высадиться в тылу финских войск в устье реки Тулоксы, захватить плацдарм и удерживать его до подхода главных сил армии, которые будут прорывать оборону противника со стороны Свири. План операции был разработал при активном участии командующего ладожской флотилией В.С. Черокова. Когда были уточнены все детали, бригаду подняли по тревоге. Маршем она должна была пройти 110 километров и прибыть в пункт назначения – Новую Ладогу – 18 июня.
По приказу командования флотилии бригаду, а это более 4 тысяч человек, разместили в районе Юшково. Здесь и проводились тренировки морских пехотинцев, из которых только 20 процентов было настоящих моряков.
21 июня десантная операция была полностью спланирована. В тот же день, 21 июня, началась Свирско-Петрозаводская наступательная операция, которую проводили войска 7-й армии генерал-лейтенанта А.Н. Крутикова, 32-й армии генерал-лейтенанта Ф.Д. Гореленко во взаимодействии с Ладожской флотилией контр-адмирала В.С. Черокова и Онежской военной флотилией капитана 1-го ранга Н.В. Антонова.
Части Карельского фронта форсировали реку Свирь. Начались упорные бои на линии обороны, которую финны строили три года. Кровью советских воинов был оплачен каждый метр прорыва.
Морские пехотинцы чувствовали, что вот-вот настанет и их час. Они начали очередную тренировку, когда пришёл приказ: «Репетиция отменяется. Выходить на фактическое выполнение задачи».
К полудню 22 июня, закончив погрузку первого эшелона морской пехоты с вооружением, боеприпасами и техникой, корабли с десантом вышли на рейд Новой Ладоги и построились в боевом порядке. Всего в операции участвовало более 70 судов.
К рассвету 23 июня суда флотилии достигли района высадки. В 3 часа 45 минут катера с первой атакующей группой устремились к берегу. Финны хорошо укрепили берег. Это не был просто песчаный пляж с дюнами и соснами, каким его можно видеть сейчас. До сих пор сохранились траншеи, блиндажи, оборонительные сооружения. Это был целый укрепрайон, рядом с которым проходили железная и шоссейная дороги. При сильной артиллерийской поддержке кораблей флотилии началась высадка десанта. Для финнов атака была неожиданной. Моряки прорвали оборону и атаковали 11-ю финскую дивизию, которая торопилась к Свири, захватив у неё всю артиллерию. Но вскоре враги оправились от первого удара. Они бросили на десантников большие силы, чтобы столкнуть их обратно в озеро. Начальник штаба 70-й бригады морской пехоты С.Я. Бунаков вспоминал: «Шестнадцать атак провёл противник в стык между батальонами. И ни одна из них не увенчалась успехом… на некоторых участках дело доходило до рукопашной…».
О важности операции можно было судить по тому, что к месту боя на «морском охотнике» прибыл командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц. Он познакомился с обстановкой, приказал ускорить движение транспортов и подводить их как можно ближе к берегу, чтобы сократить путь высадочных средств.
После вице-адмирал вернулся в Новую Ладогу, на флагманский командный пункт, куда стекались все сведения о ходе операции и откуда было легче поддерживать связь с сухопутным командованием.
Несколько суток 70-я бригада отчаянног дралась на отвоёванном у врага кусочке земли. Нужна была помощь. Командование фронта решило перебросить на плацдарм 3-ю бригаду морской пехоты, которая с лучшей стороны проявила себя в боях на Свири.
Транспорты флотилии срочно направились в Свирицу, где в ожидании погрузки находились батальоны бригады. Но на озере начался сильный шторм. Корабли не могли подойти к берегу, высадить помощь сражающимся на плацдарме. А финны, наоборот, усилили свои атакующие войска, направили против моряков танки. И всё-таки они выдержали натиск!
В самый критический момент боя, когда у подполковника А.В. Бланка уже не оставалось резервов и враг на одном участке плацдарма оттеснил морских пехотинцев к берегу озера, пришла помощь. Под командой опытных моряков офицеров А. Ходова и А. Суханова транспорты с батальонами 3-й морской бригады подошли к берегу и начали высадку.
Сходу подразделения бригады вступали в бой. Теперь уже инициатива перешла на сторону десантников. Они отбросили врага и начали наступление вдоль берега озера по направлению к Питкяранте.
Успешно завершившаяся Тулоксинская десантная операция сыграла большую роль. Она позволила 7-й армии более интенсивно вести наступление, внесла в ряды врага сумятицу, так как они опасались окружения своей группировки войск.
За боевые успехи в проведении десантной операции 70-я и 3-я бригады морской пехоты и Ладожская военная флотилия были награждены орденами Красного Знамени, стали Краснознамёнными.
В ходе боя на плацдарме погибло немало морских пехотинцев; были большие потери и у моряков флотилии. Убитых и раненых вывозили в Свирицу, а оттуда в Пашу и Доможирово.
В центре Паши стоит памятник морякам, павшим в боях за Родину. Здесь похоронены многие бойцы десанта.
В Доможирово тоже большое кладбище, где нашли вечный покой герои Великой Отечественной войны, которые ради победы не пожалели самого дорогого – своей жизни.
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.