Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

23.05.2023 07:54 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 19.05.2023 г.

Успех на экзамене: не критиковать, а мотивировать

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте после. Внушайте детям мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Навыки саморегуляции, полученные учениками в ситуации подготовки и сдачи экзаменов, пригодятся не только в образовательной организации, но и во внешкольной жизни, и во взрослом возрасте.

Рекомендации психолога родителям выпускников при подготовке к выпускным экзаменам в школе.

Продолжаем рубрику «Консультационный час для родителей». Уважаемые родители выпускников школ! Приближается пора сдачи экзаменов! Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для наших детей потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько ребята готовы ко взрослой жизни, насколько уровень притязаний адекватен возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для школьников особую значимость. Педагог-психолог Регина Анатольевна Белоус рассказывает, как родители могут поддержать своих детей-выпускников в такой сложный для них период.

– Старшеклассники, несмотря на видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна для учащегося, поскольку ему кроме всего прочего необходима ещё и психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче единого государственного экзамена.

Правильные действия родителей во многом будут определять успешность психологического настроя ребенка.

При этом важно помнить, что вы сможете поддерживать его лишь в том случае, если сами будете излучать положительные посылы, будете спокойны и уверены. Прежде всего, необходимо посмотреть на экзаменационную ситуацию, не воспринимая её как катастрофу, трагедию, а отнестись к ней адекватно, рассмотреть как важный этап в жизни человека, который открывает возможности для дальнейших путей развития.

Именно такое восприятие экзамена и позволит эффективно преодолеть все сложности, возникающие на пути к цели, сохранив при этом и своё здоровье, и здоровье детей.

От чего зависит успех на экзамене?

1. От знания учебного предмета. К этому готовились все школьные годы.

2. От знакомства с процедурой проведения экзамена. И это прошли, были пробные экзамены.

3. От стратегии подготовки. Ребята ознакомились с этим приемами, техниками на психологических часах.

4. От уровня тревоги. На этом моменте остановлюсь подробнее.

Почему дети так волнуются? Вероятно, сомневаются в полноте и прочности своих знаний, в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание. Кто-то испытывает страх перед экзаменом в силу личностных особенностей – тревожности, неуверенности в себе. А кто-то боится незнакомой, неопределенной ситуации. Некоторые испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние ребёнка.

Конечно же, экзамен даже для самого подготовленного учащегося – это испытание, связанное с физическим, интеллектуальным и эмоциональным стрессом. Существуют два основных варианта реакции на него.

Первый – активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям.

Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, при этом хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал.

Во время стресса могут наблюдаться различные изменения во всех сферах жизни ребенка.

Признаки стресса

1. Физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

2. Эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

3. Поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.

Но важно помнить, что сознание и тело – это единая система! Воздействуя на тело, мы так же воздействуем на сознание. И наоборот.

Что нужно сделать, чтобы улучшить психоэмоциональное состояние ребенка?

Стресс (как чай, кофе) обезвоживает организм, что приводит к повышению плотности крови, недостаточному питанию кожи, расстройству пищеварения, нарушению обмена веществ.

Необходимо увеличить потребление чистой воды или натуральных несладких фруктовых соков. Водные процедуры – душ, прием ванны, — помогают расслабиться, успокоиться.

«Дыхание — это самый эффективный метод быстрого снижения гнева и тревоги», — говорят врачи.

При тревоге я советую техники дыхания животом, которые идут на счёт. Во-первых, они позволяют стабилизировать эмоциональное состояние. Во-вторых, учат правильно дышать на постоянной основе.

• Вдыхаем, считая до четырёх.

• Задерживаем дыхание на четыре счёта.

• Выдыхаем, считая до четырёх.

• Задерживаем дыхание на четыре счёта.

Сделав не менее пяти осознанных циклов, вы получите благодарность от организма. Наступит расслабление. Бонусами станут: профилактика заболеваний лёгких, улучшение подвижности грудной клетки, активизация мозгового кровообращения и т.д.

Режим сна

• Во сне организм восстанавливает работу различных систем.

• Достаточный сон снимает психическое напряжение.

• Лучше раньше ложиться и раньше вставать, чем сидеть допоздна, доделывая дела.

Мелатонин – гормон суточных ритмов. Максимальные значения концентрации мелатонина в крови человека наблюдаются между полуночью и 5 часами утра по местному солнечному времени.

И лучше, пускай ребёнок что-то не доделает, но на кануне экзамена ребёнку надо обязательно поспать, да, он может не успеет все прочитать что запланировал, но у него будет ясная голова, физиологическая часть организма будет в тонусе, с нужной скоростью протекания реакций, внимания и т.д. что позволит ему собраться, что – то понять, ответить, решить, нежели он будет уставший.

Физические нагрузки позволяют организму получит массу полезного для организма.

Серотонин – «гормон хорошего настроения», вырабатывается при попадании яркого света на сетчатку глаза. Чаще отправляйте детей на прогулку в солнечные дни.

Ходьба — щадящая нагрузка на сердце. Задействовано более 60% мышц тела.

Любой самомассаж (лица, например, помогает сбросить негативные эмоции), растяжки.

На лице (по 30 сек) не массирование, а надавливание. Середина бровей, основание крыльев носа, уголки за ушами. (Можно массировать мочки ушей, оттягивать сверху вниз, потереть уши, там много активных точек). Точка ярёмная впадина.

Сбалансированное питание

Сократить потребление жиров, меньше сахара и соли. Сахар — одна из форм углеродов, которая обеспечивает лишь иллюзию энергии, благодаря которой за первоначальным всплеском следует немедленный спад. Симптомы неврастении являются результатом избытка сахара.

Еда, далекая от натуральной, с повышенным содержанием крахмала, белый хлеб — все это ухудшает состояние нервной системы. Это может привести к вспышкам ярости, а затем — к депрессии. Ешьте сырые овощи и фрукты, клетчатку (хлеб с отрубями, кожица овощей и фруктов).

Миндаль, яблочный сок – помогает улучшить память.

Сыр, бананы, темный шоколад стимулирует выработку серотонина.

Стресс сильно сокращает содержание в организме витамина В.

Психологический «островок покоя»

Каждый день полчаса-час необходимо обеспечить ребенку «островок покоя». Подойдет что угодно – совместные с родителями настольные игры, общение на темы, отвлеченные от экзаменов, возможность побыть ребенку одному и пр., что ребенка успокаивает и/или привлекает его внимание. Но строго без гаджетов, ТВ.

Психологическая поддержка

Оказывать психологическую поддержку: опираться на сильные стороны личности ребенка, говорить с ним об успехах, которые у него в жизни были, вспоминать позитивные моменты, когда ребенок был доволен собой. Сравнивать ребёнка только с самим собой – «Помнишь, как ты писал контрольные в прошлом году и как сейчас», например.

Как вести себя родителям, если во время экзаменационной подготовки ребёнка замечается безразличное отношение дочери или сына к предстоящим экзаменам, а вас это удивляет и беспокоит? Что нужно сделать для того, чтобы мобилизовать на лучшую работу, разбудить некую активность выпускника?

Прежде всего, нужен доверительный разговор, относительно возможностей в случае успешной сдачи экзамена, показать перспективы (например, в 11 классе: возможности зачисления на бюджет или поступления в хороший вуз, в 9 классе: мотивировать может желание быть первым, лучшим, т.е. важно отыскать стимулы, для каждого ребенка он будет свой).

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.