Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

24.03.2023 08:37 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 24.03.2023 г.

Как помочь подростку в выборе профессии

Определиться с профессией — важный и ответственный шаг в жизни каждого, в дальнейшем от этого зависит весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь ребенка в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Продолжая нашу рубрику «Консультационный час для родителей», педагог-психолог Екатерина Вячеславовна Андриянова расскажет родителям, как помочь ребенку выбрать будущую профессию.

- В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти своё место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведёт к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многогранный. В нём должны соединиться и ужиться три базовых понятия: хочу, могу, надо.

• «Хочу» — это желания, интересы, склонности личности.

• «Могу» — это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

• «Надо» — это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

«Хочу» должно быть адекватно «могу» и учитывать требования социальной среды «надо».

Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о других видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий. Главное для родителей — отдавать себе отчёт в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери, и насколько такое влияние оказывается положительным. Если вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чём основан его выбор.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на знаниях о мире профессий и конкретно о выбираемой; изучении своих интересов и способностей — своих сильных и слабых качеств; состоянии своего здоровья. Учитывать стоит и материальное положение семьи, и ситуацию на рынке труда.

Необходимо решить, какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, колледж и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «Надо». Конечно, возможность получения помощи в обучении, условия оплаты труда в выбранной сфере и даже местная инфраструктура профессионального образования имеют огромное значение в сегодняшних социально-экономических условиях.

Чтобы выбрать профессию и специальность, которую хочет ребенок, необходимо ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

Учесть возможности ребенка («Я-могу»):

• интересы, склонности;

• успехи в учёбе и потенциальные способности;

• свои сильные и слабые стороны;

• состояние здоровья.

И это будет первый этап по профессиональному выбору. Второй – определиться с учебным заведением.

Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами, если такие имеются. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, официальные сайты в сети Интернет, социальные странички данных учреждений, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за её исход.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?

Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать.

Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.

Первое, что необходимо знать, — это физиологические спады и подъемы, говоря проще, когда усталость объективно обусловлена, и действительно нужно отдохнуть, а когда наиболее благоприятное время для занятий.

Существуют регулярные колебания дневной работоспособности:

— физиологические подъемы: 5 ч., 11 ч., 16 ч., 20 ч., 24 ч.;

— физиологические спады: 2 ч., 9 ч., 14 ч., 18 ч., 22 ч.

К сожалению, ни один человек не может избежать чувства усталости и напряжения. Но уменьшить его, сделать легко переносимым, можно и нужно.

Для снятия напряжения незаменима вода. Можно посоветовать уставшему ребенку встать под душ с тёплой водой и расслабиться. Предложить мысленно выполнить упражнение: «Представь, что поток воды уносит с собой твою усталость и напряжение, почувствуй облегчение, сделай напор воды более сильным, а саму воду – более прохладной. Теперь ощути, как каждая струйка наполняет твоё тело энергией и силой».

Для обретения уверенности и силы могут помочь «ресурсные образы»: «Попробуй вспомнить или придумать место, где тебе хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берега моря, поляны в лесу и т.п.

Представь, что ты находишься именно в этом месте, ощущаешь запахи, слышишь шелест травы или шум волн, видишь голубое небо! Представь, что всё это твоё и может быть доступно тебе в любое время».

И последнее, организуйте своему ребенку в период подготовки к экзаменам регулярное питание. Мы не откроем ничего нового, если скажем, что именно в этот период в рационе особенно важны овощи и фрукты. Нужно заменить конфеты и булочки на яблоки, гранаты, орехи, изюм. Очень благотворно на работу мозга влияет фосфор, т.е. употребление рыбы, сыра, бобовых, молочных продуктов. Теплое молоко с мёдом перед сном действует лучше всякого снотворного. Вместо кофе и чая лучше пить соки, компоты или молоко.

Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому важно поставить перед ним вопрос родителям: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Важно — осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям и наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей. Необходимо помнить, выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков. В 14-16 лет многие психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно, потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно, не снимая полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка, сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.