Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

14.02.2023 08:02 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 10.02.2023 г.

Роль железнодорожников в обороне Ленинграда

Автор: Георгий Самсоненко
кандидат исторических наук, почётный гражданин Волховского района

Жизнь железнодорожного узла Волховстрой в годы Великой Отечественной войны — это одна из ярких страниц героической битвы за Ленинград. Все 900 дней блокады паровозники и путейцы, связисты и рабочие ремонтных бригад днём и ночью вели борьбу за спасение ленинградцев, были надежным связующим звеном Ленинграда с Большой землей.

С апреля 1942 года по август 1943 год на железнодорожный узел было сброшено около 20000 тысяч фугасных и зажигательных бомб, его обстреливали из орудий и минометов, но захватчики не смогли сломить волю Волховстроевских железнодорожников, которые вместе с бойцами Красной армии трудились, а точнее сказать, сражались с врагом на линии фронта. Передовая проходила в нескольких километрах от железнодорожного узла и деповских цехов.

3 июля 1941 года «Ленинградская правда» рассказала о смелом поступке Волховстроевского железнодорожника: «В паровозе, ведущем экстренный маршрут, провалился задний ряд колосников топки. 5 часов требовалось для ремонта. Рабочий Н-ского депо И.С. Сигачев, облившись водой, влез в топку по доске, отгреб горящий уголь и поставил тяжелые раскаленные колосники на место. Через 40 минут состав отошел к станции назначения». Этот трудовой подвиг железнодорожники станции Волховстрой не раз повторяли за годы работы во фронтовой обстановке.

276 работников паровозного депо и более 1000 железнодорожного узла защищали Родину в рядах Красной Армии. Многие погибли в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Самых опытных специалистов, из числа паровозных бригад были направили на фронт для обслуживания бронепоездов. Среди них были машинисты К.Д. Петров, С.Г. Бухалов Г.Н., Антропов С.А., Рудак А.Н., Смирнов, инженер А.А. Козин, токарь Г.С. Иванов те, кто остался на рабочих местах в депо, трудились самоотверженно. В июле начали подавать сигналы воздушной тревоги посты раннего оповещения.

Ровно в 12 часов над Волховом на большой высоте пролетал один вражеский самолет. Немецкий ас на «раме» в одиночку производил разведку. Авиация противника готовилась к первому массированному налету на город Волхов. Немцы прицеливались к железнодорожному узлу, гидроэлектростанции, складам продовольствия. Напряжение нарастало. Это чувствовалось во всем. Уже в августе горячее дыхание войны постучалось в двери каждого волховстроевского жителя. Все, кто остался в городе, жили заботами фронта.

3 августа 1941года во время авиационного налета немецких бомбардировщиков загорелись корпуса паровозного депо. Не ожидая отбоя тревоги, котельный мастер Васильев, машинист Ваницкий, кочегары Шапкин и Жаринов, слесари Семенов и Семкин, начальник базы смазки Михайлов и другие железнодорожники бросились тушить пожар и спасли главные цеха депо от огня. Люди работали мужественно, многие получили ожоги, но не покинули предприятие, пока не были ликвидированы все очаги возгорания. Работа на пожаре не остановила подготовку паровозов к рейсам. Все они были вовремя поданы под воинские эшелоны. 13 августа на станции Зеленец фашистские летчики атаковали эшелон, который вёз для фронта авиабомбы и морские мины. Три бомбы попали в состав: загорелись вагоны. Страшной силы взрыв смог снести с лица земли станцию и разрушить пути на Тихвин. Главный кондуктор поезда Федор Иванович Кудряшов прорвался через огонь до путейской казармы и сообщил по телефону на станцию Волховстрой о случившемся, попросил помощи. Железнодорожник вернулся к эшелону и вместе с другими вступил в борьбу с бушевавшим пламенем.

Бывший машинист, заместитель начальника паровозного отделения А.А. Стоумов в 1975 году опубликовал воспоминания в районной газете «Волховские огни» о тех грозных днях. Они ярко передают героическую и трагическую атмосферу первых месяцев войны: «Тяжелые дни переживал Волховстрой в 1941 году. В августе немцы заняли станции Чудово, Тигода, Ирса, Кириши. Прекратилось движение поездов на Чудово. В конце августа враг занял ст. Мга, тем самым закрылось движение на Ленинград. В сентябре прервалось сообщение и с Петрозаводском. Осталась единственная дорога, связывающая Волховстрой с востоком страны — это путь на Тихвин, Вологду. Немцы, после взятия Мги пытались выйти и на Волховстрой. Командующий армий группы «Север» Вильгельм фон Лееб отдал приказ 8-й танковой дивизии развернуть наступление на Волховстрой вдоль железной дороги, ведущей на восток. Однако эта попытка не увенчалась успехом, немцы были остановлены нашими войсками у реки Ижора, да и отсутствие дорог, и сплошные болота помогли нашим войскам.

Враг подошел к правому берегу Свири. На станции Лодейное Поле остались не вывезенными несколько составов, а в депо — паровозы. На ст. Янега стоял состав с оборудованием Свирской ГЭС. Несмотря на то, что враг находился в полутора километрах от станции, а местами в два раза ближе, было решено вывезли из Лодейного Поля все ценное. Группа работников узла во главе с начальником политотдела тов. Пташкиным отправилась на паровозах в путь. В первую очередь путейцы восстановили разбитый снарядами мост через р. Каному. Теперь можно было действовать. Несмотря на минометный и артиллерийский обстрел, задание было выполнено».

Немало проблем было с пристанью в Гостинополье. Здесь скопилось много продовольствия для Ленинграда. Оно постоянно прибывало по Северной железной дороге из глубины страны. Из Волховстроя продовольствие шло на станцию Гостинополье, где его перегружали на баржи и отправляли через Ладожское озеро в направлении Осиновца. Здесь на подаче вагонов под погрузку постоянно работало четыре паровоза, шесть кранов. Не хватало плавсредств, техники, чтобы быстро грузить баржи для голодного Ленинграда. В сжатые сроки в Гостинополье были проведены все необходимые работы: построена эстакада, уложены к самому берегу железнодорожные пути, поставлены краны. Для строительства эстакады рабочие паровозного депо подготовили 4 тысячи скоб, 480 болтов разных размеров, необходимые инструменты и материалы. Рельсы и шпалы поставили рабочие алюминиевого завода. В Гостинополье погрузочно-разгрузочные работы выполнял 6-й Сясьстройский отдельный рабочий батальон, который за два месяца осенней навигации перегрузил на суда и баржи более тысячи шестнадцатитонных вагонов с продовольствием. Работа кипела круглые сутки. Но близость фронта, частые бомбежки создавали опасность гибели продовольственных складов. Вскоре работы на этом участке пришлось прекратить.

16 октября 1941 немцы начали наступать в направлении Тихвина, чтобы соединиться с финскими войсками. Спустя десять дней они развернули дивизии 1-го армейского корпуса и вдоль реки двинулись в направлении Волхова. Начальник паровозного отделения С. Юхманов дал команду готовить людей и паровозы к эвакуации в Пашу. Вскоре после упорных боев немцы захватили Тихвин, подошли к Волхову. Железнодорожники срочно вывозили оборудование, оставшееся на станциях Гостинополье, Войбокало, Новый Быт в сторону Паши. Составы рассредоточивались от разъезда Георгиевский до станции Заостровье на расстоянии до ста километров. В трагические дни обороны Волхова, когда враг стоял в двух километрах и готовился к последнему броску, чтобы захватить город, железнодорожники организовали спецотряд. В него вошли в основном коммунисты: начальник паровозного депо П. Запатрин, его заместители Б. Ссорин и Г. Афанасьев, машинисты А. Стоумов и Г.Бочков, слесарь А. Беленьков, мастер В. Лязгин, другие мужественные люди, которые решили остаться в городе до конца. Этот отряд в критический момент поможет командованию 310-й дивизии отстоять командный пункт на станции Мурманские Ворота. Требовалось по приказу взорвать станцию, мастерские депо, водонапорную башню, здания и оборудование. Подрывники после уничтожения материальных ценностeй должны были отойти на партизанскую базу и включиться в организованную борьбу с захватчиками. Членом этого отряда был и Александр Владимирович Цветков. «Нам дали винтовки, а патронов к ним не было, — рассказывал он. Минировaли военные, подразделения минеров 54-й армии, а мы должны были взрывать. Сигнал для действий был один для всех — взрыв водонапорной башни на станции Волховстрой. Мы неоднократно выходили на свои объекты и проверяли готовность к взрыву. Мне было поручено взорвать помещения в депо. Там стояли ящики с динамитом. Ощущение было не из приятных. Нас все время обстреливали немцы со стороны деревни Морозово, методично, три раза в сутки; узел, завод, ГЭС. Летели снаряды и мины, и без команды все могло рвануть. «Алексей Алексеевич Стоумов воспоминал о том трагическом и героическом времени, когда они — последние Волховстроевские железнодорожники — напряженно ждали приказа взрывать узел: «С утра 9 ноября я находился в диспетчерской. Там все пульты управления, кроме одного, были заминированы. Диспетчер работал, а возле его ног стояли ящики с толом. Железнодорожники сидели и тоже ждали команды. Немцы взяли деревни Мыслино и Куколь, ворвались в Гостинополье. Дежурный только успел прокричать по селектору: «Немцы на станции!» и связь оборвалась. Наш отряд расположился в доме отдыха паровозных бригад (здание в войну было полностью разрушено). Установили дежурство. Вокруг города вспышки и взрывы снарядов, висят осветительные ракеты, небо в кровавом зареве горящих деревень. Тяжелая, тревожная ночь. Никто не спит, все в напряжении ждем сигнала. Утром узнаем, что фашисты заняли деревни Бор, Морозово, подошли к Вячкову, пять километров до Волхова. Враг беспрерывно обстреливал город. Но взять его не смог. Для Волховстроевских железнодорожников начался период работы и жизни в тяжелых фронтовых условиях. Немецкая разведка появилась в Мурманских Воротах, где находился штаб 310-й стрелковой дивизии, обстреляла связистов, которые восстанавливали поврежденную линию, подошла к алюминиевому заводу... Город замер в ожидании. Все было готово к взрыву основных объектов, в том числе Волховской ГЭС и железнодорожного моста. До Ладожского озера оставалось еще двадцать четыре километра. И это должны были быть километры ожесточенной борьбы за Ленинград, за спасение армии. Зенитчики раскапывали брустверы огневых позиций, чтобы вести стрельбу по фашистским танкам и пехоте. Героическими усилиями воинов 54-й армии Ленинградского фронта под командованием генерал-майора И. И. Федюнинского, ополченцев, бойцов истребительных батальонов город Волхов удалось отстоять. В результате контрнаступления советских войск под Волховом и Войбокало немецкая группировка «Бекман», которая пыталась выйти к Ладожскому озеру, была разгромлена и отброшена на позиции в район Киришей, откуда начинала своё наступление.

С первых дней января 1942 года в Волхов стали возвращаться эвакуированные в Пашу железнодорожники. Они привели сохраненные паровозы и начали организовывать работу на узле. В это время в Тихвине скопилось около 200 вагонов с продуктами для Ленинграда.

Немцы взорвали мост через реку Сясь, полностью вывели из строя перегон Цвылево — Черенцово. По телеграфу члены Военного совета фронта А.А. Жданов и Н.В. Соловьев требовали принять срочные меры по восстановлению железной дороги от Тихвина до Волховстроя. На выполнение этой задачи были мобилизованы все силы. Наибольшие трудности возникли при восстановлении моста через реку Сясь на 179-м километре пути. Вся линия была готова к пропуску поездов, но подъем пролетного строения моста сильно задерживался, хотя руководили им опытные инженеры-мостовики. Наконец, все работы были закончены. В ночь с 6 на 7 января 1942года паровозная бригада в составе машиниста Ф.Н. Мельникова, его помощника Т.А. Крисанова и кочегара А.Т. Ильина доставила из Тихвина в Волховстрой поезд с продовольствием для Ленинграда по только что восстановленной железнодорожной линии. Машинист Федор Никифорович Мельников после войны вспоминал: «В Тихвине сразу стало ясно, что вес состава гораздо больше установленного предела в 1900 тонн. Потом и документы подтвердили: состав весил 2300 тонн. Но отцеплять вагоны, оставить продовольствие, когда в Ленинграде умирали от голода люди!? Решили рискнуть, тем более что нам обещали паровоз-толкач. В Цвылево с помощью этого толкача проехали мост на 179 км, в Черенцово заправились водой. Помню записку, которую бригаде передала диспетчер Тыканова: «Машинист, жми до Волховстроя. Поезд ждут!» О том, как ждали на станции Волховстрой, Ф.Н. Мельников догадался лишь тогда, когда его с бригадой повели в столовую, где в качестве поощрения бесплатно накормили борщом и омлетом. Скорость по всему участку от Тихвина до Волховстроя была чуть более 5 километров в час, ехали 12 часов».

15 января 1942 года в Волхов приехал председатель Леноблисполкома Н. К. Соловьев. Первым делом он отправился в паровозное депо, где встретился с активом. «У нас одна надежда на Волховстроевских железнодорожников, — сказал Соловьев. — Каждая ваша поездка – это спасённые жизни ленинградцев. Ленинграду не прокормить столько людей, и от вас зависит, чтобы он не стал городом мертвецов…»

Для ускоренного передвижения грузов к Ленинграду требовалось вплотную подвести железнодорожную линию к берегу Ладожского озера. По решению ГКО в конце января началась постройка линии Войбокало — Кобона — Коса. Дело было не только срочным, но и чрезвычайно сложным. Стояли сильные морозы, которые сменялись частыми снегопадами.

3 февраля к строителям обратился с письмом А.А.Жданов: «Правительство возложило на вас ответственную задачу: в кратчайшие сроки построить железную дорогу от ст. Войбокало до Ладожского озера. Эта линия позволит значительно увеличить и ускорить подвоз продовольствия, горючего и боеприпасов для Ленинграда и Ленинградского фронта... Нет для вас теперь, товарищи строители, более высокого долга, более священной обязанности, чем постройка дороги в кратчайший срок, указанный правительством...».

15 февраля 1942года была построена железнодорожная ветка Войбокало-Лаврово-Кобона-Коса, которая полностью обслуживалась работниками ВЭО-4. Значение ветки было велико. Прибывший груз непосредственно выгружался в автомашины и направлялся через Ладожское озеро в Осиновец, с озера дул ледяной ветер, сверху бомбила вражеская авиация. В таких условиях шпалы укладывали прямо на снег, по ним прокладывали рельсы.

Ветка ежедневно бомбилась с воздуха, укрытий не было и не могло быть... Настоящий героизм проявляли девушки-железнодорожницы. Вооруженные сигнальными фонарями, они пропускали поезда при интенсивном вражеском обстреле, в случае повреждения пути немедленно докладывали диспетчеру. И тогда за устранение повреждений брались путейцы. За выполнение перевозок в город-герой весь коллектив ВЭО-4 был награжден медалью «За оборону Ленинграда», 38 человек — орденами и 71 человек -значками НКПС».

Первый поезд от Войбокало до станции Кобона, начальником которой стал Никифор Степанович Аверьянов, провел машинист М.К. Кузнецов. Этот участок обслуживали Волховстроевские паровозные бригады. Днем и ночью под непрерывными бомбежками железнодорожники мужественно стояли на своих постах. В их числе были паровозные бригады машинистов П.С. Мокина, М.К. Кузнецова, М.А. Степанова, А.И. Исакова, главные кондукторы Ф.И. Кудряшов и Фасонов, поездной мастер Богданов и многие другие. Часто от разрывов бомб и снарядов разрушался путь. Едущие на смену своих товарищей паровозные и поездные бригады, работающие на станциях Лаврово, Кобона, Коса отправлялись под разрывами бомб к месту смены, не дожидаясь прекращения бомбардировки и восстановления пути. К станции Кобона ежедневно подавались сотни вагонов с продовольствием, горючим, боеприпасами и вооружением. И маленький коллектив станции под руководством Н.С. Аверьянова в исключительно тяжелых условиях обеспечивал работу по разгрузке вагонов и погрузке для отправки в тыл раненых бойцов и эвакуированных ленинградцев, переправляемое через Ладожское озеро оборудование заводов и фабрик Ленинграда. Новая линия сыграла большую роль в организации помощи блокированному Ленинграду.

В каких условиях работали железнодорожники хорошо понимаешь, когда читаешь дневник участника тех событий А.П. Копейкина, который был начальником станций Коса, Войбокало, Жихарево: «Апрель-май 1942 г. Работаем на станции Войбокало. 28 апреля приехали с А.В. Белотеловым за праздничным пайком. Пришлось долго стоять на станции Новый Быт. Отсюда хорошо видны разрывы зенитных снарядов над Волховстроем. Прорвавшиеся девять фашистских самолётов повредили депо, станционные пути, бомбы попали в составы с людьми. Много раненых и убитых. «Праздничные гостинцы» враг преподнёс и 1-го мая. Творилось что-то невероятное. Убежище наше обвалилось, и несколько человек засыпало землёй. Технического конторщика Сашу Гаврилова ранило в спину. Восемь у битых железнодорожников, больше десяти раненых.

В этот налёт немецкие самолёты сбросили 57 бомб весом от 50-ти до 250 кг. Возникло 11 пожаров. Погибло 23 человека и ранило 55 железнодорожников, свыше 100 военнослужащих. Повреждено 24 км. проводов телефонной связи, 200 метров диспетчерской связи, 600 метров высоковольтного кабеля. В путевом хозяйстве повреждено 54 звена пути и два стрелочных перевода. Все силы были брошены на восстановление разрушенного хозяйства, в короткие сроки поезда пошли вновь.

14-го враг снова бомбил Волховстрой. 15-го утром всё повторилось. Около 12 часов дня бомбили Войбокало. 16-го опять бомбили Волховстрой. Прямое попадание в станционное здание, где находилась вступающая на дежурство смена... 29-го бомбили Волховстрой, 30-го Вобокало. Повредили станционные пути, прямое попадание в эшелоны с людьми, боеприпасами и продовольствием… Бал сильный пожар, сгорело около 100 вагонов и 10 домов в поселке.

Июнь 1942 года. Продолжаются бомбёжки. Опять досталось Волховстрою.

Сентябрь 1942 года. Первого и второго – очередное дежурство. Связь с диспетчером прервана, поездов нет. Причина – трижды налет на станцию Войбокало группами до 40 самолетов. Все пути разбиты, Груды развалин, много жертв. Движение прервано на целые сутки.

12 сентября. После ночного дежурства вместе с составителем поездов Н. Карасёвым и П. Качаловым едем в Войбокало поездом, загруженным заводским оборудованием, за продуктами. На перегоне Кабона – Лаврово на состав напали девять вражеских самолётов. Машинист трижды останавливал состав и тем мешал прицельному бомбометанию. Спрыгнули у семафора станции Вобокало, а поезд последовал дальше. Самолёты обрушили свой удар по станции; мы угодили в самое пекло. Залегли у дороги. Три бомбы упали в 15-ти метрах от нас, обдав грязью. Спаренную зенитку с прислугой накрыло, прямым попаданием.

28 и 29 сентября. Все тупики забиты вагонами, поезда стоят в «затылок». Работа ещё усложнилась после внезапной бомбежки станции 30 сентября. Всего шесть самолётов, всего 10 минут бомбёжки, но какие последствия!.. Повреждён главный путь на перегоне и путь, ведущий к пристани. В одно из тупиков – прямое попадание в вагоны с боеприпасами. Пришлось участвовать в ликвидации последствий бомбёжки. Руководил работами дорожный мастер Ф.А. Сибиряков».

И так практически каждый день. В 1943 году интенсивность бомбовых ударов противника увеличилась в разы.

Из блокированного города через озеро по Дороге жизни шли машины с ленинградцами. В Кобоне их сажали в поезда и везли на станцию Волховстрой. Руководил эвакуацией уполномоченный ГКО, заместитель председателя СНК СССР А.Н. Косыгин. Своими силами Волхов не мог справиться с обеспечением спасенных ленинградцев всем необходимым. Особенно были ограничены продовольственные ресурсы. Правительство направило в Волхов специальный эшелон с продовольствием.

В обращения к Волховстроевским железнодорожникам Жданов отмечал: «Героические защитники Ленинграда с честью и славой защитившие город Ленина от фашистских людоедов, доблестно переносящие исключительные нужды и лишения, горящие одним стремлением в кратчайший срок снять вражескую блокаду с Ленинграда и истребить врагов всех до единого, вправе требовать от вас самоотверженной работы. Возьмитесь за дело как подобает советским патриотам, честно, с душой, не щадя своих сил, не откладывая ни часа, чтобы быстро и организованно продвигать составы с грузами для Ленинграда и Ленинградского фронта. Эта ваш долг и ваша священная обязанность».

С января 1942 года население города росло очень быстро. Нужны были рабочие руки, чтобы восстанавливать разрушенное хозяйство. Людей надо было кормить, устроить их где-нибудь жить, детей — учить, раненых — лечить... Именно в это время исполкомом Волховского городского Совета была восстановлена работа двух больниц, двух поликлиник, трех школ, трех бань, механической прачечной, торговой сети и общественного питания, начался ремонт, пострадавшего во время бомбежек артиллерийского и минометного обстрелов, жилого фонда. В январе хлебные карточки в Волхове получали 7320 рабочих и инженерно-технических работников, 2514 служащих. Люди шли работать в основном на железнодорожный узел. Вчерашние домохозяйки, подростки, старики становились стрелочниками, путейскими рабочими, трудились на складе топлива, занимались ремонтом подвижного состава и осваивали профессии слесаря, токаря, смазчика. Уже в феврале эта цифра значительно выросла и составила соответственно: рабочих и ИТР — 8735 человек, служащих — 2740 человек. За первые пять месяцев 1942 года в городе было вовлечено в производство 1839 женщин. Для работающих женщин на Волховских предприятиях, в учреждениях, госпиталях были организованы два детских сада на 450 мест и двое детских яслей на 200 мест.

С января 1942 года на станции Волховстрой вновь начал работать эвакопункт во главе с начальником Корольковым и его заместителем Шишовым. Коллектив его был небольшим — всего 21 человек. Для оборудования вагонов печками, нарами в коллективе вагонного участка было привлечено 186 человек. Работали днем и ночью, руководил работами начальник вагонного участка А.Г. Богомолов.

Окончание следует

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.