Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

16.01.2023 09:22 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 22.12.2022 г.

Волховская земля

В начале бурного века. Продолжение материалов книги «Волховская земля» из второго, дополненного издания, автором которого является ученый, журналист, писатель, бывший главный редактор «Волховских огней» и краевед Юрий Александрович Сяков.

В 1904 году на левом берегу реки Волхов появилась маленькая железнодорожная станция Званка Николаевской железной дороги, получившая название от ближайшей деревушки. Три пути, одноэтажное деревянное здание вокзала, несколько построек – вот и всё хозяйство. Вокруг болота, бездорожье, убогая и скучная крестьянская жизнь.

В начале века Россия делала уверенные шаги в будущее. Станция Званка была не единственной, которая появилась на карте в то время. С ростом промышленности возникла острая необходимость развивать сеть железных дорог для удовлетворения возрастающих потребностей в перевозках грузов.

Строительство шло как за счёт казны, так и за счёт частного капитала. В 1904 году общая сеть железных дорог России достигла 55614 вёрст. За пятилетие она приросла на 9052 версты. Государство и частые предприниматели приобретали новые паровозы, вагоны, в железнодорожных мастерских устанавливалась самая современная по тем временам техника. Оборонные заводы России и железная дорога стали тем самым местом, где применялись совершенные технологии, где трудились самые подготовленные в профессиональном отношении кадры.

По заказу правительства за казённый счёт велось строительство участка железной дороги Санкт-Петербург – Вологда. Проектные работы были выполнены в сжатые сроки. Ещё до их завершения началась отсыпка полотна и строительство мостов.

В сентябре 1902 года на берегу реки Волхов началась грандиозная по тем временам стройка, которая обеспечила работой многих безземельных крестьян округи. Ясным солнечным днём ранней осени сотни землекопов вместе с инженерами и техникой приняли участие в торжественном богослужении по случаю начала строительства железнодорожного моста через реку Волхов. После торжеств с божьей помощью взялись за дело. Предстояло менее чем за три года построить мост длиною 176 саженей (376 метров). Начальником работ был назначен инженер-мостостроитель В.А. Саханский. Непосредственно руководил строительством инженер В.А. Фесенков. Конструкции для моста были изготовлены на заводе «К. Рудзский и К» в Санкт-Петербурге.

К завершению строительства моста в марте 1905 года рядом со станцией поднялось здание паровозного депо из красного кирпича. В отчёте о его укомплектовании необходимой техникой и оборудованием читаем: «Званковское коренное депо имеет малые мастерские, поворотный круг системы Сэллорса диаметром 64 фута (19, 5 метра) усовершенствованной системы С.Петербургского Металлического завода. Установлен локомобиль, трансмиссия и привод. Число паровозных стойл — 12. Козлы подъёмные по 60 тонн – 1 шт., горны кузнечные двойные – 2 шт., печь закалки инструментов – 1 шт.».

Деповские станки приводились в движение от локомобиля мощностью 17 лошадиных сил. Рабочие проводили подъёмочный ремонт паровозов типа «ОВ», «ОД», «Щ». к началу регулярного движения на участке Санкт-Петербург – Вологда в депо работало 200 человек. Смены длились по 10-12 часов. Жили железнодорожники в окрестных деревнях Борисова Горка, Подрябинье , Кикино и Михаила Архангела. Весь жилой фонд станции Званка и депо составлял 12 одноэтажных деревянных домов, расположенных на Лягушкиной даче. Сейчас это микрорайон Обитай в Волхове.

1 января 1906 года через станцию Званка и новый железнодорожный мост прошли первые поезда на Вологду. Именно этот день можно считать началом рабочей биографии званковских железнодорожников.

23 мая 1908 года в паровозном депо началась первая стачка рабочих. Они протестовали против незаконного увольнения своего товарища, а также издевательств со стороны мастера Хахаева, который замучил железнодорожников необоснованными штрафами. Стачка закончилась успешно: администрация депо восстановила уволенного рабочего, а мастера уволила. С 1912 года в депо стал работать молодой помощник машиниста П.С. Шушков. Вскоре он стал машинистом, а затем дежурным по депо. С приходом Петра Шушкова на станции Званка возникла ячейка социал-демократов.

1 мая 1914 года званковские железнодорожники провели первую маёвку в честь праздника международной солидарности трудящихся. Около двух десятков человек покинули свои рабочие места и тайно от полиции собрались в лесу как раз в том месте, где сейчас стоит Дом культуры железнодорожников и проходит проспект Державина.

11 мая 1917 года на станции Званка была организована ячейка РКП(б). длительное время она оставалась единственной в Новоладожском уезде, так как сплочённых рабочих коллективов практически нигде в округе больше не было.

Во время Октябрьской революции Пётр Степанович Шушков был членом Петроградского военно-революционного комитета, одним из организаторов вооружённого восстания. После революции он стал начальником бывшей Николаевской дороги, а позднее – заместителем наркома путей сообщения.

Железнодорожники Званки приняли активное участие в революционных событиях и гражданской войне. Они обеспечивали движение поездов на Петроград, в сторону Мурманска и Вологды. В августе 1919 года комиссар Званки И.Е. Малышев провёл первый субботник, 3 сентября – второй. В них приняли участие около 150 человек. Всего в сентябре прошло четыре субботника. Железнодорожники бесплатно ремонтировали паровозы, грузили вагоны, проводили ремонт оборудования в депо.

В 1920 году железнодорожники всеми силами пытались преодолеть разруху, которая поразила транспорт после гражданской войны. Они преодолели трудности и ввели новые мощности по ремонту паровозов. Новая мирная жизнь начиналась в трудных условиях, но и в них железнодорожники показали организованность и дисциплину. Они водили новые паровозы серии «Э» грузового типа и серии «С» для пассажирского движения. Все паровозы работали на дровяном топливе и при керосиновом освещении.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.