Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

26.09.2022 12:22 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 23.09.2022 г.

Что нужно знать о налоге для самозанятых?

Кто может зарегистрироваться как самозанятый, что для этого нужно, какие преимущества у этого статуса, объясняют эксперты Центра финансовой экспертизы Роскачества.

Что такое налог на самозанятость?

Самозанятость – это налог на профессиональный доход (НПД), особый налоговый режим для людей, которые работают на результат или, например, сдают в аренду имущество. Государство дает самозанятым возможность вести свое дело, применяя сниженную налоговую ставку, которая не вырастет до 31 декабря 2028 года.

Самозанятые платят налог по двум ставкам:

- с поступлений от физлиц — 4%.

- с поступлений от ИП и юридических лиц — 6%.

НПД надо платить только за те месяцы, когда был доход. Если ничего не заработали, платить налог не нужно.

Например, вы вяжете носки и продаете их. Если вы продаете их покупателям в интернете, то с каждой проданной пары вы заплатите 4% от их цены в качестве налога. Если вы продаете носки компании, которая обеспечивает своих сотрудников носками, то вы заплатите 6%. Если вы по каким-то причинам целый месяц ничего не продавали, то не нужно будет ничего платить.

НПД платят раз в месяц. В течение месяца самозанятый отчитывается о доходе, а потом ФНС сама считает налог и не позднее 12 числа следующего месяца присылает квитанцию об оплате. Ее нужно оплатить до 25 числа того же месяца.

Чтобы зарегистрироваться в качестве самозанятого, нужно зарегистрироваться или оформить статус через личный кабинет самозанятого на сайте ФНС или в приложении «Мой налог». Затем самозанятый должен отослать в налоговую уведомление об отказе от других налоговых режимов.

Кто не может стать самозанятым?

Новый налоговый статус не могут получить те, кто занимается:

• перепродажей товаров и имущественных прав;

• предпринимательской деятельностью с наймом сотрудников;

• торговлей подакцизными товарами и товарами, требующими маркировки;

• работой по комиссионным, поручительским, агентским соглашениям;

• услугами доставки, кроме случаев наличия кассы и выдачи клиенту чека за доставленный товар;

• добычей, реализацией полезных ископаемых.

Если вы производите какую-то продукцию, которая подлежит обязательной маркировке, то придется оформлять ИП и платить налоги уже в соответствии с другим налоговым режимом.

Можно ли совмещать самозанятость с работой?

Да, самозанятый может работать где-то по договору или официально в штате, отчислять НДФЛ со своей зарплаты и одновременно вести небольшой бизнес, а с дохода от него платить НПД.

Правда, нельзя оказывать услуги и продавать товары своему работодателю. Если вы уволитесь, то по закону ваш бывший работодатель может стать вашим клиентом только спустя два года.

Как работает схема учёта доходов для самозанятого?

Учет доходов, с которых надо заплатить налог, ведется через приложение «Мой налог».

Например, вы продали пару носков клиенту, он расплатится, и вы в приложении заявляете о поступлении как о доходе. В приложении формируется ссылка на чек, который вы пересылаете клиенту. Передать чек можно такими способами:

1. отправить по смс или через мессенджеры;

2. выслать на электронную почту;

3. дать клиенту считать QR-код на чеке;

4. распечатать и вручить в бумажном виде.

Самозанятый сам решает, какой чек выдать: электронный или бумажный. При этом самозанятому не обязательно иметь онлайн-кассу.

Если вы работаете через сайты по поиску заказов или покупателей, они могут сами передавать информацию о ваших доходах в ФНС и автоматически удерживать с вас налог.

Засчитывается ли стаж самозанятого для будущей пенсии?

Самозанятый сам решает, отчислять ли ему страховые взносы в Пенсионный фонд. Но если отчислять каждый год менее 34 445 рублей – минимальная годовая сумма, – то в рабочий стаж этот год не будет учитываться. Поэтому если вы вообще не делаете отчислений в ПФР, то в старости сможете полагаться только или на собственные накопления, или на социальную пенсию. При этом если вы имеете официальное место работы, тогда волноваться не надо. Работодатель будет делать взносы в ПФР за вас.

Если вам предлагают уволиться и продолжать сотрудничество в качестве самозанятого, вы не будете защищены трудовым кодексом (или защищены не в полной мере), у вас не будет отпусков, больничных, отгулов. А налоги вы будете платить сами, а не компания за вас.

Выгодно, не выгодно?

Можно годами не платить налоги, например, выполняя какие-то работы, пока об этом не узнает налоговая. Вы размещаете свой магазин на платформе какой-то соцсети, продаете вязаные носки, и кто-то сообщает в налоговую, что вы укрываетесь от налогов. ФНС проводит контрольную закупку, и подтверждается, что вы не уплатили налог. Если налоговая узнает, что человек не платил налоги, она может доначислить их за 3 года и взыскать пени — 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.

Штраф за неуплату налогов составляет от 20 до 40% от неуплаченной суммы. Еще есть штраф за несданные декларации — до 30% от суммы налога за каждый год. А если не платить годами, и сумма накапливается более 2,7 миллионов, то такому человеку уже грозит уголовная ответственность.

Оформив статус самозанятого, вы можете без страха размещать объявления о своих товарах и услугах в интернете, расширять базу клиентов, которые хотели бы работать официально, а также отстаивать свои права, если вы нарвались на недобросовестного клиента. Да, юридические лица могут предпочесть работать с ИП, а не самозанятым, но самозанятый – лучше, чем человек, работающий без документов. Кроме того, вы сможете выдавать клиентам чеки, а если соберетесь брать кредит или ипотеку, вам проще будет доказать стабильность дохода.

Есть ли какие-то льготы?

Самозанятые и так платят по самой низкой налоговой ставке в 4%. Однако если вы оформляете статус самозанятого впервые, то можно рассчитывать на налоговый вычет – 10 000 рублей. С вас будет удерживаться меньше налогов, пока не накопится эта сумма.

  • «Невыгодно оформлять статус самозанятого, прежде всего, людям с высоким доходом. Если вы предполагаете, что ваш годовой доход превысит 2,4 миллиона рублей, то лучше оформлять ИП. В этом случае вы сможете перейти на упрощенную систему и платить 6%, тогда как самозанятый должен будет платить 13% с доходов свыше этой суммы. Тем, кто задумывается о государственной пенсии, тоже стоит подумать, поскольку делать отчисления в ПФР нужно самому, тогда как индивидуальный предприниматель (на упрощенной системе) может уменьшить налог на сумму страховых отчислений в ПФР», — поясняет Игорь Поздняков, юрисконсульт отдела защиты прав потребителей Роскачества.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.