Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 03.06.2022 г.

Ирина Дрозденко: «Придётся показывать все новые и новые результаты, подтверждая делом наши возможности»

Автор: Беседовала Людмила Кривошеева

Ирина Дрозденко

На страницах нашего издания мы не раз рассказывали о деятельности Всеволожского мультицентра социальной и трудовой интеграции — единственного на территории всего Северо-Западного федерального округа учреждения, занимающегося профобучением инвалидов и людей с ОВЗ. Сегодня вашему вниманию представляем эксклюзивное интервью с руководителем Центра Ириной Григорьевной Дрозденко. Несмотря на свой очень плотный график, она нашла время, чтобы ответить на наши многочисленные вопросы, а они были не только о работе.

- Ирина Григорьевна, Мультицентр работает почти семь лет. За это время скольких выпускников удалось трудоустроить? Сегодня это происходит быстрее, легче, чем несколько лет назад? Мне кажется, отношение работодателя к сотрудникам с ОВЗ значительно изменилось.

- Эффективное трудоустройство началось с начала 2018 года, так как открылись мы в сентябре 2015, и первые два года ушли на становление самого учреждения, формирование команды специалистов, разработке документации. Агентство стратегических инициатив не стоит в стороне, и Национальная социальная инициатива действительно работает и помогает развивать успешные практики в регионах.

У нас до 2021 года в самом государственном задании не было услуги трудоустройства, она предполагалась как содействие. Вы наверняка сами понимаете разницу между содействием и обязанностью с плановыми показателями количества и качества.

В части динамики трудоустройства наиболее показательны три последних года, так как ограничения по ковиду для иностранных рабочих (трудовых мигрантов) позволили нам «пробиться на региональный рынок труда» и зарекомендовать Центр как надежного партнера по подготовке рабочих кадров для областных работодателей.

Отношение работодателей не стало «гуманнее» в силу изменения сознания – таких социально ответственных руководителей не более 7-9 %. Изменилось восприятие потенциала обученного\подготовленного работника с инвалидностью, а это уже оценка качества работы нашего коллектива.

- Как меняется жизнь после Мультицентра?

- Отвечу одним словом: кардинально. Не сразу, не за один день, неделю или месяц, но социальная эволюция очевидна всем нам, сотрудникам Мультицентра. Начиная от внешнего вида и манеры общения, заканчивая материальным благополучием и семейным статусом.

Есть выпускники, которые смогли приобрести автомобиль, более 45 человек получили свои квартиры, больше 60 % трудоустроены и сами распоряжаются своими средствами. Это особенно важно для молодых людей из ПНИ и сирот, так как они обретают независимость и могут строить свою жизнь самостоятельно, но при нашей поддержке.

- Выходят ли в «свободное плавание» проживающие в ПНИ?

- За последние три года Мультицентр стал своего рода «порталом» по перемещению «на волю» – это выражение самих проживающих в ПНИ.

Более 94 человек выписаны, 36 проходят стажировку на самостоятельное проживание прямо сейчас, остались с нами из других регионов 7 человек, никто из них не готов возвращаться ТУДА.

Единожды вкусив «воздух свободы», наши выпускники стараются делать все возможное, чтобы жить «как все».

Вы скажете, что цифры не такие уж и высокие, но, во-первых, нормативно-правовой рабочий алгоритм обеспечения комплексом услуг (профподготовка\трудоустройство\поддерживаемое проживание) сложился не сразу, а был выстроен и отшлифован за несколько лет; во-вторых, мы работаем со взрослыми людьми 18+, а переучить человека всегда сложнее, чем заложить нужное с детства.

На формирование новой личности, мотивированной трудиться и соблюдать определенные нормы общества, требуются годы, и первые «сладкие плоды» мы пожинаем сейчас, когда на профессиональные праздники получаем сотни поздравлений и теплых слов от наших выпускников, и в первую очередь от тех, кто ранее проживал в ПНИ.

- Сколько человек из Волховского района прошло через Мультицентр?

- Специальной статистики по районам мы не ведем, наша статистика несколько другая (возраст, домашний или сирота, имел ранее образование или нет), но в силу того, что я очень долго работаю здесь и моей хорошей памяти на фамилии и лица, могу сказать, что через центр прошло порядка 37 человек из Волховского района.

- Как освоились воспитанники в новом доме сопровождаемого проживания? Результаты адаптации уже есть?

- В их защиту скажу, что они изначально беспомощными и не были: сами себя обслуживали, убирали жилье, готовили. Главная причина, по которой они оказались там, заключается не в них самих, она в нас – окружающих их людей.

Молодые люди с особенностями ментального развития в силу своего диагноза доверчивы как маленькие дети, их очень легко убедить, уговорить. Они зависят от постороннего влияния и поэтому часто становятся жертвами разномастных мошенников. Имея всего трех социальных работников на 19 человек (1 в смену), мы контролируем возможные негативные риски и помогаем нашим ребятам сберечь свое имущество, средства и развивать навыки деловой коммуникации, оставаясь при них «значимым взрослым».

Еще одна веская причина нахождения их в доме – это его доступная среда, позволяющая колясочникам спокойно выходить на работу и обслуживать себя в быту. Перестроить все квартиры и дома, предоставляемые маломобильной группе населения, намного сложнее – дорого, да и жильцы протестуют против загромождения лестничных клеток. Собрать все необходимые технологии и оборудование в одном месте намного дешевле и целесообразнее.

Поэтому из 19 человек 5 работают в открытом рынке труда, а 14 — у нас в мастерских и цехах. Это еще одна причина не отдалять ребят от Мультицентра, пока их не ждут рабочие места со специальными условиями труда.

- Следите ли Вы за дальнейшими судьбами своих выпускников? Есть особенные истории? Может, есть кто-то, кто запал в душу навсегда?

- Все выпускники при мне, на каждом выпускном я даю свой телефон и предлагаю помощь, если попадут в беду. Иногда сама пугаюсь того количества СМС, голосовых сообщений и фото, которые сыплются в мой телефон, но по-другому уже не могу…честно. Так спокойнее.

А любимчики, конечно, есть. Это самые трудные, те, кто «попили крови», тем сильнее эмоции удовлетворенности и радости, когда у них все налаживается. Понимаешь, что все было не напрасно.

В близком круге друзей находятся 8 человек, которые стали мне родными. Не совсем как свои, но больше, чем выпускники. Шутя, я окрестила их «племяши» и знаю, что до конца жизни мы уже не потеряемся.

- Планируется ли открытие филиалов Мультицентра в других районах области? А может где-то в другом регионе реализуется подобная модель Центра?

- Мультицентр – учреждение регионального значения. К нам приезжают со всей области и со всей России. Есть положительный эффект в том, что ребята уезжают из дома, выходят из привычной зоны комфорта, отрываются от мамочек (это я о домашних), чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги.

Свой коллектив мы собирали по крупинке, таких специалистов сейчас практически нет и маловероятно, что вторая площадка в области смогла бы привлечь такие кадры. Возвести стены, купить оборудование – не столь трудно. Наполнить их ценным содержанием, отработать эффективные рабочие алгоритмы – это задача, требующая времени, больших усилий и профессионализма.

А тиражирование вовсю идет! Уже два аналога создаются по нашей модели в регионах страны: первый скоро откроется в Уфе, а второй — в Якутске! Там тоже будут созданы свои республиканские Мультицентры. Не говоря уже о том, что сотни делегаций посещают нас каждый год, и многие потом воспроизводят часть нашего центра и услуг.

Безусловно, такой сложный, многогранный и системный проект как Мультицентр необходимо грамотно позиционировать. В этом вопросе мы сотрудничаем с АСИ (Агентство стратегических инициатив). Светлана Чупшева была у нас и лично оценила масштаб и значимость проекта не только для нашего региона, но и для всей РФ.

В рамках НСИ (Национальной Социальной инициативы) – механизма, позволяющего улучшить качество услуг и сервисов в социальной сфере, направленных на удовлетворение потребностей человека в различных жизненных ситуациях, мы активно взаимодействуем с широчайшим кругом экспертов социальной сферы и делимся нашим уникальным многолетним опытом в интересах всей страны.

- Расскажите, пожалуйста, о проекте «Сестринский уход». Как это работает и работает ли вообще? Какие существуют «подводные» камни у проекта?

- Если коротко, то уже 10-й год общественная организация, которую я возглавляю на общественных началах, реализует благотворительную программу по уходу и присмотру за малолетними сиротами с инвалидностью, находящимися на лечении в стационарах Санкт-Петербурга и области. Мало кто задумывается, как справляется прооперированный ребенок с бытовыми нуждами без мамы или сиделки. Никто и мысли не допускает, что малыша оставят одного, ведь это вопрос его жизни. Тем не менее, после сокращения в стационарах младшего медперсонала уход за детьми официально не предусматривался. Узнав об этой проблеме, мы организовали бригаду нянечек-сиделок, которых обучили на медицинских курсах, обследовали, оформили медкнижки и подписали договор с администрацией больницы на безвозмездную помощь по уходу и присмотру.

Уже сегодня наши сиделки мало в чем уступают профессиональным медсестрам, они многому научились за эти годы (повышение квалификации мы проводим каждый год). Тысячи малышей прошли через их заботливые руки, поправились и вернулись в свои сиротские учреждения.

Программа выстроена и работает как отлаженный часовой механизм: руководитель государственной организации для детей сирот направляет нам заявку о плановой или экстренной госпитализации своего подопечного, мы выставляем пост нянечки-сиделки там, где находится ребенок. Чаще всего это сразу несколько детей. Их всех успевают накормить, умыть, переодеть, выполнить определенные процедуры, позаниматься и даже погулять (при согласовании с врачом). Поэтому штат сиделок на 6 отделений составляет 11 человек, работающих по сменному графику. Трудовые отношения оформлены как положено, средства поступают от жертвователей и субсидий, но так не может быть постоянно. Государство обеспечивает детей сирот, инвалидов, и услуга должна сопровождать малыша там, куда он направлен.

Законодательно это утвердили в 2021 году, и мы многое сделали, чтобы это постановление Правительства РФ появилось. Но сами механизмы оставили на усмотрение органов исполнительной власти региона. И тут возникают риски формального подхода к решению проблемы, так как уже предложили обязать директоров детских домов-интернатов и домов малютки направлять с детьми своих сотрудников. Вот задумайтесь! В штате учреждения не заложены «выездные нянечки» и командировочные для них. Кто останется с группой? Где командированный сотрудник будет жить? Да и кто поедет на месяц в СПб, оставив свою семью и своих детей?!

Решение есть – надо создавать свою службу, аналогичную нашей. Можно этих же нянечек и оставить, так как опыт и преданность делу имеют немалое значение в такой работе. Да и оплата у нянечек невысокая, а работать с такими детками не многие могут и хотят. Поэтому пишем, обращаемся, отстаиваем права детей и очень надеемся быть услышанными теми руководителями, которые сейчас принимают решения. А ведь именно такое решение может стоить малышу жизни!

- Директор Центра, руководитель благотворительного фонда, жена губернатора, лидер «Женщин России» в регионе… В одиночку такой объем работы трудно осилить. Как подбираете себе команду единомышленников?

- Для людей верующих мой ответ будет: «Господь приводит». А для атеистов: «Многие сами стремятся попасть в «ближний круг» именно из-за статуса, но не все «выживают» при моем темпе работы и требованиях». Поэтому рядом проверенная временем команда настоящих патриотов, единомышленников, соработников: в фонде постоянная команда из 5 человек, но зато каждый стоит десяти, и в Мультицентре, который так же «вырос» из программы фонда, «сердце команды» составляют 5-6 человек. Это люди, отдающие себя делу целиком, днем и ночью, и формулировка «работник» к ним малоприменима. Они не работают, они служат нашим детям, как солдаты Родине, и это их «фронт», их «гражданский подвиг». Когда, не считаясь с нагрузкой и временем суток, не обращая внимания на свои собственные нужды и проблемы, иногда прямо из больницы (после операции) они несутся на свое рабочее место к детям, потому что не могут по-другому, потому что так воспитаны.

- Какие цели ставит перед собой директор Центра на ближайшее время? А вообще, всё ли, что задумано, удается осуществить?

- Цели глобальные: реновировать сегодняшнюю систему образования в части профессионального обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Потому что никакой проект «Демография» не решит задачи национального обновления, если «за бортом» будут оставаться уже родившиеся нестандартные дети. Наша задача – включить их в процессы социального и общественного созревания, развития, вырастить из них равноценных граждан нашего общества. И это возможно, что подтверждают результаты нашей работы! Но так думают далеко не все, слишком устойчивы стереотипы и некоторая отдаленность общества от «особенных граждан», поэтому придется показывать все новые и новые результаты, подтверждая делом наши возможности.

- Социальная сфера всегда требует большой отдачи сил: помимо физической, необходима ещё сила духа. Ирина Григорьевна, откуда черпаете энергию, чтобы на всё хватало сил? Как удается при такой нагрузке хорошо выглядеть и не обделять вниманием близких?

- С последним – вниманием близким – как раз всё не так и хорошо. Мы с мужем оба трудоголики, и детей таких же воспитали, поэтому все загружены. Встречаемся семьей раз в две недели по выходным.

Да и выглядеть… Всё относительно. Иногда просто выспаться – уже счастье, а «перья чищу» урывками, пытаясь поддерживать «форму».

Что же касается энергии, то такой я родилась – неугомонной, быстрой, иногда чувствую, как внутри работает «адронный коллайдер» и понимаю, что если не перенаправлю энергию в мирное русло, то меня разорвет, поэтому всегда чем-то загружена. Но по-настоящему, отдыхаю и релаксирую у себя на участке, высаживая растения и оформляя цветники.

И, несомненно, силы и энергию дает любовь. Когда тебя обхватывают детские ручки, и ты слышишь слова любви и благодарности от таких ребятишек — это как источник живой воды, это все компенсирует и буквально возрождает.

- Заветная мечта директора Мультицентра и заветная мечта Ирины Дрозденко?

- По астрологическому знаку я — Близнецы, и вопрос Вы задали правильно.

Как директор я мечтаю, чтобы дети наших выпускников никогда не попали в детский дом или дом-интернат для инвалидов, чтобы та опора, которую мы дали им в жизни, позволила раз и навсегда разорвать этот «порочный круг».

А как человека, гражданина, меня можно осчастливить пониманием, а это значит, что должен быть тот инструмент, который помогает слышать друг друга, беречь, помогать. И я мечтаю, что когда-нибудь я смогу ТАК ДОНОСИТЬ СВОИ МЫСЛИ, что меня будут ПОНИМАТЬ, а не искать какой-то подтекст, о большем мечтать сложно.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.