Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

07.11.2022 09:44 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 04.11.2022 г.

Т.Ю. Кузьмина: «В музыкальную приходят учиться хорошие дети»

Автор: Беседовала Мария Попова

В стенах Волховской детской школы искусств мы встретились с Татьяной Юрьевной Кузьминой и поговорили о её педагогическом пути и творческих буднях.

– Татьяна Юрьевна, Вы в детстве тоже ходили в музыкальную школу?

– Да. Я родилась в Волхове и училась в этой самой школе по классу фортепиано. Уроки тогда проходили в небольшом деревянном здании на улице Советской. Помните, на месте нынешнего комплекса «Седой Волхов»? Школа в те годы была вечерней, там учились и дети, и взрослые. Педагогов в Волхове не хватало, некоторые преподаватели приезжали из Ленинграда. Путь неблизкий, иногда они не могли добраться, и это сказывалось на качестве обучения.

Когда я была в шестом классе, в школе стала работать Людмила Иннокентьевна Лепёхина, потрясающий, требовательный и профессиональный педагог. Она за два года вложила в мою голову весь курс сольфеджио. Я ей очень благодарна, что она научила меня правильно мыслить. Ведь в сольфеджио главное – алгоритм, определенная схема. Людмила Иннокентьевна научила меня учиться. Этот навык оказался полезным и в общеобразовательной школе, и в дальнейшей жизни.

– Почему Вы выбрали именно музыкальное училище после окончания средней школы?

– Я решила поступать в Петрозаводское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, потому что очень любила петь. Раньше люди вообще много пели. Каждое праздничное событие в доме сопровождалось песнями, да ещё на несколько голосов. Помню, моя бабушка легко подстраивала к любой песне второй голос. Сейчас в семьях, к сожалению, гораздо меньше поют.

– После училища получили и высшее музыкальное образование?

– С поступлением в высшее учебное заведение произошла целая история. Мои педагоги из училища Анна Александровна Мазанова и Лия Александровна Фулиди посоветовали мне поступать в Московскую консерваторию. Они в меня верили. Без колебаний купили мне билет на поезд, дали с собой денег и отправили в Москву. Я приехала. Представьте, совсем ещё девочка, города не знаю. Опешила от размеров столицы и скорости жизни там. Долго искала жильё. Думала не о поступлении, а о том, что мне ночевать негде. Сдала первый экзамен по сольфеджио только на «тройку», был очень трудный трехголосный диктант. На следующий экзамен даже не пошла. Потом меня преподавательница ругала, ведь «тройка» позволяла набрать проходной бал. Но я уже сдалась и поехала обратно.

В это время приём документов в Ленинградскую консерваторию уже был окончен, и я поступила в институт культуры на хоровое отделение. Сейчас об этом не жалею. Учиться мне было легко, подготовка училища была очень качественная. В институте встретились хорошие педагоги, профессора. И в 1988 году я вернулась в родную школу уже учителем.

– Что стали преподавать?

– В тот момент не хватало педагога по фортепиано, поэтому сначала стала вести специальность и ансамбль. Замещала болеющих. Потом начала преподавать сольфеджио, хор. Первое время меня больше увлекало сольфеджио. Хотя теперь я понимаю, что у нас тогда были потрясающие, поющие дети! Работать с ними было очень отрадно. Пение, интонирование очень тесно связано с развитием музыкального слуха, а значит, с написанием диктантов, которые являются обязательной частью обучению сольфеджио. Ведь все предметы взаимосвязаны.

– В 1990-е годы в школе не было вокального отделения?

– Оно появилось совсем недавно, лет семь назад, усилиями директора Ирины Николаевны Яковлевой.

– Какие предметы Вы сейчас преподаете?

– Сольфеджио, хор и немного часов фортепиано в рамках общего курса, например, для гитаристов.

– Почему сольфеджио считают сложным предметом?

– Я в детстве любила сольфеджио. Очень нравилось, что в нём логику нужно включать. Теория музыки – это система. Сольфеджио можно решать как головоломку, как математику. Я такой подход обожала. Когда получалось, чувствовала себя здорово, «я молодец»! Но это действительно трудный предмет. Опасно «запустить» сольфеджио, не усвоить даже одну тему. Непройденная ступенька вызывает затруднения в понимании. А потом это копится, как снежный ком. Важна последовательность знаний.

– Расскажите по секрету, а специальность Вы любили в детстве?

– Нет, это был не самый любимый мой предмет. В детстве баскетболом занималась. Не всегда могла дома играть на пианино часами, как того требовали учителя. Это в училище уже увлеклась инструментом, творческим процессом. С утра пораньше хотелось сесть за ноты, выбирать, играть новое.

– С кем Вам больше нравится работать, с малышами или старшими?

– Со всеми нравится. С каждым возрастом свои интересы и задачи.

– В школе довольно часто проходят разные концерты: к праздникам, к памятным датам. Это тоже часть обучения?

– Важнейшая! Мы же учимся, чтобы выступать, доносить до слушателей своё прекрасное исполнение. Делиться своим искусством! Иногда, особенно старшие дети, относятся к концерту как к экзамену, где нужно обязательно хорошо сыграть. Начинают бояться выходить на сцену, испытывают при этом стресс. А ведь на выступлении другой акцент – мы делимся со зрителем музыкальными образами. Ты учил, работал много недель, чтобы представить произведение живой аудитории! Мы работаем над звуком, чтобы слушателю было интересно, приятно и красиво.

– На концерты может попасть любой желающий?

– Конечно! Двери музыкальной школы открыты! Сейчас самым известным в городе является наш традиционный цикл концертов и выставок «Декабрьские приношения». Это детище Ирины Николаевны Яковлевой каждый год собирает полный зал. В рамках «Приношений» играют и преподаватели, и выпускники. Выступают потрясающей теплоты семейные ансамбли. Я без стеснения могу сказать, что у нас на концертах очень высокий уровень детского исполнительского мастерства. Ученики действительно хорошо подготовлены. Играть классику непросто. Нужно работать над всем: и над рукой, и над слухом, и даже голову развивать. Это трудно, но мы держим планку, и качество концертов не падает. Всех приглашаем!

– А когда можно послушать выступление Вашего хора?

– Хор принимает участие почти во всех программах. Концерт – это самое главное для хора. Мы готовимся именно к выступлению. В коллективе детям не так страшно петь, они меньше волнуются. Ребята любят хор, стараются. На уроке отдаются процессу.

– Почему хор входит в обязательную программу обучения инструменталистов?

– В хоре музыканты учатся слушать друг друга, работать в ансамбле. Конечно, пение – психологическая разрядка. Дети это чувствуют, даже на уроках позволяют себе выплеснуть эмоции. Вообще, вокал – очень демократичный вид искусства. Даже если нет ещё совершенства техники, можно эмоционально выразить себя. Пусть без правильно поставленного голоса, без идеального дыхания. Чтобы играть на музыкальном инструменте – нужно иметь технику, поставить руку, а с вокалом всё доступнее.

– Говорят, что пение полезно для здоровья. Вы тоже так считаете?

– Очень полезно! Дыхание у вокалистов развито как у спортсменов. Оно становится не поверхностным, а глубоким, задействуются нижние отделы лёгких. Сама правильная постановка тела чего стоит: прямая спина, мышцы в тонусе.

– Вы преподаете академический вокал. Современные девочки не говорят: «Мы не хотим это петь»?

– Нет такой проблемы. Мы занимаемся с детьми на соответствующих их уровню произведениях. Начинаем с простых, певучих песен. Например, песни Иоганнеса Брамса – прекрасный музыкальный материал, есть детские песни и у Франца Шуберта, и у Модеста Мусоргского, у многих других композиторов-классиков. Мы очень легко, плавно входим с детьми в классическую музыку и академическую манеру. Они и не задумываются, что мы классику поём.

А классика – это что? Это искусство, проверенное временем. И произведения XX века – это тоже уже классика. Замечательные советские песни, скажем «Крылатые качели», дети очень любят исполнять. Им нравится! Поют с удовольствием.

– Что вы слушаете для себя, в свободное время?

– Слушаю хоровые коллективы. Это то, что профессионально интересно. Обожая смотреть балеты, причём один спектакль в разных постановках. Люблю романсы слушать – Ирину Архипову, Елену Образцову.

Раньше у меня была гора пластинок. Хорошо, что сейчас интернет позволяет найти все записи, постановки. Оперы часто смотрю.

– Можете назвать любимого композитора?

– Их очень много. Выделю два гениальных произведения: «Реквием» Джузеппе Верди и «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта. Люблю их переслушивать. Мне нравится взять партитуру, например, «Пятой симфонии» Людвига ван Бетховена, там все инструменты прописаны, и одновременно слушать и следить. Вот тут тромбоны, здесь модуляция, а в этом месте как интересно композитор придумал. Ух, это увлекательно! Но чтобы такое удовольствие было доступно, нужно в этом разбираться. Как говорят, наслаждаемся тем, что знаем. Поэтому важно знакомиться с классической музыкой, тогда будет формироваться эстетическое восприятие и вкус.

– На что Вы обращаете внимание в первую очередь, когда слушаете вокальное исполнение?

– Чистота интонирования. Без этого нет вокалиста. Фальшь не слушается, вызывает дискомфорт у аудитории. Еще, конечно, артистизм. Если это хор, то строй, ансамблевость звучания. А вообще, если всё сделано профессионально, то уже не хочется разбираться, как это – просто испытываешь наслаждение.

– Что самое трудное в Вашей профессии?

– Наверное, как и во всех – быть профессионалом: и в педагогике, и в музыке. Ценно, когда человек – действительно Мастер. У нас в школе сложился сильный коллектив высококвалифицированных педагогов. Ирина Николаевна Яковлева, Татьяна Александровна Селезнёва стояли ещё у истоков создания школы, Ирина Алексеевна Багметова – профессионал с огромным опытом. Не могу не вспомнить Татьяну Николаевну Шульц, которой уже нет с нами. Она несколько десятилетий проработала в школе. Это было настоящее служение музыке и детям. Потрясающе чуткий человек и увлечённый педагог, Татьяна Николаевна очень любила всех учеников, бережно к ним относилась и бесконечно жалела. Огромное количество выпускников с признательностью вспоминают Татьяну Николаевну и её уроки сольфеджио.

Важным результатом работы преподавателей музыкальной школы становятся ежегодные зачисления выпускников в профильные образовательные учреждения. Например, наша «звёздочка» Ульяна Семибратова в этом года поступила в Петрозаводское училище на специальность «Академический вокал».

– Что в Вашей работе приносит радость?

– Дети. Они меня радуют тем, что они хорошие дети. Хорошие по человеческим качествам. С ними приятно общаться. В музыкальную школу приходят учиться хорошие дети, из интеллигентных семей. Это дети родителей, которые заинтересованы в развитии личности ребенка. Ведь музыкальное искусство всецело развивает личность. Пусть даже ребёнок не услышит доминантовый септаккорд, но научится организовывать себя, свою мыслительную деятельность, разовьёт эмоциональную сферу, расширит общий культурный кругозора. К сожалению, можно констатировать снижение интереса к искусству и классической музыке в современном обществе. Тем не менее, именно сейчас особенно важно вкладываться в развитие, в развитие наших детей.

– Расскажите, пожалуйста, про акцию «Всеобщий музыкальный диктант».

– Пять лет назад организаторы задумали это культурное мероприятие как праздник музыкальной грамотности. Для участия совершенно необязательно быть музыкантом и даже знать ноты. Разные уровни сложности подготовлены и для абсолютных новичков, и для профессионалов. Например, малыши пишут ритмические диктанты. Я уже второй год являюсь координатором этого проекта в нашем городе, а школа стала площадкой для участников. В 2022 году акция состоялась второго октября. 265 площадок в четырёх странах принимали всех желающих написать диктанты. У нас все хорошо справились, в основном, написали на 9-10 баллов из 10. Будем и дальше участвовать. Приглашаем всех присоединиться и попробовать свои силы!

– Огромное спасибо за разговор и низкий поклон за Ваш труд, Татьяна Юрьевна!

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.