Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

14.11.2022 08:51 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 11.11.2022 г.

Волховская земля

Н.Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе

Продолжаем публиковать материалы книги «Волховская земля» из второго, дополненного издания. Автором сборника является ученый, журналист, писатель, бывший главный редактор «Волховских огней» и краевед Юрий Александрович Сяков.

Е.А. Демаков. Петр I и Евдокия Допухина

Начало в №№ 39, 40, 41, 43.

Приехав в Суздаль, Г.Г. Скорняков-Писарев обнаружил, что Евдокия имеет фаворита майора Степана Глебова, с которым «вступила в незаконную любовную связь», в монастыре ходит в светских одеждах. Епископ Досифей потворствует вольному поведению Евдокии, которой к тому времени исполнилось 48 лет, часто у неё бывает. Главный следователь выполнил все инструкции царя в точности. Степана Глебова, епископа Досифея и других заковали в кандалы и отправили в Москву.

Следствие по делу царевича расчленили на три ветви. Кикинский и суздальский розыски провели быстро. Бывший любимец царя Александр Кикин подвергся жестокой казни – колесованию.

Не смилостивилась судьба и над главными виновными, проходившими по суздальскому розыску. Степан Глебов, признавшийся в «блудном сожительстве» с бывшей царицей, был посажен на кол. Ростовский епископ Досифей «за сводничество и покровительство Евдокии, обрядившейся при его молчаливом согласии с мирскую одежду», низложен и колесован.

Евдокию Фёдоровну Лопухину, бывшую царицу, в иночестве Елену, отправили в бедный Ладожский Успенский монастырь с суровым режимом содержания.

20 марта под конвоем поручика Новокшенова монахиня Елена отправилась в Старую Ладогу. Инструкции были самые строгие – никого к бывшей царице не допускать, денег не давать, «хранить её под крепким присмотром».

Лопухину привезли в Старую Ладогу 19 апреля, поместили в кельях игуменьи. Келью обнесли высоким забором и строго-настрого приказали никого за него не пускать. Солдаты охраняли монастырь, который стал больше напоминать тюрьму. Вскоре подпоручика Новокшенова заменил капитан Семён Маслов, который прибыл с командой в Старую Ладогу 20 мая. Он привёз инструкцию по содержанию монахини Елены, написанную светлейшим князем Александром Меншиковым.

Волховский краевед В.В. Астафьев нашёл и опубликовал интересные материалы, касающиеся ссыльной инокини. Капитан Семён Маслов написал староладожскому ландрату (главе местной администрации) Подчерткову просьбу прислать: «…для совершения Божьей службы свеч, ладану, вина церковного, на просвиры муки пшеничной, для нужды и записок бумаги, да для её особы круп гречневых, уксусу, соли, икры зернистой или паюсной, луку, стола простого на поварню, бочек, квасных кадок, ушатов, ведер, … а для зимнего времени дров».

Некоторое время капитан Маслов содержал бывшую царицу в монастыре на свои деньги, иначе она умерла бы от голода.

Дело в том, что царь Пётр на некоторое время совершенно забывает о ссыльной монахине. Решается вопрос жизни и смерти царевича Алексея. Царю Петру недостаточно, что сын дал письменную присягу, в которой говорилось: «И обещаюсь и клянусь всемогущим в Троице славимым Богом и судом его той воле родительской во всём повиноватися и того наследства никогда не искать и не желать, и не принимать ни под каким предлогом. И признаю за истинного наследника брата моего царевича Петра Петровича. И на том целую святой Крест и подписуюсь собственною моею рукою. Алексей».

24 июня 1718 года министры, сенаторы, военные и гражданские чины выносят царевичу Алексею смертный приговор. Первая фамилия под приговором – Александра Меншикова. Его также подписали генералы, офицеры гвардии, губернаторы. Стоит под приговором и подпись «от бомбардир капитан-поручик Скорняков-Писарев».

26 июня в «семь часов пополудни царевич Алексей Петрович в С.-Питербурхе скончался…».

По указу Петра тело царевича было выставлено в церкви Пресвятой и Животворящей Троицы. На его выносе присутствовали от лейб-гвардии Преображенского полка майор Андрей Иванович Ушаков, да от гвардии же от бомбардир капитан-поручик Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев.

Во время следствия по делу царевича следователи, которые назывались «министрами», П.А. Толстой, И.И. Бутурлин вместе с канцелярским аппаратом образовали в Петербурге учреждение, получившее название Тайной розыскных дел канцелярии.

Семь долгих лет провела Евдокия Лопухина в Старой Ладоге. Существует версия, что царь Пётр навещал её, когда бывал на строительстве Ладожского канала. Скорее всего, это легенда. О чём мог говорить Пётр со своей бывшей женой? Что их могло связывать?

Ничего.

Их сын Алексей был мёртв. Царь казнил её любимого человека Степана Глебова. Сам он жил с простой женщиной не из древнего боярского рода, которая для всех была царицей Екатериной Алексеевной, имел от неё детей.

Евдокия жила в монастыре тихо и незаметно, под бдительным оком строгой охраны. Когда умер Пётр, взошедшая на престол Екатерина I не без подсказки Александра Меншикова, опасаясь за своё право занимать трон, спрятала бывшую царицу в Шлиссельбургскую крепость и держала её там два года до своей смерти.

Внук Евдокии император Пётр II освободил бывшую царицу, разрешил ей жить в Москве и назначил содержание в 60 тысяч рублей. После его неожиданной смерти от оспы некоторые родовитые вельможи хотели провозгласить Евдокию Фёдоровну государыней, да передумали, решив, что Анной, дочерью Ивана Алексеевича, родного брата Петра, будет легче управлять.

Но они жестоко ошиблись.

Царица Анна Иоанновна оказалась очень волевой женщиной и правила страной с помощью Бирона вполне самостоятельно. Она очень хорошо отнеслась к Евдокии. При короновании Анна Иоанновна «подошла к ней (Евдокии), обняла, поцеловала и просила дружества. Обе плакали навзрыд».

Евдокия Фёдоровна Лопухина скончалась 27 августа 1731 года в возрасте 62 лет. Умирая, она сказала: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного!». До конца своих дней она жила в Новодевичьем монастыре, где и была похоронена.

А Успенский женский монастырь в Старой Ладоге не был забыт. В нём находили духовный приют многие известные в России женщины. Но в первую очередь его всегда связывали с пребыванием здесь в ссылке Евдокии Фёдоровны Лопухиной, нелюбимой жены Петра Первого. В монашестве она именовалась Еленой. Она не отреклась от своего старого имени и мирской жизни. В истории она осталась Евдокией Лопухиной. А в Старой Ладоге мимо крепости протекает речка Ладожка. У неё тоже есть второе имя – Елена.

Новая Ладога. Николо-Медведский монастырь. Фото Прокудина-Горского. 1909 г.

А.В.Моравов. Прорытие Ладожского канала

Новый город со старым названием

В 1703 году по царскому указу многих жителей древней Ладоги и монастырского Тихвина велено было переселить в устье Волхова и основать здесь город под названием Новая Ладога. Крику, слёз хватало, когда семьями – со стариками и малыми детишками – садились в лодки и телеги, чтобы отправиться от речной тиши и лесной глуши поближе к неласковому Ладожскому озеру.

- Родненькие, за что нам такое божье наказание!? – вопили старухи, поднимая над головами родительские иконы. Мужики молча крестились. Хмурые солдаты поторапливали со сборами. На все вопросы отвечали, как положено в таких случаях:

- Царь велел…

Приехали переселенцы на пустое место. Им повезло. Других загоняли в болота, на необжитые места. А здесь, у Ладоги, стояла старая обитель с крепкими стенами, ловили рыбу и пахали землю такие же, как они, православные.

Ещё в 1702 году государь Пётр Алексеевич посетил Николо-Медведский монастырь, основанный в XV веке. Поднимались его храмы, и отражались в волховской воде их кресты как раз в том месте, где сейчас в Новой Ладоге величаво стоит действующая церковь Рождества Пресвятой Богородицы и не восстановленный до конца Никольский собор. Рядом была монастырская слободка Белборода. Издавна существовала деревня Криницы. К числу монастырских владений относились деревни Глядково, Немятово, Березье. В устье Волхова жили люди, которые занимались промыслом рыбы, торговлей.

Царь распорядился монастырь упразднить. Понравившееся место он определил как «полезное быть в коммерции» и повелел строить город. А чтобы не было недостатка в людях, велел «сюда же сволочить ссыльных и беглых крестьян».

Любил Пётр Алексеевич строить города, корабли и рыть каналы. В 120 верстах, на берегах Невы, в 1703 году развернулось грандиозное строительство будущей российской столицы. Поднимали её на голом, как утверждалось долгое время, месте при впадении в Неву Охты. В 1300 году шведским королём Магнусом в короткие сроки была построена и вскоре разрушена новгородцами крепость Ландскрона. После унизительного для России Столбовского мира, когда был потерян выход к Балтийскому морю, шведы вновь вернулись к идее «оседлать» Неву и под руководством Делагарди построили на её берегах город и крепость Ниеншанц. Пётр взял крепость и город и на их месте начал строить Санкт-Петербург. Туда были брошены огромные людские ресурсы, переселялись князья и бояре, дворяне и служивый люд.

Войска строили крепости на освобождённых от шведов исконных русских землях. И всё-таки, при всей своей занятости, царь Пётр находил время, чтобы поинтересоваться строительством Новой Ладоги. В 1708 году на месте монастыря началось строительство земляной крепости с четырьмя бастионами. В самой крепости были каменные Никольский собор и церковь Иоанна Богослова, а за её пределами с южной стороны по приказу царя вдоль главной улицы поставили перенесённые из Старой Ладоги деревянные церкви Климента и Спаса Нерукотворного. Поближе к ним селились купцы и ремесленники, а севернее крепости образовались лоцманские слободы. Здесь жили люди, связанные с рекой и озером.

В петровские времена в Новой Ладоге существовала корабельная верфь. Она располагалась на правом берегу Волхова и на островах. Строили на ней разные, в основном вспомогательные для флота суда, в том числе и небольшие торговые для доставки товаров по рекам.

На некоторое время жизнь в Новой Ладоге замирает. Царь Пётр в это время занят военными и государственными делами. В 1709 году он разгромил в Полтавской битве войска своего главного противника – шведского короля Карла XII, в 1711 году после неудачного Прутского похода подписывает мирный договор с Турцией, в 1718 году казнит за измену своего сына Алексея.

Именно в 1718 году у царя Петра рождается идея строительства канала вдоль южного побережья Ладожского озера. Она вызвана чисто экономическими причинами. В навигацию этого года в бурном Ладожском озере Россия потеряла около тысячи судов с грузами для северной столицы. На дно озера пошли строительные материалы и металл, продовольствие и военное обмундирование. Убытки исчислялись огромными суммами золотом. За пятнадцать лет со времени начала строительства Санкт-Петербурга штормовая Ладога поглотила около десяти тысяч грузовых судов. Такого урона государству не наносили даже вражеские армии. В указе Петра написано: «Необходимость, нужда требует, дабы канал от Волхова в Неву был учинён…». Значение строительству канала придавалось огромное. «Оную работу яко наиглавнейшую посчитать, и собрать сюда людей со всего государства великого», — писал царь. По его указу в декабре 1718 года со всей России собирались на строительство канала «охочие люди». Помещикам было велено дать им паспорта, а на заставах пропускать беспрепятственно. «На канавушку на Ладожку, на работу государеву» созывался российский народ, чтобы «всяких чинов люди, кто хочет на тое работу или добровольно без всякого сомнения и не опасаясь никаких обид и задержания».

По России начался сбор «канальных денег» — по 70 копеек с каждого двора, с купечества – 5 копеек с рубля капиталу. Поистине строительство Ладожского канала велось на народные деньги. Руководителем строительства был назначен учёный человек бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка капитан-поручик Г.Г. Скорняков-Писарев. Подрядчиком определили петербургского посадского человека В.С. Озерова и его сына Ивана, а также московских купцов братьев Алтуховых и некоторых московских посадских людей. Их задачей было обеспечить строительство кирками и лопатами, построить для жилья казармы, организовать продажу продовольствия.

В подготовительных работах по строительству канала приняли участие войска и шведские пленные. 22 мая 1719 года состоялось торжественное открытие работ по строительству канала. После пышного молебна государь Пётр Алексеевич самолично наполнил первые три тачки землёй и отвёз их в сторону от будущего канального ложа. За ним взялись за тачки члены его свиты: светлейший князь А.Д. Меншиков, заслуженные генералы, командиры гвардейских полков. В честь великого почина был над артиллерийский салют. Так сажень за саженью от Новой Ладоги в сторону Невы потянулось русло канала со сложными инженерными сооружениями – шлюзами, прудами для накопления воды, плотинами. С 1721 года в строительстве канала принимали участие крупные воинские силы. Но начавшаяся война с Персией отвлекла их для участия в боевых действиях. Царю на некоторое время стало не до канала. Ослаб величайший контроль, снизилась требовательность, и пошла обычная российская неразбериха. В тяжелейших условиях приходилось работать землекопам. Зимой и летом, в стужу, под проливными дождями среди комариного царства трудились строители канала. Нередко прорывало плотины, вода затапливала отрытые участки. Приходилось применять водоотливные машины, которые изготавливались в Новой Ладоге под контролем Ф. Лиценрота. Люди на строительстве умирали сотнями. Их хоронили тут же, в земляных отвалах. Деревянные кресты тянулись вдоль всего строительства, напоминая одно большое кладбище.

Царь Пётр Алексеевич сильно разгневался, когда после возвращения из похода в Персию узнал истинное положение дел на канале. Было отрыто всего 12 вёрст. Качество работ оставалось очень низким. В 1723 году осенью царь отправился на канал, чтобы самолично ознакомиться с состоянием работ. Из Шлиссельбурга верхом он доехал до Дубно… вскоре Пётр своими глазами увидел результаты строительства. Он устроил разнос Г.Г. Скорнякову-Писареву, приказал арестовать мастеров… после этой поездки последовал указ о назначении по рекомендации генерал-фельдцехмейстера графа Я.В. Брюсова руководителем строительства генерал-лейтенанта Бурхарда-Христофора Миниха.

Сорокалетний ольденбургский дворянин был хорошим гидротехником, энергичным человеком. Он понимал, что такое ответственное задание открывает ему путь к карьере.

20 января 1724 года Миних официально был назначен генерал-директором Ладожского канала. Он взялся за дело со всей тщательностью знающего человека и прекрасного организатора. Строительство канала пошло более организованно, быстрыми темпами и с хорошим качеством выполнения работ. Особенно тщательно генерал-директор относился к возведению гидротехнических сооружений – шлюзов и плотин. Они были настоящими шедеврами технической мысли того времени. Царь Пётр высоко отозвался о деловых качествах Миниха, дал ему блестящую характеристику. Б.-Х. Миних оправдал его надежды.

28 января 1725 года государь Пётр Великий скончался. Это внесло коррективы в строительство канала. Но в навигацию 1728 года суда пошли по нему из Новой Ладоги до речки Кобона. Эксплуатация рукотворного водного пути сразу стала давать прибыль. К 6 ноября 1730 года силами четырёх тысяч солдат и почти десяти тысяч землекопов рытьё и отделка канала были завершены в Шлиссельбурге.

19 марта 1731 года царствующая императрица Анна Иоанновна в указе писала: «Объявляем через сие, что Ладожский канал к окончанию приведён и с настоящей сего года весны всякие суда и плоты без всякого задержания и бывшего на Ладожском озере страху из реки Волхов прямо в реку Неву проходить будут…».

В мае 1732 года на канале открылась регулярная навигация. Императрица Анна Иоанновна со всем двором и послами на двадцати четырёх судах пожаловала в Шлиссельбург, где осматривала шлюзы и показательный пропуск барок в Неву.

Государыня осталась довольна.

Через три месяца, 24 августа, Анна Иоанновна собственноручно закладывает камень в основание шлюза в Новой Ладоге, откуда начинается канал, а затем совершает путешествие на большой яхте по всему пути до Шлиссельбурга.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.