Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

10.10.2022 08:40 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 07.10.2022 г.

Волховская земля

Памятник Рюрику и Олегу Вещему в Старой Ладоге

Мы начинаем публиковать материалы книги «Волховская земля» из второго, дополненного издания. Автором сборника является ученый, журналист, писатель, бывший главный редактор «Волховских огней» и краевед Юрий Александрович Сяков. Публикации расскажут о самых разных этапах истории нашего края – от призвания Рюрика в древнюю Ладогу до событий Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления города и района.

В.М. Васнецов. Призвание варягов

Вместо предисловия

Волховская земля чрезвычайно богата… историей. Наш край поистине уникальное место, где в течение одного дня можно познакомиться с эпохами зарождения, становления и развития Российского государства, проследить все его этапы, деяния князей и царей, увидеть материализованный энтузиазм народа в период великих строек социализма и многое, многое другое…

Оглянитесь вокруг, присмотритесь, прислушайтесь. Только любознательным, увлеченным, пытливым история приоткрывает свои тайны. Мы не Иваны, не помнящие родства, не временщики на своей земле, которым все равно, что было до нас и что будет после. Корни родословной каждого человека уходят в глубь веков. Оттуда мы черпаем нравственные силы и великую любовь к Родине, там ищем примеры беззаветного мужества и героизма, которые помогают нам в трудное время выстоять и победить.

Немало интересных страниц прошлого волховской земли открыли историки, особенно археологи, профессиональные исследователи народного творчества и культуры, дворянского и крестьянского быта. Но не меньше увлекательных материалов нашли волховские, новоладожские, сясьстройские и пашские краеведы. Совместно с сотрудниками Староладожского музея-заповедника, музея истории города Волхова, Новоладожского краеведческого музея, общественных школьных музеев ими собран обширный и очень подробный материал по прошлому нашего края.

Исчезнувший мир

В 1878 году после пышного молебна началось строительство нового канала вдоль южного побережья Ладожского озера тысячи мужичков из окрестных деревень от Невы до Свири дружно взялись копать «канавушку Ладожскую».

Вскоре здесь стали находить удивительные вещи. То в одном, то в другом месте строители доставали из земли неожиданные предметы: каменные ножи и топоры, черепа и кости, останки животных. Так были открыты знаменитые Приладожские стоянки древних людей новокаменного века. Первые находки взбудоражили научный мир Санкт-Петербурга. Считалось, что подобные открытия могут быть сделаны намного южнее, в более благоприятных климатических условиях.

С самого начала работы взял под наблюдение геолог, профессор Петербургского университета А.А. Иностранцев. Он вместе с другими столичными учеными неоднократно посещал строительство до 1882 года. К сбору древностей привлекались инженеры и рабочие, десятники следили, чтобы странные предметы, до которых «так охочи любопытные господа», не попадали в отвалы. Была собрана уникальная коллекция, которую в научных кругах назвали именем А.А. Иностранцева. Сейчас она хранится в Староладожском музее-заповеднике.

С незапамятных времён в Южном Приладожье жили люди. Открытие стоянки древних людей тому подтверждение. Особенно часто материальные следы второго и третьего тысячелетий до новой эры встречаются в Старой Ладоге и её окрестностях. В самой крепости под основанием Стрелочной башни мощный пласт глины скрывает остатки неолитической стоянки, открытой археологом Н.К. Стеценко. Древности новокаменного века издавна встречались при раскопках на Земляном городище. В нескольких сотнях метров от него найдены тесло из зеленоватого сланца и заготовка топора из серого гнейса. Рядом с Никольским монастырем при земляных работах обнаружили сланцевый топор.

Во втором тысячелетии до новой эры население Южного Приладожья осваивает выплавку меди и бронзы. Неолитический период сменяется веком раннего металла. В первом тысячелетии до новой эры начинается эпоха раннего железа. Следы стоянки неолита – раннего металла – известны в Урочище Победище к югу от Старой Ладоги. Подобная же стоянка была исследована у деревни Велеша. Селище (остатки неукрепленного поселения) эпохи раннего металла также найдено у деревни Подол. Корнями уходит в то время поселение у деревни Горчаковщина.

Селища открыты учеными в Старой Ладоге около Малышевой горы, в урочище Победище и на правом берегу Волхова, в устье реки Любша рядом с деревней Лопино. Древние люди занимались охотой и рыболовством, осваивали ремесла и приобретали первые навыки передвижения по воде на выдолбленных из стволов деревьев лодках. Трудно им жилось – холодно и голодно. В борьбе за жизнь с суровой природой и дикими зверями они обретали твердый характер и мужество, стойкость и веру в своих придуманных богов.

Этот мир исчез в бурных ветрах тысячелетий, оставив нам материальные свидетельства своей жизни. Они напоминают о том, что ничего не рождается на пустом месте и не уходит бесследно в никуда.

В Староладожском музее-заповеднике есть экспозиция, где реконструирована стоянка древних людей. Наши далекие предки жмутся у костра в глубине своей пещеры – мужчина, женщина, дети… тяжелая, короткая, как миг, жизнь…

Пройдет время – и отслужат своё каменные топоры и ножи. Им на смену придут медь и бронза. Человек научится обрабатывать землю и защищать ее от врагов. Именно тогда и появится в сознании людей понятие «моя земля», начнут обозначаться территории, которые принадлежат роду и племени. Языческие боги станут оберегать жилища и наказывать непокорных, сильные попирать слабых, смелые поведут за собой трусов. Эпохи перешагнут рубеж, когда человек начнет осознавать себя славянином, вепсом, ливом, чудью, кривичем, когда наступит самое страшное: «… и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой».

Приладожье оказалось в центре бурных событий, которые сыграли выдающуюся роль в становлении Русского государства. Ладога была ключом, которым открывались нетленные страницы истории Отечества.

Русь изначальная

В «Повести временных лет» хорошо показан расклад сил в русских землях накануне прихода легендарного Рюрика: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хозары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».

Варяжские дружины успешно осваивали новые земли от Балтийского моря до Южного Приладожья и Ильменя. Местные племена откупались данью, обеспечивая себе спокойную жизнь под защитой чужих мечей. Выходцы из Скандинавии селились вместе со славянами, чудью, мерей, весью и становились их частью. Были вооруженные стычки, но они не перерастали в пожар межплеменной войны, который в скором времени разгорится на пока ещё спокойных полях будущей Древней Руси. Народы словно накапливали силу, чтобы со всей яростью обрушить её на своих врагов.

За сто лет до появления объединителя и усмирителя племен Рюрика Ладога была известным центром ремесла и торговли Северной Европы. В 750-760 годах здесь работали ремесленные мастерские, изготавливались украшения, ремонтировались, а возможно, и строились корабли. Культурный слой Ладоги оставил замечательные следы этого времени, подарив археологам бесценный клад рабочих инструментов слесарно-кузнечной и ювелирной мастерской из 26 предметов. Он был найден археологической экспедицией профессора А.Н. Кирпичникова. Наковальни, молотки, волочильня, зубило, ножницы для резки металла прямо указывают, что люди на мысу, где река Ладожка впадает в Волхов, жили основательно, селились надолго. Ладога возникла не на пустом месте и не вдруг. Каждый год археологи делают новые открытия, которые дают возможность заглянуть в книгу далёкого прошлого, сказать новое слово о жизни наших предков. Учёными раскопана лишь небольшая часть территории древнего города.

В те былинные времена Ладога была известна на Западе и Востоке. В 839 году выселенцы из Ладоги впервые явились в Византию. Это были славяне и скандинавы. Появление посольства народа рос, как назвали его византийцы, нашло отражение в бертинских анналах, фракской летописи, которая велась при дворе. Из Византии ладожане отправились во Францию. Затем следы этого посольства обнаруживаются в мусульманской Испании, откуда оно продолжило путь до Греции.упоминание об этом событии, имевшем историческое значение, есть в трудах Адама Бременского, который в начале XII века проследил историю викингов с IX по XI века, крещение всех войск и королей. Северные люди объехали всю Европу и в 841 году вернулись домой в Ладогу. Посольство ладожан зафиксировано даже в арабских источниках.

Сведения о северных людях через Испанию дошли до багдадского халифа. Правитель был встревожен появление новых неизвестных племен и послал глубокую разведку в сторону северных территорий.

Норвежский ученый Хокан Стонга и доктор исторических наук С.Г. Лебедев считают, что урочище Плакун на правом берегу Волхова, напротив Старой Ладоги, является местом захоронения послов народа рос.

По-разному можно оценивать факт посольства. Одни называют его глубокой разведкой, так как в скором времени славянские дружины всей своей боевой мощью обрушатся на погрязший в пороках Константинополь, будут разорять прибрежные районы Испании. Другие считают само появление славянских послов при западноевропейских королевских дворах свидетельством растущей мощи и величия северных народов.

Но сначала была усобица. Как тут не вспомнить русскую пословицу: «Бей своих, чтоб чужие боялись!»

«В 862 году изгнали веряг за море, и не дали им дани, и начали сами владеть собой. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И возникают вопросы, на которые не дают ответа летописи: кто сказал, кто пошёл «за князем за море к варягам»? споры о том, кем был князь Рюрик, не имеют под собой каких-либо вразумительно объяснимых оснований. Был ли это норманнский князь или славянский, неизвестно. Но позвали его, скорее всего, ладожане. Именно к ним пришёл Рюрик с братьями и русью (дружиной – ред.). Сам факт приглашения князя и наёмной дружины никогда не был зазорным и позорным для любой европейской страны, в том числе и для племён, населявших территорию будущей Древней Руси. Вспомните случай с Александром Невским, которого после победы над шведами изгнали из Новгорода, а в минуту опасности пригласили снова собою править.

Только богатый город мог позволить себе нанять дружину. Таким городом была Ладога, которая как центр торговли больше всего страдала от усобицы. Князь Рюрик пришёл в Ладогу не с мечом, не разорил и не пожёг. Два года он собирался с силами, пополнял дружину, которая совершит победный бросок на юг. Основу его дружины составляли варяги и ладожане. Ладога стала первой столицей Верхней, или Внешней Руси. Об этом со всей ответственностью заявляют исследователи Ладоги. Раньше об этом же «намекала» Ипатьевская летопись:

«…придоша к словенам перв и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик…».

Скорее всего, Рюрик срубил в городе деревянную крепость, которая стала надежным охранителем Ладоги. В IX веке здесь уже была построена первая на Руси каменная крепость, часть стены которой открыта профессором А.Н. Кирпичниковым в 1974 году. Она была сложена из известняковой плиты и скреплена связующим материалом – глиной. Высота каменной крепости была три метра, толщина стен – тоже три метра. Крепость обеспечивала безопасность судоходства и самого города. Ладогу по праву называли северными воротами Русского государства.

Рюрик завоёвывает Новгород и садится в нем княжить. Его влияние распространяется на соседние земли. Он захватывает новые территории и сажает своих людей править ими.

В 879 году Рюрик умер.

В 882 году военный вождь северных народов, правая рука Рюрика Олег (Вещий – ред.) вместе с малолетним сыном князя Игорем совершает поход на Киев, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей. Основу его друэжины составляли варяги и ладожане. Без боя сдался Смоленск, мечом взят Любеч, военной хитростью захвачен Киев. В 907 году Олег с огромной армией появляется у стен Константинополя. Русское войско производит страшное впечатление. Константинопольский патриарх Фотий засвидетельствовал этот первый поход русских на Царьград и прочел целую проповедь о конце мира и грехах византийцев. Русские получили богатый выкуп и с победой вернулись домой. Часть русских войск за византийское золото переправляется с Чёрного моря на Каспийское и обрушивается на мусульманские города, подчинённые Багдадскому халифату. В любимую Олегом Ладогу воины, участвовавшие в походе, возвратились с богатой добычей.

Некоторые учёные, в том числе и Л.Н. Гумилёв в своей книге «Древняя Русь и Великая степь», считают, что «Повесть временных лет» больше является литературным произведением, чем документальным свидетельством о прошлом Русского государства. Нельзя с полным доверием относиться к некоторым датам и событиям в летописи. Но ход развития этих событий отражён в «Повести временных лет» достаточно последовательно.

В 913-914 годах арабские источники свидетельствуют о крупном походе руссов через Каспий к побережью Кавказа на 500 судах по 100 человек в каждом во главе с князем Игорем. Даже если уменьшить явно завышенные цифры в 10 раз, то получится весьма внушительное для того времени войско. Несколько месяцев русские господствовали на Каспийском море, а на обратном пути подверглись нападению хазар и были разбиты. Ещё до возвращения Игоря с остатками дружины были мобилизованы внутренние резервы руссов, чтобы иметь новое войско для защиты рубежей обширного княжества. Арабские источники с восхищением писали о четырёх центрах земли русской и крупнейшем из них – Ладоге. Ладожане послали большую дружину хорошо вооружённых воинов в Киев в княгине Ольге. Это говорит о важной роли, которую играла Ладога в период становления Древнерусского государства.

Ладога на протяжении длительного времени была личным владением киевских князей, а у Олега Вещего и «любимым местом для отдыха». В 922 году Олег погиб и, по Новгородской летописи, погребён в Ладоге: «…и уклюне змия князя в ногу, и с того умре, и могила его есть в Ладози по сия дни».

Над берегом Волхова, откуда открывается прекрасный вид на Ладогу, высится княжеский курган – Олегова могила. Он словно оберегает город и сопровождает его путь во времени…

События на юге носили драматический характер. В 945 году гибнет в земле древлян князь Игорь. Его сын Святослав совершает победные походы на Византию, громит Хазарский каганат, одолевает вятичей и берёт с них дань. В 972 году на Днепровских порогах печенеги подстерегли князя Святослава и убили его.

Всё это время Ладога по-прежнему оказывается в центре бурных событий, которые разворачиваются в Новгороде и вокруг него. Сын Святослава Владимир, который княжил в Новгороде, бежит от сводного брата Ярополка, захватившего власть в Киеве, за море к варягам. Там он набирает дружину, через Ладогу возвращается в Новгород и идёт войной на Ярополка, чтобы завоевать киевский престол. В его дружине плечом к плечу с варягами бились и ладожане.

Вскоре Ладога начинает играть немалую роль в становлении скандинавской государственности. Заглянем немного вперёд и обратимся к событиям, которые имеют косвенное отношение к городу на Волхове. В 991 году большая и хорошо вооружённая армия викингов высадилась на юго-восточном побережье Англии. В битве при Мэлдоне – севернее Лондона – скандинавы наголову разбили англосакские войска. Крупнейшим из вождей победителей был знаменитый норвежский викинг Олав Трюггвасон, потомок конунга Харальда Прекрасноволосого, ставший через четыре года конунгом Норвегии. В детстве Олав Трюггвасон потерял в междоусобице отца. Его мать решила бежать на Русь к князю Владимиру, который был родственником, так как имел жену скандинавку. В земле чуди, то есть эстонцев, мать погибла, а ребёнка отдали в рабство. Мальчика в возрасте девяти лет выкупил сборщик податей и привёз в Ладогу, где было установлено, что он сын Харальда Прекрасноволосого и является родственником великого князя Владимира. Мальчика воспитали и обучили ратному делу. В возрасте восемнадцати лет Олав Трюггвасон с дружиной отправился в Норвегию и вскоре стал знаменитым воином. В 994 году Олав вместе с датчанином Свейном Вилобородым на 94 кораблях вновь высаживается в Англии. От полной катастрофы страну спасли разногласия между датчанами и норвежцами, а также героическая оборона Лондона. Английский король откупился от норманнов 16 тысячами фунтов серебра. Свейн и Олав отправились по домам.

Олав Трюггвасон, принявший крещение в Англии, покинул её навсегда, чтобы завоевать престол Норвегии. Это ему удалось не сразу. В районе нынешнего Тронхейма – бывшей древней столицы Норвегии – правил жестокий ярл Хакон. Чтобы стать правителем Норвегии, Олаву Трюггвасену надо было лишить его власти. С трудом это удалось. За назначенную награду один из слуг усадьбы, где скрывался Хакон, отрубил спящему ярлу голову и принёс её Олаву. Тот приказал слугу казнить в наказание за предательство. Это было в 995 году.

Сын ярла Хакона Эйрик Хаконарсон убежал в Швецию и стал викингом. Он обучился воинскому делу, собрал большую дружину и, чтобы отомстить Олаву Трюггвасону, через два года напал на Ладогу. 997-й год – трагический в судьбе Ладоги. Знаменитый скандинавский скальд Снорри Стурлусонс саге «Круг земной» рассказывает о том, что произошло, когда Эйрик Хаконарсон поднялся по Волхову со своей дружиной к Ладоге: «Когда он приплыл во владения Вольдамара конунга (князя Владимира) , он стал воевать и убивать людей, и жечь жильё всюду, где он проходил, и опустошал страну. Он приплыл к Альдейгьюборгу (Ладоге – ред.) и осаждал его, пока не взял город. Там он перебил много народа и разрушил и сжёг весь город. После этого он прошёл по Гардарики, разоряя страну». Далее Снорри Стурлусон цитирует отрывок хвалебной песни в честь Эйрика, сочинённой спустя несколько лет после этих событий исландским скальдом Эйольвом Дадаскольдом, который находился в дружине Эйрика:

«Прошёл мечом землю

Вальдамара, смерти

Врагов обрекая

В побоищах, воин.

Твёрдо знаю, в Гардах

Повелитель ратей

Альдейгье погибель

Уготовил стойкий».

Продолжение следует 

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.