Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

30.07.2021 12:45 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 30.07.2021 г.

Александр Гайлис - современный навсегда

Автор: Игорь Бобров

В этом году могло исполниться 70 лет Александру Гайлису. Несостоявшемуся юбилею почётного гражданина г. Волхова, одного из самых талантливых и неординарных художников города посвящена открывшаяся 27 июля выставка «Александр Гайлис: живопись, акварель, графика» в культурно-информационном центре им. Пушкина.

Александр Гайлис

Вернисаж в очередной раз собрал родных, друзей и ценителей творчества Александра Львовича, ушедшего из жизни в 1994 году. За десятки лет после смерти художника, усилиями его жены Татьяны Гайлис в нашем городе, в Староладожском музее-заповеднике, на родине художника в Одессе и на различных площадках Северной столицы прошло множество выставок, широко и разнообразно представляющих его яркое оригинальное творческое наследие.

Каждая выставка в Волхове становилась большим культурным событием, предметом обсуждения и оставалась в памяти на долгие годы. И каждая отличалась неповторимостью, отличительной особенностью, оставившей яркий след в сердцах и душах зрителей. Такими были и очень камерные, по-домашнему тёплые выставки в уютных залах музея истории Волхова. Особенно запомнилась мемориальная выставка 1999 года, в рамках которой Татьяна Степановна и сотрудники музея организовали его посмертный творческий вечер и презентацию первого («Белого») альбома-каталога его работ. Запомнилась креативная выставка в арт-пространстве бывшей волховской мебельной фабрики, где на фоне голых кирпичных стен, незакрытых труб и остатков промышленного оборудования исключительно органично смотрелись индустриальные, остросоциальная гротескная живопись и графика Гайлиса.

Нынешнюю экспозицию в КИЦ отличает очень представительное количество (около ста) произведений в различных жанрах, техниках и смысла. Широко представлены разные периоды творчества Александра Львовича – портреты разных лет, индустриальные и сатирические сюжеты, лирические и всё равно неспокойные пейзажи, виды Зеленецкого монастыря, Волхова, старой Вологды. Нашлось здесь место и любимым Гайлисом абстракциям, и не выставлявшимся прежде картинам на религиозные мотивы, знакомые нам только по фотографиям в «Белом» и «Чёрном» каталогах.

- Чтобы представить творчество Гайлиса максимально широко и многообразно, нам пришлось прибегнуть к «неправильной» развеске, — говорит Татьяна Степановна. – Но в данном случае это был единственный и, на мой взгляд, совершенно оправданный способ познакомить зрителей со всем спектром богатого художественного наследия Саши.

Несмотря на «неправильное», предельно плотное расположение работ, у посетителей выставки совсем не создаётся впечатление некой скученности и суеты. Композиционно всё сделано грамотно, спокойно, с соблюдением равновесия и гармонии. По большому счёту, экспозиция создана в духе самого Гайлиса – большого профессионала, внешне спокойного, но внутренне постоянно мятежного человека, абсолютного нонконформиста, независимой внесистемной личности.

Не однажды, и в этот раз тоже, звучало мнение о тревожных, цепляющих и даже тёмных нотах, пронизывающих большинство его работ. Это так. Творчество Гайлиса, даже в портретах и пейзажах, не развлекательное, не умиротворяющее и не располагающее к лирическому созерцанию. Оно будоражит и царапает, цепляет и буквально силком втягивает зрителя внутрь замысла автора. Причём, независимо от сюжета, формы и техники работы. И это не манера и не мастерский почерк художника, а его внутренний мир и время, в которое он творил. Хотя, сейчас уже объективно ясно, что написанное им вне времени, звучит и будет звучать так же современно, как и во время своего создания. Если, конечно, не смотреть, а видеть.

Середина 80-х, перестройка с её открытиями и надеждам, 90-е, когда эти надежды серьёзно пошатнулись, оказали определяющее влияние на творчество и жизнь Александра Львовича. В группе таких же талантливых, неспокойных и несистемных художников, куда входили такие яркие творческие личности как Владимир Вербицкий, Людмила Гаранина, Николай Рогожников, Андрей Дробинин, Илья Офлиянц, Надежда Гасилова, Павел Стрелков и многие другие, он был безусловным лидером, идейным вдохновителем и нравственным ориентиром. Кто знает, каким бы стало продолжение волховского объединения художников, и какой была бы художественная жизнь Волхова сегодня, отпусти ему судьба чуть больше времени…

Огромное спасибо Татьяне Степановне, сыну художника Александру, друзьям и всем, кто не просто бережно хранит наследие Гайлиса, но и восстанавливая уникальные чеканные панно перед старым волховским мостом, реставрируя авторский кундаль из больницы и поликлиники, организуя новые выставки и выпуская каталоги, знакомит всё новые поколения волховчан с потрясающим миром всегда удивляющего и всегда современного, безмерно талантливого художника Александра Львовича Гайлиса.

Фото Александра Ивушкина и Татьяны Гайлис

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

17