Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

29.06.2017 11:12 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 30.06.2017 г.

Ограниченные возможности - полноценная жизнь

Автор: Беседовал И.Бобров

Куда после окончания коррекционной школы выходит шестнадцатилетний подросток со свидетельством о неполном среднем образовании и медицинским диагнозом? Как он интегрируется во взрослую жизнь и каким образом находит в ней своё место? Об этом мы беседуем с заместителем директора по воспитательной работе Волховского алюминиевого колледжа Анастасией Батуриной.

В современном мире тема социальной интеграции инвалидов звучит всё чаще и чаще. То ли общество сильно отстало в этом вопросе, то ли сама проблема достигла такого уровня, что замалчивать и уходить от её решения уже просто невозможно. Людей с ограниченными возможностями становится больше. Так или иначе, государство обязано создать им максимум возможностей для полноценного существования в обществе. А это не только лечение, но и естественное включение инвалидов в трудовые отношения, в быт и досуг наравне со здоровыми людьми. В этом комплексе социальных мероприятий самое уязвимое место — профессиональное обучение и включение инвалида в трудовые отношения.
В советский период на государственном уровне прекрасно действовала система надомного труда. Сотни инвалидов Волховского района трудились надомниками на Волховском химическом заводе, швейной фабрике "Волховчанка", других производства и их филиалах. Сегодня на нашем уровне осталось лишь УПП "Волна", переживающая не лучшие времена, а в остальном подход стал сугубо индивидуальный — каждый ищет работу сам. Понятно, что молодому человеку с ограниченными возможностями здоровья, вчерашнему школьнику сделать это невероятно сложно, тем более что значительная часть детей-инвалидов, проживающая в детских домах, социально-реабилитационных центрах и специализированных интернатах — дети-сироты.
Куда после окончания коррекционной школы выходит шестнадцатилетний подросток со свидетельством о неполном среднем образовании и медицинским диагнозом? Как он интегрируется во взрослую жизнь и каким образом находит в ней своё место? Об этом мы беседуем с заместителем директора по воспитательной работе Волховского алюминиевого колледжа Анастасией Батуриной.

- Анастасия Михайловна, в нашем районе упомянутая категория детей может получить профессию только в стенах вашего колледжа?
- В Ленинградской области специализированные группы открыты в колледжах Бокситогорского, Приозерского, Тосненского района и у нас. В Волховском алюминиевом колледже первые группы выпускников коррекционных школ по специальности "повар" и "слесарь по ремонту автомобилей" набраны в 2014 году.
27 июня на базе нашего сясьстройского филиала состоялось вручение свидетельств о получении профессии уже третьему выпуску ребят с ограниченными возможностями здоровья. Во взрослую жизнь после двухлетнего обучения в колледже вступают 28 будущих поваров и слесарей по ремонту автомобилей. Всего за эти годы у нас прошли обучение порядка 90 человек.

- Это всё волховские ребята?
- Нет, у нас получают профессию выпускники коррекционных школ из Луги, Подпорожья, Приморска, Киришей, само собой — из коррекционных школ Волхова и Сясьстроя. В каждом колледже, где есть группы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, своя специализация. Мы готовим поваров и слесарей, где-то дети получают другие профессии.

- Где и как живут ваши студенты?
- Нужно понимать, что кроме проблем со здоровьем подавляющее большинство студентов ещё и дети-сироты. В нашем сясьстройском филиале для них организовано общежитие, создано специализированное подразделение, в штате которого воспитатели, социальные педагоги, психолог, скоро на постоянной основе появится врач. Категория очень специфическая, поэтому мы работаем в постоянном контакте с врачом-психиатром Волховской поликлиники, наши мастера производственного обучения прошли специальные курсы по работе с такими ребятами, в этом году специальную переподготовку пройдут воспитатели.

- В чём заключается учебный процесс?
- На первом курсе учащиеся три дня в неделю изучают теорию, два — практику. На втором наоборот: три дня практика, два — теория. Среди теоретических занятий нет предметов школьной программы в привычном нам виде. Это специальные предметы, к примеру, товароведение, обработка и хранение продуктов для поваров, слесарное дело и ремонт автомобилей для слесарей. И даются общие знания, позволяющие ребятам проще адаптироваться в обществе — этика, правила дорожного движения, чтение, история нашего края и тому подобное.
Перед выпуском учащиеся второго курса проходят производственную практику: слесари — в мастерских нашего колледжа и на Сясьском ЦБК, повара — в детских садах г. Сясьстроя.

- Знаю, что социальная адаптация выпускников детских домов, школ-интернатов, социальных центров всегда проходит очень болезненно…
- Это понятно, ведь ребята с раннего детства жили на полном государственном обеспечении, когда о них заботились взрослые люди: кормили, одевали, учили, решали все бытовые вопросы, практически вели по жизни за руку. Потом всё приходится решать самим, и очень часто оказывается, что дети недостаточно социализированы: не умеют готовить, следить за собой, контролировать свой бюджет, элементарно общаться со сверстниками и людьми старшего возраста. Поэтому так важны навыки, которые готовят детей к самостоятельной жизни. Эти навыки им старательно прививают в коррекционных школах, этому мы уделяем большую часть своей работы.

- Анастасия Михайловна, насколько легко ваши выпускники находят себе работу после окончания колледжа?
- Иногородние выпускники возвращаются в родные места, как дети-сироты получают там жильё и трудоустраиваются практически все. Так же и с волховчанами — чаще всего нашим юношам и девушкам предлагают работу по месту прохождения ими производственной практики. В период практики ребята показывают свои личные и профессиональные качества, имеют возможность себя хорошо зарекомендовать. Мы очень часто слышим о них самые лестные отзывы.
Сегодня наши выпускники трудятся в детском саду "Ромашка", которым руководит замечательная Л.В. Агапитова. В кафе "Дриада" работает поваром Катя Тубакина, юноши устраиваются в различные автомастерские и на предприятия. Пользуясь случаем, выражаю глубокую признательность всем руководителям, принявшим на работу наших выпускников.
Мы поддерживаем с ребятами контакты и после их выпуска. Часто созваниваемся, они приезжают в гости — когда поблагодарить за годы учения в колледже, когда просто пообщаться, частенько обращаются за советом и помощью.

- Анастасия Михайловна, большое спасибо за обстоятельный разговор. Социальная и профессиональная интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья на пути становления — это благородная и очень востребованная деятельность Волховского алюминиевого колледжа, поэтому мы к ней ещё не раз вернёмся.
- Спасибо. Будем считать, что продолжение следует.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

31