Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

29.09.2016 13:31 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 30.09.2016 г.

Зачем жалеть, что время сгинуло, рассыпало все радуги свои…

Автор: З. Полетаева
Почетный гражданин города Волхова

Фото из открытого источника сети "Интернет"

Стоит ли ворошить в памяти пережитое? Наверное, стоит, чтобы не забылась атмосфера прежних лет, а главное, чтобы остался след от людей, которые заслужили о себе память: железнодорожники, учителя, спортсмены, врачи и другие, кто оживлял город, пострадавший в годы войны.

С нашим поколением 80-летних уходит невосполнимый нравственный тип людей, имеющих духовную опору, переживших историческое время — войну в детстве и послевоенное возрождение страны.
Многое забывается, уходит из жизни, но пережитое в детстве и юности сохранилось в памяти. Прошлое не уходит, если оно было и запомнилось. Ведь именно время сформировало наши взгляды на жизнь, наше отношение к тому, что нас окружает. Наше поколение приобретало жизненный опыт в трудных условиях, но нам досталась такая жизнь, теперь уже прожитая. Теперь мы — пожилые люди, даже день такой есть — День старшего поколения, день людей, проживших большую часть своей жизни, теперь пенсионеров.
Что главным было в нашей жизни? Спросите любого ветерана — скажет: "Работа, труд". Наше поколение — поколение великих тружеников. Труд профессиональный и физический, самоотверженный, творческий, общественно необходимый. Например, зайдите в музей локомотивного депо, недавно открытый… Со стендов (прекрасно оформленных) смотрят на нас знакомые лица волховчан-железнодорожников, тружеников военного и послевоенного  времени. Какие это люди! Талантливые изобретатели, новаторы производства, самоотверженные труженики, патриоты своей страны. Таких людей нет нигде в мире. Каждое время рождает свое поколение, которое в жизни своей утверждает и выражает себя через воспитавшее его время. Мы прошли через восемь десятилетий достойно и гордо. Сложным было время, формировавшее наши взгляды, нравственность, характеры. Наше поколение сохранило чувство солидарности, взаимопонимания, сочувствия, милосердия, доброты и бескорыстия. Пережитое время сделало нас такими. В нас было много жизни, мы умели радоваться малому: природе, нашей реке, школе, друзьям, песням, играм и были счастливы в молодости. Конечно, в бытовом плане мы жили трудно: были плохо одеты, обуты, недоедали. Нынешняя молодежь считает, что бабушки и дедушки жили мрачно, трудно, неинтересно. Не было телевидения, компьютеров, машин, всякой техники, не говоря уже о нынешнем достижении — мобильных телефонов. А вот мы, прожившие восемь десятилетий, считаем, что жили удивительно интересной жизнью. Мы получали радость от того, что умели быть вместе, дружить бескорыстно, верно, годами.
В детстве и юности все воспринимается иначе, чем в зрелые годы. Не имея представления об индивидуальных компьютерах, планшетах, мобильниках, мы с увлечением играли в дворовые игры: "Попа загоняла", "Штандер", "Городки", "Лапту". Они учили нас быть вместе. В Доме культуры железнодорожников смотрели фильмы "Подвиг разведчика", "Трактористы", "Кубанские казаки" и т.д. — первые послевоенные фильмы, обменивались фотооткрытками с любимыми артистами.
Несмотря на голодное послевоенное время, когда хлеб был по карточкам, одежда по талонам, обувь — в основном калоши, жилищная неустроенность — город-то сильно был разрушен, мы умели дружить, ценили честность, справедливость, щедрость души.
Да, такие были мои сверстники. Мы много читали книг. Сейчас посмеялись бы современные школьники над тем, что мы читали: "Тимур и его команда", "Кортик", "Бронзовая птица". Мы передавали друг другу книги в срок "до завтра", потом на лужайке между домами обсуждали поведение героев, хотелось быть похожими на них. Еще живы некоторые мои сверстники, пережившие эти памятные послевоенные годы. Кто помнит запах хлеба, холодные зимние дни, соседей, которые делились с нами, чем могли, родные наши школы №38 (сейчас №7) и №2 (сейчас №5), где не забываемые с годами учителя берегли наше детство, наше здоровье, наши души. Десятки прожитых лет не заслонили облик наших учителей.
В музее школы №7 есть фотография моего послевоенного класса. Нас 42 ученика. В среднем ряду дорогие лица учителей: классный руководитель Станислав Иванович в военном кителе, он вел уроки истории, Илья Аполлонович Ерлыков — директор школы, в военной гимнастерке, в летных унтах — он вел уроки географии. С особой любовью и почтением хранила в памяти его образ. Он воспитывал нас своей личностью, незабываемой, яркой. Он — часть нашей жизни не только школьной, но и взрослой. В жакете, сшитом из военного кителя, но так элегантно сидевшем на стройной фигуре, вела уроки математики Мария Николаевна Познахирева, в военной гимнастерке — военная медсестра Полина Дмитриевна, она вела уроки литературы и русского языка, и другие учителя были отражением военного времени.
На них мы смотрели с огромным уважением и интересом. Вот только потом, в зрелом возрасте, мы понимаем, что у наших учителей было тоже трудовое время. Ухожены ли теперь  могилы учителей на Октябрьском кладбище? В обеих железнодорожных школах есть музеи памяти. Память должна быть действенной, живой. Хочется надеяться, что современные школьники в школьных музеях смотрят на стендах не только фотографии, но и изучают историю школы, чтят память о людях, трудом которых созданы эти прекрасные школы — историческое наследие.
Спасибо вам, послевоенные железнодорожные волховские школы! Мы были бы, наверное, совсем другими, не будь вас с замечательными педагогами, друзьями, пережившими в детстве войну. Школы приняли детей в трудное, неустроенное. голодное, но памятное время, потому что это было время нашего детства. Наше поколение глубоко благодарно железнодорожникам, помогавшим детям вернуть спокойное безоблачное время.
Не забыть ломтики хлеба на подносе, когда на большой перемене дежурный разносил их по рядам, и мы жадно смотрели, кому достанется горбушечка. Не забыть талоны на обувь и одежду тем, кто остро в этом нуждался. До преклонных лет помню вкус рыбьего жира, обязательного для ослабленных здоровьем детей. Железнодорожная поликлиника располагалась в низком деревянном здании на улице Дзержинского, куда постоянно приглашали классы на профилактические осмотры. Дети для железнодорожников были в центре внимания — дети войны. Такое было время!
Город возрождался и благоустраивался. Улицы Мурманская (Гагарина), Культуры, Трудовик (Державина) были замощены булыжником. Булыжная мостовая — красиво! В вдоль улицы — дощатые тротуары. Чисто! Здорово!
Открылся стадион "Локомотив". Летом — футбол, зимой — каток. Запомнился зал Дома культуры железнодорожников. Стулья сдвинуты к стенам. На паркетном полу танцы! На сцене с аккордеоном Юрий Гущевский и звуки танго "Я возвращаю ваш портрет", "Брызги шампанского", "Утомленное солнце" и изящный вальс-бостон. А как красиво танцевали парами…
Гордостью города был духовой оркестр железнодорожников, возглавлявший в праздники демонстрации, струнный оркестр народных инструментов под руководством талантливого П.И. Толкачева. Мои туфли фабрики "Скороход" помнят фокстрот, чарльстон, краковяк и польку-бабочку.
Наша жизнь имела светлые, незабываемые стороны. Мы умели находить радость в малом, жили интересами города, страны, принимали участие в благоустройстве, ценили труд и умели трудиться и были счастливы, как бывают счастливы люди в молодости. Так что память жива и жизнь продолжается!
С Днем старшего поколения, мудрого поколения, дорогие мои земляки!

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.