Мы вместе всегда
С хорошим почином выступил Волховский городской Совет ветеранов — в нынешний Год семьи, объявленный в Ленинградской области, рассказать в средствах массовой информации о семейных традициях, чтобы наша молодежь воспользовалась лучшим опытом старших земляков. Подумала, а может, и мне поучаствовать в этой акции? Ведь не бывает дня, чтобы я не вспомнила своих ушедших родных: доченьку, родителей, братьев, сестру… Ведь в память о них мы, ныне живущие из династии Кузнецовых, крепко держимся друг за друга.
Начала я работать над этим материалом 20 февраля. В этот день ровно полвека назад не стало нашего папы — Почетного металлурга, орденоносца А.А.Кузнецова. Мы, его дети, невестки и внуки, побывали на его могилке, постояли в молчании. А дома, когда осталась одна, нахлынули воспоминания.
… Собираясь вместе по поводу юбилеев, дней рождений или поминальных дат, мы обязательно вспоминаем родительский стол, за которым устраивалось по 12 и более человек. Семья была большая: кроме родителей и бабушки, мамы отца, в ней росли семеро детей. Сыновья взрослели и по очереди приводили невест, так что каждая молодая семья начинала жить под родительской крышей. Невестки становились родными дочерьми, а для меня, младшей из детей, старшими сестрами. Даже когда молодые обзаводились своим жильем, они обязательно приходили в праздничные дни к родителям, и тогда за столом становилось тесно, но и еще более весело.
Несмотря на послевоенную нелегкую жизнь, мы никогда не голодали. К обеду на плите в 10-литровой кастрюле всегда был готов наваристый борщ или душистые щи, к праздникам — незабываемые мамины пироги. Во дворе нашего дома на Лесном кольце, где нынче расположен детский сад №4 по ул.Калинина, всегда копошилась живность: корова, поросята, куры. Под яблонями росли картошка, капуста и другие овощи.
Как будто наяву, я слышу стук маминой швейной машинки "Зингер", вижу склоненную к рукоделию голову. Посидит мама вечером, нередко и ночью, а наутро кто-нибудь из ребятни мог щеголять в обновке. И так день за днем обшивалась вся семья.
О семейном укладе, сытости, воспитании детей заботились наши родители Алексей Александрович и Александра Евгеньевна. Папа приехал в Волхов в 1930 году из Ленинграда после окончания курсов, где вологодский паренек выучился на футеровщика-шамотчика. Рабочие этой специальности требовались на первенце алюминиевой промышленности страны, строительство которого началось на правом берегу реки Волхов, как раз напротив возведенной ГЭС имени В.И.Ленина — первой в СССР. Впоследствии он перевез сюда своих сестер с мамой. С тех пор зародилась и стала разрастаться рабочая династия Кузнецовых. Отца его уже не было в живых — Александр Осипович Кузнецов, крепкий крестьянин, не побоявшийся встать в 1937 году на защиту деревенского храма от поругания, был репрессирован и расстрелян в Левашовской пустоши, о чем семья узнала только после войны.
Более 30 лет папа трудился в электролизном цехе Волховского алюминиевого завода. Уезжал только однажды. Во время войны с семьей был эвакуирован на Урал, без отдыха работал по специальности на Каменск-Уральском алюминиевом. В послевоенные годы был старшим мастером по капитальному ремонту электролизеров. Для него ВАЗ стал настолько родным, что он хотел, чтобы и дети пришли на завод. Он умел убеждать и словом, и личным примером. Мы видели, как уважительно здороваются с отцом люди, слышали его рассказы о металлургах, держали в руках его награды. Поэтому, как и отец, выбрали ту же профессию. Старший Александр, за ним Алексей, потом Евгений, затем я пошли по его стопам.
Старшие братья начинали свою трудовую биографию в эвакуации на Каменск-Уральском заводе. На Волховском алюминиевом Александр работал в бригаде отца, позднее стал бригадиром литейщиков. Он так вжился в эту профессию, что именно ему было доверено делать юбилейную плавку крылатого металла в день празднования 50-летия ВАЗа. Родному заводу он посвятил 40 лет. В этом же цехе в течение 25 лет трудилась его жена Лидия Ивановна. Хотя для женщины-крановщицы, управлявшей огромным механизмом на высоте, куда поднимались из электролизных ванн вредные для организма пары, и этот срок немаленький!
Алексей Кузнецов, бригадир плавильщиков, 44 года отдал заводу. Ему посчастливилось выплавлять первый советский алюминий особой чистоты. Он с гордостью говорил, что качество волховского металла измеряется "шестью девятками после запятой!". Его жена Людмила Прокофьевна — также заводчанка, она возглавляла заводские детские сады в течение 40 лет, сейчас — активистка заводской ветеранской организации, староста академического хора ветеранов с большим стажем.
Евгений, родившийся в эвакуации, с молоком матери впитал запах рабочей одежды папы, который крайне усталым возвращался домой из цеха. После школы он окончил алюминиевый техникум. Именно папа позаботился о том, чтобы сын стал работать на его участке. Он был первым наставником Жени на производстве и мечтал, чтобы сын навсегда остался в этой профессии. Так и случилось. Евгений многие годы возглавлял в электролизном цехе службу капитального ремонта. В труднейшие годы вместе с ведущими инженерами руководил реконструкцией производства. Его богатый опыт пригодился стране, он участвовал в строительстве и пуске алюминиевых заводов в Красноярске и Братске, а также Египте и Казахстане, за что удостоен даже иностранных наград. Трудовой стаж Евгения составляет 44 года. Его супруга Галина Григорьевна почти столько же лет посвятила воспитанию маленьких волховчан в заводских детсадах.
Еще два брата и сестра также поначалу пошли по стопам папы. Володя поработал в электролизном цехе, но впоследствии стал строителем. Борис окончил алюминиевый техникум, живет с семьей в Новгороде. Вера после окончания алюминиевого техникума была направлена на работу в г.Пикалево.
Мне, самой младшей в семье, особенно повезло. Я буквально купалась во всеобщей любви. И за это я благодарна всем, кто окружает меня сегодня. После школы мне довелось работать в цехе папы и старших братьев: сначала контролером ОТК, потом — на галиевой установке, в течение нескольких лет — в столовой электролизного цеха, сейчас — в Совете ветеранов ВАЗа.
… Папы не стало в 1966 году. Ему было всего-то 54 года, а на заводе говорили, что ушел из жизни старейший работник электролизного цеха. Хотя это было правдой, с августа 1930 года папа участвовал в строительстве завода. Получается, что он действительно был, образно говоря, старейшиной в коллективе. За свой вклад в развитие алюминиевого производства, за честный труд во время войны он награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Думаю, что папа был бы доволен детьми. А как бы гордился, узнав, что Александр, Алексей и Евгений, как и он сам, стали Почетными металлургами страны, что Алеша удостоен знака ВДНХ за освоение производства алюминия особой чистоты, а Евгений — ордена "Знак Почета" и медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Да и невестки отмечены многочисленными грамотами и благодарностями за добросовестный труд.
Единственное, что могло бы сильно огорчить отца — пустой нынче, точнее, мертвый электролизный цех. Ведь он и его товарищи, а также мы, взрослые дети, так гордились орденоносным Волховским алюминиевым заводом! Нам остается лишь надеяться, что придет время, когда в некогда горячем цехе откроется новое производство.
Не подвели наших родителей их внуки. Сын и дочь Александра Алексеевича и Лидии Ивановны выбрали хорошие профессии, у них трое внуков. У Алексея Алексеевича дочь Ольга стала, как ее мама Людмила Прокофьевна, воспитателем. Зять Иван Палий работал в электролизном цехе, сейчас — в ОАО "Метахим", где после окончания алюминиевого колледжа трудится его дочь Оксана. На этом же предприятии работает после окончания вуза внучка Евгения Алексеевича Юлия.
К сожалению, наша семья понесла невосполнимые потери. Сын моего брата Алексея Сергей после окончания алюминиевого техникума был направлен в Новокузнецк. Все складывалось хорошо: успешная работа на алюминиевом заводе, свадьба, рождение дочки… В один из вечеров он, возвращаясь домой после работы, вступился за человека, на которого напали бандиты, и погиб. Смерть Сережи не смогла пережить его жена, ушла вслед за ним. В Новокузнецке осталась их дочь Юлия, теперь уже взрослая, воспитывает праправнуков наших родителей. Людмила Прокофьевна постоянно звонит внучке, справляется о правнуках.
Трагедия случилась и в моей семье — на производстве из-за халатности рабочих погибла дочь Жанна. Она возглавляла группу санитарно-промышленного контроля, была грамотным инженером, компетентным руководителем. Не случайно в 2002 году она была награждена Дипломом лауреата конкурса "Трудовая слава России". А для меня она была и есть любимая, заботливая, очень внимательная дочечка. У нее было много подруг, которым я остаюсь благодарной за память о моей Жанне.
… Нас, детей Алексея Александровича и Александры Евгеньевны, осталось трое: Евгений, Борис и я. Хотя нет, нас много! Взрослеют внуки и правнуки моих братьев и сестры. Только в Волхове живет 19 человек из заводской династии Кузнецовых! Мы по-прежнему держимся вместе. Продолжая традиции родителей, собираемся за одним столом, чтобы почествовать друг друга или помянуть ушедших родных. Вспоминаем детство, весело смеемся над нашими увлечениями и забавами. И рассказываем молодым Кузнецовым об их предках, которых продолжаем любить…
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.