Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

10.11.2016 11:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 11.11.2016 г.

Столбовский мир был заключен на Волховской земле

Автор: С.Кузьмин

Фото из открытого источника (https://vk.com/wall-57510700?own=1)

Для жителей Волховского района важно знать, что знаменательное историческое событие — подписание Столбовского мира — произошло именно на их земле, в маленькой деревне Столбово, на берегу  реки Сясь в Хваловской волости.     

В начале следующего года (27 февраля по старому стилю, 9 марта по новому) исполняется 400 лет с момента подписания Столбовского мира между Россией и Швецией. Именно эта дата может служить подлинной точкой отсчета окончания трагической эпохи в истории России — Смуты. А значение подписанного договора ничуть не меньше, чем оставление польским гарнизоном Московского Кремля в 1612 г., которое ныне празднуется как день народного единения. Для жителей Волховского района важно знать, что это знаменательное историческое событие произошло именно на их земле, в маленькой деревне Столбово, на берегу  реки Сясь в Хваловской волости.     

Столбовский мирный договор 1617 года, заключенный между Россией и Швецией (Столбовский мир), является важной исторической вехой в истории нашего Отечества и сопредельных государств. Его обязательно "проходят" на уроках истории в школе. Но по традиции он рассматривается как пораженческий, хотя это далеко не так.
Традиционная негативная оценка условий этого договора, характеризуемая как утрата выхода на Балтику, исходит из реалий более позднего времени, а не из конкретной ситуации начала XVII века. Глубокий внутренний социально-экономический кризис, поразивший Россию в первые годы столетия, вылившийся в гражданскую войну, получившую название Смуты, осложнялся иноземным вмешательством.
Стоит отметить, что Польша и Швеция принципиально по-разному приняли участие в русских делах. Поляки вначале поддерживали царей-самозванцев в порядке частной инициативы, а затем попытались утвердить на русском престоле своего королевича Владислава, оккупировав Москву, захватив и отторгнув перед этим от России Смоленск. Шведы же первоначально действовали в соответствии с Выборгским договором, заключенным с правительством царя Василия Шуйского, оказывая ему только военную помощь. Ситуация изменилась лишь с падением власти Шуйского и узурпацией ее "Семибоярщиной", ориентировавшейся на поляков, что грозило полным развалом страны.
Победы Второго ополчения под предводительством Пожарского и Минина в 1612 г., а также избрание царем Михаила Романова в 1613 г., были лишь первым шагом на пути к стабилизации. Еще жива была Марина Мнишек — царица-жена двух Самозванцев, за спиной которой стоял Заруцкий, и разбойные казаки, поляки и их русские сторонники по-прежнему считали царем королевича Владислава, по стране разгуливали крупные отряды авантюристов вроде Лисовского и просто банды разбойников, вообще никому не подчинявшиеся.
В годы фактического безвластия (Смуты) на северо-западе России, в пределах Новгородской земли, действовал своеобразный русско-шведский политический альянс (1611-1617 гг.), который мог либо трансформироваться в отдельное буферное государство под протекторатом шведского короля, либо вообще грозил превращением всех этих территорий в провинции Швеции. При этом выдвигались и более радикальные идеи — посажение на русский трон шведского претендента.
К 1616 году, после двух неудачных походов шведов на Псков и такого же неудачного похода войск воевод царя Михаила Федоровича на Новгород, сложилась патовая ситуация. В зоне шведского военного контроля оставалась огромная территория с такими городами, как Новгород, Ладога, Старая Русса, Гдов, которую не было возможности удерживать и эффективно ею управлять без поддержки местного общества. Но в том-то и дело, что она была, хотя постепенно и ослабевала. Москва же не могла одновременно бороться "на два фронта", причем "польская угроза" оказалась куда опасней, что подтвердят события 1618 года, когда войска королевича Владислава вновь подойдут под стены столицы и Троицко-Сергиевой лавры. На кону стояли все успехи предшествующих лет, а казна была пуста, ресурсы исчерпаны. Поэтому мир со шведами был нужен любой ценой, и то, чего удалось добиться русским дипломатам в ходе длительных переговоров, можно считать не просто успехом, а чудом. Его признание как большой дипломатической победы подчеркивает пожалование главы русского посольства князя Данилы Мезецкого чином боярина. Для сравнения — за освобождение Москвы его получил князь Дмитрий Пожарский.
Одним из объяснений такого успеха было присутствие в стане переговорщиков в Столбово чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, сопровождавшей их и далее до Новгорода, передаваемого от шведов русским. Об этом обстоятельстве помнил, сорок лет спустя, царь Алексей Михайлович, давая высокую оценку уже другим русско-шведским переговорам (Валиниесаарским) в 1658 году, "участницей" которых опять стала та же икона.
По условиям Столбовского мира Россия теряла лишь несколько уездов на севере и западе современной Ленинградской области, причем Корельский и так уже был уступлен еще по Выборгскому договору. Они являлись ценными, в первую очередь, наличием здесь мощных крепостей (Ивангород, Ямгород, Копорье, Орешек), контролировавших границу и выход к морю. Но, как показывали события конца XVI в. и покажут последующие, отвоевание этих территорий при стабильной ситуации в самой России было вполне реально. Вопрос в том, что в момент подписания договора не было условий для военного решения вопроса о "выходе к морю", а главное, не созрела экономическая необходимость. Так что на фоне территориальных потерь по Деулинскому перемирию с Польшей (стратегически важный Смоленск с его областью, огромные плодородные земли Черниговщины и Северщины), уступки на северо-западе Новгородской земли кажутся незначительными, особенно при учете политического эффекта заключения Столбовского мира.
Заключенный при посредничестве ведущих торговых держав той эпохи — Голландии и Англии — он означал международное признание новой национальной русской династии Романовых. Шведский король отказывался от каких-либо претензий на московский трон (польский сделает это лишь через 17 лет, и то за большой выкуп). В ту эпоху именно монарх был символом суверенитета государства. И если военный союз против Польши заключен не был, то начавшая с ней войну за Прибалтику Швеция объективно оттягивала часть сил поляков на себя, облегчая борьбу России. В то же время возвращение в лоно русской государственности обширных новгородских земель с их служивыми (военными) людьми резко повысило боеспособность царского войска.
Условия торговли по договору были крайне либеральными. Население, остававшееся на отходящих к Швеции территориях, получало свободу вероисповедания и в подавляющем большинстве сохранило православие.
Без преувеличения можно сказать, что заключение Столбовского мира создало условия для действенной стабилизации и подвело черту под Смутой.
Кроме краткосрочных последствий, в массе своей положительных, имелись и долгосрочные. Новая русско-шведская граница не отрезала Россию от Европы, а как бы приблизила ее. В отечественной истории это, пожалуй, первая граница в современном понимании, с соответствующей организацией и инфраструктурой. Проезд в обе стороны, при соответствующем разрешительном режиме, был свободен. В самой приграничной полосе сохранялись семейные и личные связи, а между представителями русской и шведской администрации устанавливались не только служебные, но и частные контакты. Гораздо большая, чем у католиков, религиозная и культурная терпимость шведов-лютеран способствовала сохранению этнической самобытности не только русского населения, но и води с ижорой. В то же время появление здесь финских крестьян-колонистов, не сгонявших местное население, а занимавших пустые и запустевшие земли, привело к созданию новой этнической общности ингерманландцев, до сих пор являющихся частью населения Ленинградской области. Период шведского политического господства на землях, отвоеванных в ходе Северной войны, нельзя примитивно рассматривать как режим оккупации. Напротив, наличие здесь населения, имевшего опыт жизни в европейском государстве Нового времени, способствовало действиям Петра, который сам много заимствовал у шведов. Стабильные, в основном добрососедские отношения (исключение война 1656-1661 гг.) Швеции и России в XVII в., развивавшиеся на основе Столбовского договора, подтвержденного Кардисским миром 1661 г., способствовали развитию контактов Запад — Восток.
Парадокс в том, что, утратив не представлявшие большого интереса в эпоху Средневековья земли, Россия на пороге Нового времени вынуждена была их возвращать в ходе Северной войны 1700-1721 гг. Одним из эпизодов ее стало строительство крепости, верфи и военной базы Санкт-Питербурх после неудачной попытки овладеть Нарвой и Ивангородом. Кто знал, что вскоре волей Петра они превратятся в блистательный Санкт-Петербург?!
Вполне возможно, что без Столбовского мира и как следствия его Северной войны не было бы и Северной столицы на привычном нам месте, а "окно в Европу" развилось на основе агломерации Нарва-Ивангород.
Юбилей Столбовского мира, заключенного на территории современной Ленинградской области, в д. Столбово Волховского района, существующей поныне, важный повод для обращения к своему историческому прошлому. Действия русского правительства и общества по преодолению Смуты в начале XVII в. весьма поучительны, особенно на фоне другого юбилея — 100-летия Февральской революции, ввергшей страну в дальнейший кризис, а в итоге в гражданскую войну. Столбовский мир заслуживает свой 400-летний юбилей.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.