Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

24.12.2015 13:39 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 25.12.2015 г.

Тебе, герой войны и леса

П.Антипов с женой

Завтра, 26 декабря, нашему знаменитому земляку, Герою Социалистического Труда Петру Григорьевичу Антипову исполнилось бы 95 лет. При жизни Петр Григорьевич являлся живой достопримечательностью волховской земли.

Пример его стойкости не мог не вызывать горячего интереса у любого, кто впервые узнавал о судьбе прошедшего войну танкиста. И он не был оставлен людским вниманием. О нем писали газеты, журналы.
Волховская журналистка Нина Павловна Курзанова посвятила этому удивительному человеку повести "Лесной ноктюрн" и "Быль геройская". Его нередко называли волховским Маресьевым, в его честь были названы улицы и школы, а Министерство лесного хозяйства даже учредило Всесоюзную премию имени Антипова.
В прошлом году по инициативе главы Волховского района В.М. Новикова и фонда "Волховская земля" началась реконструкция лесопарка, заложенного П.Г. Антиповым, к доброму делу подключились многие волховчане. Нынешний юбилей Героя торжественно отметят на его малой родине — в Старой Ладоге. Эксклюзивная выставка, посвященная этому необыкновенному человеку и его героической судьбе, откроется в КИЦ им. А.С. Пушкина.
Мы хотим напомнить старшему поколению жителей волховской земли и рассказать молодежи о жизни П.Г. Антипова — пусть знают и гордятся! Надеемся, что отрывки из книги "Быль геройская" помогут воссоздать образ этого удивительного человека. 

Родом из детства
Лес был частью жизни Петра Антипова с раннего детства, любовь к нему передалась от деда. Потом ее укрепил отец Григорий Антипович…
С фронта бывший танкист вернулся инвалидом — без рук и ног, на костылях, с примитивным протезом на руке, позволявшим держать ложку. Но молодость требовала действий. Как ни обдумывал танкист свое положение, какие бы ни строил планы, а все выходило так, что без леса ему никуда не деться.
Мать тоже одобряла пристрастие сына к лесным делам и тоже считала, что оно не случайно. Когда в тридцатые годы семья Антиповых переехала из псковской деревни Станогино в Старую Ладогу, десятилетний мальчуган уже хорошо знал, какое это благо — лес. И когда он прочитал в местной газете объявление о наборе в Тихвинский лесной техникум, принял его как личное приглашение. Следом за ним через год в тот же техникум уехал учиться и брат Володя. А самый младший, Василий, писал матери с фронта: "Если останусь жив, то пойду по пути братьев".
Несмотря на инвалидность, Антипов поехал осенью в Тихвин. Учился отлично. На удивление многим. Не терпел никаких скидок на свое положение. Чувствовать себя равным среди других — вот чего хотел он. И не раз руководители техникума и педагоги ставили Антипова в пример тем, кто ленился. Петр не жалел себя ради этой заветной мечты. Ему пришлось все начинать заново: научиться одеваться, держать ручку, ложку, листать книгу, привыкнуть к протезам, научиться ходить... И он одолел все эти преграды. Одолел, постоянно чувствуя дружеское расположение окружающих, помощь людей. Невозможно перечислить имена тех, кого с благодарностью называл Антипов. Сколько их, замечательных, чутких людей, встретилось ему на жизненном пути! Лишний раз убеждаешься: недаром русский человек славится широтой и добротой души своей. Потому и благодарности Антипова к людям не измерить, как не пересчитать листвы на деревьях.

Боевое крещение
Со второго курса техникума 18 июля 1941 года призвали Антипова в армию. Началась боевая учеба, и вскоре молодое пополнение оказалось в осажденном Ленинграде. И Петр тоже пережил все ужасы вражеской блокады. Видел здесь беспримерное мужество и стойкость советских людей. По легендарной Дороге жизни, через родные для Антипова приладожские места, зимой сорок второго года танкистов вывезли из Ленинграда на станцию Войбокало. А в мае танковый батальон, в котором служил стрелок-радист Петр Антипов, был уже под Москвой. Потом участвовал в боях на Ржевском направлении, на Брянском...
Однажды в 70-е годы, когда шел седьмой фильм из эпопеи "Великая Отечественная. Оборона Сталинграда", он просто переполошил всю семью, закричав, словно вне себя: "Бегите, смотрите — это наш "КВ" из лощины поднимается". Жена, дети прибежали, а он, как в лихорадке, все твердит, что это наш танк. Наш — это значит 3-й гвардейской танковой бригады. "Этот танк вел или Колпаков, или Трегубов, это точно", — уверял он потом.
После боев под Сталинградом Антипов воевал на Белорусском фронте. Оттуда опять попал на родную ленинградскую землю — на Пулковские высоты. Потом шли на Гатчину, освобождали Красное Село, Волосово, Осьмино, псковскую землю.

Перекресток судьбы
Не любил Антипов вспоминать тот день, когда он попал на перекресток своей судьбы. И долго неизвестно было, будет ли продолжен отсюда его путь или закончится на том огненном рубеже его молодая жизнь. Было это в Польше, на Наревском направлении, 15 января 1945 года. Раненый, танкист сумел покинуть горящую машину, но в ходе боя получил еще несколько ранений. Подобрали его не сразу. А когда доставили в санбат, оказалось, что у него отморожены руки и ноги. В госпитале впервые прозвучало "газовая гангрена", и сразу ампутировали левую руку по самое плечо, затем  и обе ноги. Потом и правая кисть чернеть начала. Отрезали и ее… В зиму 1945-1946 годов бойца отправили в Москву, где профессор Лабок сделал ему "кисть Крукенберга".
…Антипову в день 50-летия Вооруженных сил СССР были вручены награды Польской Народной Республики — медали "Победа и Свобода", "За Варшаву" и "Знак Грюнвальда" как символ объединенных усилий славянских народов в борьбе против фашистов.

За первым шагом — второй
Природа не знает остановки, не терпит бездействия — эту истину Петр уяснил с детства. Прекрати борьбу, сдайся — и ты погиб. Петр не сдался... Но и борьба для него не кончалась с каждым завоеванным рубежом, большим или малым — все равно.
Окончив техникум, Антипов с увлечением принялся за работу -  вернулся в родные края, в Волхов. Работать лесоводом — значит, в первую очередь, без устали ходить, ходить и ходить. Быть постоянно в дорогах, целые дни проводить на лесных делянках (и ведь на протезах). Хотя он и попривык к ним, и все чаще старался обходиться без "третьей опоры" — без костыля. Но какая это мука — ходьба. Сможет ли он? Петр понимал — должен. А потом, как он сам говорил, до того осмелел, что поступил в Ленинградский Всесоюзный заочный лесотехнический институт, который позже переименовали в академию. И тоже успешно окончил учебу.
Лесничество Антипов принял в 1948 году. Леса сильно пострадали во время войны. Ухода почти никакого не велось, делянки захламлены ветровалом, отходами беспорядочных рубок. Да и сам он, Антипов, еле уцелел в огне той проклятой войны. Пришел в свой заповедный лес после многих испытаний, едва поверив в себя, в свои силы, пришел на протезах, к которым еще мучительно привыкал. И они встретились — лес и человек, любивший его с детства. Лес ждал защиты и помощи. Человек хотел всей душой помочь лесу и в то же время хотел взять сил у природы, чтобы жить и трудиться, как все.
Как бы ни бывало Антипову тяжело, он никогда даже в мыслях не искал избавления от своей беды в рюмке водки. Скорее бы согласился жизни себя лишить, чтобы разом кончить со всем. Но мутить свой разум алкоголем, превратить себя в раба поллитровки?! Нет, только не это. Он всегда по-серьезному обижался, когда кто-нибудь на вечерах, в праздники принуждал его выпить.

Русская женщина
Судьба будто создала их друг для друга. Вся жизнь Анны Тимофеевны, считай, с детских лет, сложилась так, будто исподволь готовила её к главному испытанию в жизни, словно заставляла копить стойкость и силу духа, учила терпению и милосердию. И без преувеличения можно сказать, что её жизнь тоже отмечена героизмом будничного труда, долготерпением и нескончаемыми заботами — не о себе, о других. И уже одно то, что она не побоялась взять на себя такую необычную ношу, что засветила радостью глаза исстрадавшегося солдата, говорит о высоком подвиге женской души.
На имя "Анна" Антиповым везло. Про свою мать Анну Кирилловну Петр Григорьевич говорил, что она дважды дала ему жизнь. Если бы не мать в те трудные для него годы, еще неизвестно, как бы сложилась его судьба. Она была для него, если требовалось, сиделкой, поводырем, командиром. Была ласковой и требовательной. Была деятельной. Что не могла сама, шла к людям.
Когда у Антиповых родилась дочь, то по желанию Петра Григорьевича ее назвали Анной — в честь двух дорогих его сердцу женщин. Аня окончила ту же лесотехническую академию.


Подвиг в песню просится
Необычная судьба равнодушных не знает, тем более такая судьба, какая выпала П.Г. Антипову — вся она сплетена из многотрудных испытаний, мужества, большой мечты и тернистой дороги к ней. В 1993 году Петра Григорьевича не стало. Он оставил о себе добрую память: шумят обновленные и посаженные его руками волховские леса, а земляки по-прежнему с гордостью называют его волховским Маресьевым. Его жизнь — настоящий подвиг, и память народная не даст ему забвения…

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.