Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

30.10.2014 11:52 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 042 от 31.10.2014 г.

"Мир спасёт красота"

Автор: В.Захарова
главный редактор газеты

Н.К. Рерих

Яркая жизнь Николая Константиновича Рериха (1874-1947) подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

Его творческое наследие — более 7 тысяч живописных работ, статьи и книги, декорации к театральным постановкам; он выдающийся мыслитель, философ, археолог, педагог, путешественник, общественный деятель. Он путешествовал во времени и пространстве, преодолевая бесконечность вселенной и постигая глубинные движения души, связывая воедино страны и народы. А началось это путешествие в маленьком имении Извара, что в сорока верстах от Гатчины.
Ничего на свете не бывает случайным, а в жизни Рериха даже случайности имеют какой-то мистический смысл. Необычное название Извара он объяснял интересным преданием, связанным с пребыванием неподалеку, в усадьбе Яблоницы, индусского раджи (об этом мы еще расскажем): слово происходит от индийского Ishvara (Господь, всевышний — санскр.). Не из этого ли интереса родилось потом путешествие в Индию?
...Мы неспешно гуляем по огромному осеннему парку Извары и подходим к старинному дому Рериха. На крылечке нашу делегацию встречает директор музея-усадьбы О.А. Черкасова и начинает рассказ "от печки" — с большой летней веранды, где вечерами собиралась семья петербургского нотариуса К.Ф. Рериха, нередко с гостями, где играли на музыкальных инструментах, пели, обсуждали новые книги и картины... Мы переходим из зала в зал, и оживают тени минувшего, встает перед мысленным взором другая, незнакомая, но такая мощная жизнь. Именно здесь, среди вековых лесов и древних курганов, среди полей и хрустальных речек, прошло детство и юность великого художника и мыслителя, здесь сформировалось его мировоззрение, зародилась пытливая мысль исследователя. "Дом изварский старый, как стены крепостные... Там радость... И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы", — писал он о "родовом гнезде".
В 1897 году Н.К. Рерих параллельно оканчивает Петербургский университет и Академию художеств. Его дипломная картина "Гонец. Восстал род на род" стала итогом философских раздумий и была приобретена П.М. Третьяковым. Мощный талант художника требует дела, и Рерих в 24 года становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора журнала "Искусство и художественная промышленность". В 1909 году Рерих избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской академии во Франции. Он выступает активным борцом за сохранение культурного наследия России и мира, памятников истории, произведений искусства, ведет большую общественную работу.
С 1919 года он путешествует по странам Европы, в 1920-1923 годах живет в США, где создает несколько общественных организаций, в том числе международный арт-центр. В 1923 году начинается новая, самая удивительная страница его жизни — художник отправляется в Индию, в Центрально-Азиатскую экспедицию, которая прошла 25 тысяч километров по труднодоступным районам Азии, высокогорьям Гималаев, Тибету. Вместе с ним в рискованный и долгий путь отправляются верная спутница и жена Елена Ивановна и двое сыновей. Сопряженная с невероятными трудностями и опасностями, экспедиция эта дала уникальную пищу для размышлений и исследований. По завершении ее Н.К. Рерих и его старший сын Юрий, известный ученый-востоковед, основали в долине Кулу в Индии институт гималайских исследований Урусвати. Еще один итог этого путешествия — цикл загадочных и мистических"гималайских" картин.
В 1935 году в Вашингтоне по инициативе Н.К. Рериха был подписан "Пакт Культуры" — международный договор о защите культурных ценностей, который позже лег в основу Гаагской международной конвенции о защите культурного наследия. Убеждение в том, что красота спасет мир, было вынесено художником из ранней юности, и это убеждение не только стало жизненным кредо самого Рериха — оно стало мощным международным движением. Особую актуальность это завещание обретает в наши дни, ведь на глазах всего мира последовательно и целенаправленно разрушаются главные святыни разных народов — вспомните, как уничтожили статуи Будды, разграбили археологический музей в Каире, бомбят заповедную землю Палестины и Израиля, а ведь там под культурным слоем — тысячелетняя история цивилизации, там бесценные глиняные таблички, там главные христианские артефакты. Снос памятников — из той же серии, народа лишают его истории и культуры, а это корни, питающие любой этнос. Без таких корней народ — манкурт, иван, родства не помнящий, бессловесный и покорный раб...
Рерих — создатель удивительного по выразительности символа единства мира: на белом поле в большом  круге — три маленьких красных круга. Единство мира, заключающее в себе единство трех рас человечества, единство трех мировых религий, триединство святой Троицы... Этот символ сегодня украшает герб Изварского поселения.
О картинах Рериха-художника можно говорить бесконечно, они необыкновенны не только по технике исполнения, но и по разнообразию сюжетов, в них отражается вся глубина видения мира. Например, гималайский цикл открывает совершенно неизведанную планету, погруженную в свою особую, отгороженную от остального мира жизнь. Может, это загадочная Шамбала — страна Беловодье — проглядывает сквозь туманную дымку и зовет, зовет к себе... Пейзажи, этюды, портреты, натюрморты, декорации к театральным постановкам. В кажом — свой сюжет, своя история жизни... В музее усадьбы хранится небольшая по размерам, но совершенно потрясающая картина "Вечер богатырства Киевского". Николай Константинович рассказывал, что взять в руки кисть его побудила древняя легенда о том, как киевские богатыри, почувствовав собственную немереную силу,  бросили вызов богам и вызвали их на бой. Боги оскорбились и решили ответить. На полотне — зловещий багровый закат: это сила природы, или Вышняя сила,  неудержимая и таинственная, медленно, не неумолимо превращает богатырей в камни. Они застывают на бегу, в апофеозе битвы — и вот уже воронье безбоязненно кружит над необычными камнями и даже садится на них, осваивая новую реальность. Вызов природе оказался смертельной, роковой ошибкой для богатырства Киевского — гордыня и высокомерие ведут в пропасть. Не худо бы узнать об этом нынешним киевским "богатырям", да и не только им...
Еще одно потрясающее полотно, которое можно смело назвать духовным завещанием Рериха — "Сходятся старцы". Оно логически продолжает и завершает исторический славянский цикл, начатый картиной "Гонец. Восстал род на род": прошла очередная война, понесли потери и нападавшие, и защищавшиеся, опустели города и веси, заросли дурнотравьем нивы, не слышно детского лепета, в полоне жены и матери. И тогда сходятся старцы — мудрейшие, авторитетные, много пожившие и повидавшие; сходятся, чтобы договориться о мире, ибо только так можно положить предел окончательной гибели...
Здесь же, в одной из комнат усадьбы, знаменитые "Заморские гости" — дань увлеченного археологией и историей Древней Руси художника  Старой Ладоге — Рюриковой столице.  
Директор музея-усадьбы О.А. Черкасова рассказывает о торжествах, которые прошли здесь в дни 140-летнего юбилея Н.К. Рериха, о той помощи, которую оказывает музею областное правительство, о предстоящей реставрации и планах на будущее. Пусть все задуманное случится! Ведь сохранение памяти о таких выдающихся соотечественниках — это не только дань уважения к их заслугам, это — сохранение нашей общей исторической памяти.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.