Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

03.09.2018 11:56 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 31.08.2018 г.

«Россия — созвучие культур»

Автор: Подготовила О.Панова

Мы продолжаем рассказ о народах и народностях, населяющих Ленинградскую область. Сегодня рассказ пойдет о вепсах.

15 сентября делегации и творческие коллективы субъектов Северо-Запада России и муниципальных районов Ленинградской области примут участие в V областном этнофестивале «Россия — созвучие культур».

В этом году он проводится в Приозерске под традиционным девизом «Мы разные — и в этом наше богатство, мы вместе — и в этом наша сила!». Главная цель мероприятия — возрождение, сохранение и развитие наследия народов, укрепление духовного единства жителей Северо-Запада России. Организатором фестиваля является комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.

Ленинградская область — это край, где живут более 1,7 миллиона человек, для которых эти земли всегда были родиной или стали новым домом. Более 130 наций и народностей представляют многоликую, разнообразную и богатейшую культуру нашей древней земли. Какие-то из них оказалась в этих северных краях в силу политических событий, кого-то занесло волнами миграции, кто-то ехал знаниями и романтикой. Но есть народы, которые проживали здесь тысячи лет. У каждого народа — свой язык, опыт, обычаи, культура, традиции. И одна на всех – дружба и добрососедство, которые прошли испытания временем, бедой и радостями.

Мир сегодня (как, впрочем, и всегда) полон противоречий и конфликтов. Государства раздирают политика и экономика, радикальные идеи и терроризм, религии и социальное неравенство. Терпят неудачу теории толерантности и мультикультурализма. Что всему этому можно противопоставить? Конечно, тот уникальный опыт совместного проживания разных народов, который веками накоплен в России. В Ленинградской области уже многие столетия бок о бок живут славяне, вепсы, водь, ижоры, ингерман¬ландцы, ¬финны, карелы, немцы, украинцы, белорусы, народы Кавказа и Средней Азии, Урала, Крайнего Севера и Дальнего Востока, другие этносы. Каждый вносит что-то своё в «общую копилку», обогащая нашу жизнь.

Мы продолжаем рассказ о народах и народностях, населяющих Ленинградскую область. Сегодня рассказ пойдет о вепсах.

Пожалуй, первое знакомство с этой народностью происходит при изучении «Повести временных лет», в истории о призвании Рюрика на Русь: «Ркоша Русь Чюдь, Словене, Кривичи и Всь: «земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ; да пойдете княжить и володеть нами».

Русские наряду с названием «вепсы», «весь» употребляли этноним «чудь» — общий для всех прибалтийских угро-финских народов. Вепсов сегодня в России чуть больше 8 тысяч. Живут они и в Ленинградской области: в Подпорожском, Лодейнопольском, Тихвинском и Бокситогорском районах – всего 2 тысячи человек.

Сведений, связанных с историей вепсов, крайне мало. Живут они в этих краях с IX века, по крайней мере, к этому времени относятся первые упоминания. Относится к вепсам ряд археологических находок, сделанных на юго-восточном берегу Ладожского озера, в устьях рек Волхов и Свирь, где обнаружено множество захоронений эпохи, предшествовавшей заселению этой местности славянами. Найденные в могильных курганах скандинавские украшения и оружие указывают на торговые связи местного коренного финно-угорского населения с Западом. Помимо этого, вепсы поддерживали связи с родственными им народами — коми-зырянами и мерей. К XII в. упоминаний о вепсах почти нет, из чего историки сделали вывод, что они растворились среди русского народа. Однако вепсы продолжают жить на своих традиционных территориях, успешно сохраняя свою культуру, язык и этническую самостоятельность.

В 1920-х гг. в среде вепсов развернулось движение за возрождение народа. 24 деревни получили статус национальных вепсских, были созданы два национальных округа. Однако до создания третьего национального округа уже не дошло. Открылись национальные вепсские школы. Создать вепсский литературный язык и письменность на основе латинского алфавита было поручено Отделу малых народностей при исполкоме Ленинградской области. Первая азбука появилась в 1932 г. Между 1932-1937 гг. увидело свет порядка 20-30 книг на вепсском языке, в большинстве своём это были учебники. Вепсские дети, проживавшие на территории Карельской АССР возле Онежского озера, подобно карелам, обучались в школах на финском языке, обучение на вепсском языке у них продлилось всего два месяца.

В 1937 г. сталинский террор коснулся и вепсов. Была запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, языком образования и культуры стал русский. Вепсские школы были закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены, на вепсов (главным образом интеллигенцию) обрушились репрессии. Национальные округа и деревни были ликвидированы, началась принудительная ассимиляция вепсов. Во время второй мировой войны финны оккупировали территории проживания северных вепсов на берегах Онежского озера, было введено финское административное управление и система школьного обучения на финском языке. Добровольцы-вепсы служили в батальоне родственных народов финской армии, а по окончании войны Советский Союз потребовал выдачи всех их поголовно.

Вепсы традиционно были земледельцами. Важное значение в богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота, превратившиеся со временем наряду со сбором грибов и ягод в подсобные промыслы. В XVIII в. вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. Славились они и как искусные ремесленники — резчики по камню и дереву, гончары; отхожими промыслами были также лесозаготовка, сплав, бурлачество.

Традиционная пища: кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки — пиво, хлебный квас.

До 20-х гг. нашего столетия сохранялись архаичные социальные институты — сельская община и большая семья. Семейные обряды в целом сходны с северорусскими, но для свадебной церемонии характерно ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника, в похоронной обрядности выделяется два типа похорон — с причитаниями и с «веселением покойника».

В XI-XII вв. среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись языческие верования. В фольклоре вепсов оригинальные предания о древней чуди, в народной хореографии — танец с ложками. У вепсов не сохранилось эпических поэм, и учёным-фольклористам удалось записать у них лишь относительно небольшое количество народных песен.

В Ленинградской области национальная работа среди вепсов сосредотачивается в Центре вепсского фольклора (пос.Винницы), в Подпорожском краеведческом музее и Санкт-Петербургском Вепсском обществе. На базе института народов севера при педагогическом университете им.Герцена организовано обучение вепсскому языку, Вепсы имеют статус коренного малочисленного народа РФ, они также внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

13