Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

30.06.2016 11:25 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 01.07.2016 г.

"Времени вопреки"

Автор: А. Живетьева
музей-заповедник "Старая Ладога"

Музей-заповедник "Старая Ладога", известный прежде всего своими архитектурными памятниками, коллекцией археологии, фресками, хранит в своих фондах множество предметов, в данный момент не представленных в экспозициях, еще недостаточно изученных, нигде не публиковавшихся и потому обычно не ассоциируемых с образом музея. К их числу относится коллекция иконописи и церковной утвари, включающая более семисот единиц хранения.

Иконы в собрании музея — это произведения конца XVII — начала XX вв. Коллекция формировалась с момента образования музея — с 1971 г., пополняясь благодаря собирательской работе сотрудников, закупкам, дарам частных лиц, передаче из других музеев и организаций. Сохранность икон различна. В большинстве своем произведения требуют реставрации, иногда легкой, иногда достаточно сложной и дорогостоящей — не только для обеспечения их сохранности, но и для полноценной работы с ними: научного изучения, атрибуции, а также для приведения в экспозиционный вид и возможности публикации.
Средства на реставрацию музейного фонда выделяются благодаря правительству Ленинградской области. Музей долгое время плодотворно сотрудничал с ФГУП "Межобластное научно-реставрационное художественное управление". За годы сотрудничества реставрированы многие ценные произведения иконописи, в т.ч. одна из жемчужин коллекции — большая икона "Успение Богородицы с акафистом" XVIII в. В 2014 г. реставрирована икона "Святой великомученик Димитрий Мироточивый" XIX в. Реставрация проводилась под руководством заместителя директора по науке, художника-реставратора высшей категории В.Д. Сарабьянова. Это была последняя работа Владимира Дмитриевича для Старой Ладоги — весной 2015 года он ушел из жизни. Имя реставратора в памяти благодарных современников и потомков навсегда останется связанным со Старой Ладогой: возвращение миру отреставрированных фресок средневековых ладожских храмов — это заслуга В. Д. Сарабьянова и его коллег.
В 2015 г. в конкурсе по реставрации иконописи из собрания музея-заповедника кроме ФГУП "Межобластное научно-реставрационное художественное управление" участвовали Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря и общество с ограниченной ответственностью "ВЕРН". Летом прошлого года шесть икон были отправлены в Москву, в ВХНРЦ им. Академика И.Э. Грабаря, одна икона — на реставрацию в ООО "ВЕРН". В конце ноября вернулись в музей иконы из Центра имени И.Э. Грабаря. Реставрацию проводили сотрудники Центра: Т.А. Милова, С.Н. Добрынин, А.А. Горматюк, В.А. Савкина, Е.В. Рыжакова, О.А. Пригородова. Результаты проведенной работы наглядно демонстрируют необходимость и важность реставрации: помимо того, что все иконы, освобожденные от слоев потемневшей за многие годы олифы, загрязнений, копоти, засияли изначальной чистотой красок, укрепление красочного слоя позволит сохранить их для следующих поколений. Не обошлось и без маленьких, но важных открытий. Так, в результате реставрации одна из икон — "Святой Александр Невский" — получила точную датировку: при расчистке живописи открылась авторская запись — 1900 г.
Икона XIX в. "Избранные святые" до реставрации представляла собой темное поле с едва прочитываемыми фигурами святых в рост; лишь надписи над нимбами давали возможность установить, кто изображен на иконе. После удаления потемневшей олифы открылась авторская живопись; ее сохранность оказалась в целом хорошей, небольшие участки утрат были тонированы в процессе реставрации.
Музей-заповедник находит различные источники финансирования своей профессиональной деятельности. Недавно руководство музея обратилось к генеральному директору Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря Александру Николаевичу Лесовому с просьбой включить шесть икон из собрания музея в плановую (бесплатную) реставрацию. В результате три иконы отправились в Москву.
В юбилейный для музея 2016 год на выставке "Времени вопреки" будут представлены 16 икон из числа произведений, отреставрированных с 2007 по 2015 гг. в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении, ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, ООО "ВЕРН". Многие из них будут экспонироваться впервые. Это очень различные по сюжетам, технике исполнения, стилистическим особенностям произведения XVIII-XX вв. Среди них и большие храмовые или часовенные иконы, и небольшие по формату, аналойные или келейные, домашние образы. Иконопись Синодального периода — одна из наименее изученных на данный момент областей русского религиозного искусства, несмотря на огромное количество сохранившихся памятников и относительную близость к нам времени их создания. Долгое время поздняя икона оставалась в тени несомненного величия древнерусской живописи более ранних веков, считалась искусством периода упадка, "расцерковления", подражания западным образцам или массовой ремесленной продукцией. Произведения поздней иконописи хоть и попадали в музейные собрания и бережно хранились как памятники определенного исторического периода, но оставались несистематизированными, неописанными и практически неизученными. В последние десятилетия ситуация стала меняться: искусствоведы обращают все большее внимание на позднюю икону; появились первые серьезные исследования, уже опровергшие многие устоявшиеся взгляды на этот пласт культуры. Иконопись XVIII — начала XX вв. стала постепенно раскрываться как самобытное, сложное и неоднородное по своему составу, но яркое явление русского искусства и духовной культуры.
"Реабилитированная" поздняя икона стала все чаще появляться и в музейных залах — в составе постоянных экспозиций и временных тематических выставок. Так, Государственный Эрмитаж в формате "открытого хранения" в реставрационно-хранительском центре "Старая деревня" впервые показал коллекцию поздней иконы — ранее большая часть экспонатов была доступна в запасниках только ограниченному кругу исследователей.
Экспонаты выставки "Времени вопреки" рассказывают о многом: о русской иконе позднего периода, об иконописи в целом — ее героях, сюжетах, внутренних законах и творческом поиске иконописца, о разнице техник и единстве веры, о профессионализме и мастерстве современных художников-реставраторов, о бережном отношении к историческому и духовному наследию, о роли музея в их сохранении.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

2222