Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

26.08.2021 10:16 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 27.08.2021 г.

Утраченная, но незабытая: история Подбережской межколхозной гидроэлектростанции

Автор: Ирина ТРОШИНА, член РОО «ИКЦ «Воронега» и Волховского клуба «Краевед», Татьяна ЛЮТИКОВА, начальник архивного отдела администрации Волховского района, член клуба «Краевед»

Подготовка ГЭС к работе. На заднем плане видна пилорама. 1950-е гг. Фото из личного архива Л. И. Карасёвой

Продолжаем знакомить читателей с историей Подбережской межколхозной гидроэлектростанции (ГЭС), построенной на реке Воронежке в д. Потанино Пашского (ныне Волховского) района Ленинградской области. В постоянную промышленную эксплуатацию ГЭС была введена 15 января 1951 г.

Нина Алексеевна Кривоногова в электрощитовой ГЭС. 1956 г. Фото из личного архива Л. И. Карасёвой

Согласно приказу директора № 21 от 25 января 1952 г., обучающиеся на электромонтёров Клавдия Стафеева и Владимир Пашков были отозваны с начавшихся сборов и занятий в Лодейнопольской конторе «Ленсельэлектро» и приняты в качестве учеников на Подбережскую ГЭС.

В марте 1952 года из-за отсутствия допусков к работе на электроустановках для обслуживающего персонала были введены ежедневные занятия с 9 до 10 часов утра.

К марту 1952 года на Подбережской ГЭС скопилась большая дебиторская задолженность абонементов, пользующихся светом. По приказу директора № 27 от 21 марта 1952 г. электромонтёру И. Ф. Марову и бухгалтеру А. М. Ванюшеву было поручено начиная с 22 марта собирать с населения деньги за электроэнергию за январь – март 1952 года, отключать всем должникам свет под расписку хозяина дома. Лица, самовольно подключившиеся к электроэнергии после отключения, подвергались штрафу согласно постановлению. Для подключения к электроэнергии от населения требовалось «погасить имеющуюся задолженность и прицепную плату в размере 25 руб.».

С 7 по 15 апреля 1952 года из-за недостатка обслуживающего персонала электромонтёры К. П. Стафеева и Н. Е. Ерёмина занимались околкой льда и подготовкой ГЭС к весеннему паводку и пропуску ледохода.

По распоряжению Новоладожского леспромхоза, с 15 апреля по 5 мая 1952 г. происходил пропуск лесосплава через Подбережскую ГЭС, из-за чего она не работала.

25–29 апреля 1952 г. директор ГЭС М. М. Иванов находился в Ленинграде в служебной командировке. В этот период его обязанности исполнял счетовод А. М. Ванюшев.

10 мая 1952 г., по окончании подготовительных работ, мелкого ремонта после весеннего паводка и лесосплава, ГЭС снова была запущена в промышленную эксплуатацию.

В мае 1952 г. В. П. Пашков и Е. Ф. Ларина в связи с получением допусков к самостоятельной работе были переведены из учеников в дежурные по ГЭС.

В июне 1952 г., из-за несоблюдения дежурными правил эксплуатации ГЭС и местных инструкций, возникла угроза сохранности сооружений, подъёма воды выше нормы почти до катастрофического уровня, что привело к просачиванию воды в стыке левобережной дамбы. В период дождей, с 17 по 23 июня, дежурные не выполняли указаний директора: не регулировали уровень воды, не убирали камень в месте его осыпки, что привело к затруднению ликвидации просачивания воды.

В июне 1952 г. состоялся пуск подсобного предприятия ГЭС, состоящего из пилорамы и драночного станка. Для заготовки лесоматериалов были приняты работники А. Я. Ескин и В. И. Хромов со сдельной оплатой труда.

По приказу директора № 51 от 4 октября 1952 г. механик ГЭС П. Н. Алексахин направлялся в Ленинград для получения прав и допуска электромеханика не ниже 4-й группы по правилам эксплуатации и техники безопасности, но уже 9 октября он уволился по собственному желанию. Согласно приказу, ежедневные наряды на выполнение работ выписывал директор ГЭС в 9 часов, опоздавшим на 20 минут наряд не выдавался.

В октябре 1952 г. на Подбережской ГЭС было установлено беспрерывное круглосуточное дежурство и охрана территории согласно графику. Приёмка и сдача рабочей смены проводилась при полном осмотре оборудования, сооружений и материалов на территории ГЭС и передачи ключа.

За 1953 год заслуживает внимания приказ директора №73 от 15 марта, в котором перечислено оборудование и помещения ГЭС.

«В целях улучшения содержания и эксплуатации ГЭС и оборудования закрепить и передать по акту:

Антропову – гидротурбины – 2 шт., генераторы – 2 шт., распределительный щит;

Цветкову – пилораму, электромотор с реостатом;

Гришину – плотину и гидросооружение;

Стафеевой – здание ГЭС;

Пашкову – маятниковую пилу с электромотором, драночный станок;

Приказчикову – кузницу и оборудование;

Кузнецову – столярную мастерскую с оборудованием;

Шофёру – автомашину и гараж;

Кучеренко – трансформаторы и трансформаторную подстанцию, линии высокого напряжения».

Механику М.И. Турышеву было поручено «особо следить за состоянием всего оборудования, сооружений и инструмента, строго требовать состояние чистоты и своевременно производить текущие ремонты».

Очередное финансовое затруднение и остановка ГЭС на время паводка привели к тому, что работников, кроме дежурных, отпустили в отпуска без сохранения заработной платы с 9 апреля 1953 г.

28 апреля 1953 года из-за малого уровня воды и угрозы сохранности сооружений ГЭС от повреждений брёвнами директор ГЭС поручил механику М. И. Турышеву «приступить к установке стоек и закрытию щитов с 10 часов и окончить полное закрытие плотины к 13 часам».

Ввиду нерентабельности Подбережской ГЭС и неимения запаса лесосеки поблизости, директором было принято решение о сокращении с 15 мая 1953 г штата работников до 15 человек.

1 июня 1953 года из-за отсутствия воды в реке Воронежке была приостановлена нормальная подача электроэнергии населению. Дежурные и рабочие ГЭС перешли на следующий распорядок работы: три дня занимались вывозом лесоматериалов, затем один день работали на пилораме и тарном станке.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.