Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

26.08.2021 10:04 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 27.08.2021 г.

Кому в радость первый раз – в первый класс?

Автор: Беседовала Наталья Бойко

Через несколько дней распахнутся двери в школах, и в них ворвутся отдохнувшие за лето наши дети. Вот-вот начнется новый учебный год. Но особенным этот день станет для тех, кто впервые робко входит в классы. Как сложится их долгий путь к знаниям? Во многом это зависит от родителей первоклашек. Что мы можем сделать для своих малышей? Как облегчить первые шаги, сделать адаптацию к процессу обучения максимально комфортной? Эти вопросы стали основой нашего разговора с педагогом-психологом волховского детского сада № 4 Екатериной Антиповой.

- Екатерина, Вы практикующий педагог-психолог. У Вас – опыт работы с детьми с различными особенностями развития. Как, на Ваш взгляд, легче адаптировать ребенка к школе? Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения в семье и не заложить с первых дней неприязнь к учебе?

- Никого не удивлю фразой, что все дети разные. Но это так. У каждого своя способность к адаптации. Именно это определяет психологическое состояние первоклассника, его самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения. У некоторых детей, особенно у тех, кто не посещал детские дошкольные учреждения, мало контактировал с детьми во дворе или просто воспитывается в конфликтной семье, адаптация происходит с трудностями, на которые нужно обратить внимание. В этом случае может потребоваться помощь специалиста. Своевременная работа с психологом поможет избежать проблем в будущем, порой до самого выпуска из школьных стен.

- Поясните, какие трудности встречаются чаще всего, что Вы имеете в виду?

- Родители должны осознавать, что первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация будет положительно влиять на учебу. Она мотивирует к получению знаний, позволяет быстрее влиться в коллектив и завести друзей. В дошкольном возрасте не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать, и отводился час для сна и отдыха. В школе меняется все. У детей совершенно иной распорядок дня, появляются серьезные ограничения на подвижные игры. Становится важным – самостоятельно выстраивать отношения с одноклассниками и учителем. В новой обстановке возникают непривычные для ребёнка обязанности.

- У кого сложнее проходит адаптация?

- Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал. Ещё — дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе. Как ни странно, одарённые первоклассники тоже в группе риска. До поступления в учебное заведение у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они балуются, не слушают учителя.

Очень часто проблемы адаптации в школе возникают из-за повышенных требований родителей. Не стоит ждать от ребёнка реализации собственных амбиций. Привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Мой совет родителям в этом периоде – больше играйте со своим первоклассником. В этом возрасте дети любят играть, и элемент игры для них важен. Поставьте дома парту, и пусть мама сыграет роль учительницы. Ребёнок пришёл в придуманную школу, сел за парту. Его вызвали к доске, он вышел и ответил. Когда это нужно будет сделать в реальности, сюрпризов или неприятных неожиданностей не возникнет. А значит, снизится уровень стресса и тревоги у ребёнка.

- Как нам понять, что у маленьких школьников все идет хорошо? Что свидетельствует о нормальном протекании адаптации?

- Основное — малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. У него нет выраженной усталости после занятий. Ребенок активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на здоровье. Очень хорошо, если у вашего школьника появились новые друзья, о которых он с удовольствием рассказывает. Хороший знак, если ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний. В пользу легкой адаптации говорит тот факт, что у малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

- Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых сложностей?

- Чаще хвалить малыша, а за ошибки не осуждать. Нужно организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями. Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.

Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешать не посещать школу.

Не предъявлять повышенных требований. Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсуждать возникшую проблему.

Помните, дорогие родители, что добрая атмосфера в семье, доброжелательное принятие побед и поражений своего ребенка, выработает в нем чувство защищённости и спокойствия. Он не будет бояться новых условий деятельности, вызовов внешних обстоятельств, а станет легко адаптироваться к ним и находить выход из нестандартных ситуаций.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.