Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

12.08.2021 10:17 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 13.08.2021 г.

Растут ли цветы жизни на розгах?

Автор: Беседовала Наталья Бойко

Мы продолжаем рубрику, в которой знакомим читателей с традиционными ценностями, прописанными в Книгах Святого Писания – Библии.

Сегодня мы поговорим о воспитании детей в семье. Тема спорная, как я понимаю, не только для родителей, но и для самих священнослужителей. Библия однозначно говорит о физическом наказании, но что скажет об этом современный батюшка?

Наш собеседник протоиерей Виталий (Фонькин) благочинный Волховского района, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Сясьстрое.

- Отец Виталий, что Вы думаете по поводу воспитания детей, как нам относиться к словам из Книги Притчей Соломоновых: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». (Прит.13:24). Соотносится ли этот постулат с современными тенденциями в воспитании и образовании?

- При всей своей простоте ответ на этот вопрос далеко не однозначен. Прежде всего, оговоримся, что книги в Библии имеют разный статус и значимость. Для христиан вершиной библейского Откровения является Евангелие – Благая Весть, провозглашенная Иисусом Христом. Слова Ветхого Завета восполняются Христом. Что-то предстает в новом свете, а что-то вообще теряет свою значимость.

На мой взгляд, это касается и темы наказания детей. Христос против всякого насилия, тем более физического. Христос повелевает Петру вернуть меч в ножны. Иисус побеждает этот мир не силой оружия, а своей жертвенной любовью. И миллионы людей во всем мире откликаются на эту любовь. Сам принцип, когда заведомо сильный бьет слабого, в свете Евангелия представляется аморальным.

Если приходится применять наказание по отношению к ребёнку, то стоит обратиться к опыту современной педагогики и психологии, где разработаны неплохие методы наказания без применения насилия и унижения личность, не наносящие детям травму. Эти методы более действенны, чем «розги».

Если ребёнок агрессивен, чаще всего проблема в родителях и в их системе воспитания, в отсутствии любви и внимания к своему чаду. В этом случае ключевой вопрос заключается не в том, как наказывать, а как найти и устранить причину семейной дисфункции. Здесь не стоит гнушаться помощью специалистов в области педагогики и психологии.

- Искать причину – самостоятельно, видимо, это не удалось, если подросток уже агрессивен. А работа? Мамы, как и папы, в большинстве случаев работают целыми днями.

- Это вопрос главного и второстепенного. Родителям необходимо выделять время для общения с детьми. Нужно найти общее дело, которое у всех вызывает много положительных эмоций. Это может быть спорт, игра на музыкальных инструментах, совместное пение и чтение книг, изучение истории и многое-многое другое. У детей и родителей остается совсем немного времени друг для друга, поэтому необходимо использовать каждую минуту, чтобы сообщать своему ребенку, что вы его любите, что он дорог для вас. И словом и делом показывать: «Слава Богу, что ты есть, я люблю тебя». Хорошо, если родители периодически интересуются тем, как поживает душа ребёнка, что он чувствует, о чём думает. В пубертатный период подросток становится «угловатым», начинает противопоставлять себя родителям. И это естественно. Он многое будет подвергать сомнению и критике, тем не менее, для него как воздух необходимы внимание и любовь своих родителей.

- Батюшка, вот я – мама мальчика-подростка. Что Вы можете посоветовать нам, родителям, у которых дети проходят этот возраст?

- Это самый сложный для подрастающего человека период. Здесь родителям потребуются большая гибкость и принятие. Я могу озвучить общий принцип, поскольку подробно в рамках статьи на этот вопрос не ответить. Очень образно это выразил Нигель Латта, психолог, работающий многие годы с трудными подростками: «Родители в пубертатный период могут быть похожи на резинку от трусов, которая не жмёт и в то же время не даёт им упасть». Необходимо договориться о правилах и рамках, которые необходимо регулировать по мере взросления детей. Секрет установки этих правил в том, что они должны быть не слишком мягкими, но и не слишком жёсткими. Подростки должны иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за себя, но если дать им полную волю, всё кончится тем, что они будут совершать идиотские поступки.

- Отец Виталий, почему для воспитания ребенка в современности требуется столько дополнительных усилий? В наше время родители в лучшем случае дружили с нами. Но не было речи ни о психологах, ни о самообразовании в области педагогики.

- К сожалению, сказать, что родители дружили со своими детьми, можно об очень немногих семьях.

Что касается психологии, то она существует с самых древнейших времен. О душе писали и античные философы, и средневековые мыслители. Да, психология выделилась в самостоятельную науку позже других, в 1879 году, но само её рождение, как в прочем и любого научного знания, произошло на христианской основе. Психология вместе с другими науками обобщает, открывает и систематизирует накопленные веками знания, предлагает механизмы самопознания, излагает всё современным понятным языком. Почему бы и христианам не пользоваться этими инструментами? Христианство всегда вбирало в себя всё самое лучшее.

- С нашими родителями и вовсе дружить было некогда. Их детство пришлось на послевоенные годы. Кто в то время рассуждал о воспитании, кроме самих педагогов!? И, откровенно говоря, очень неплохое поколение людей выросло. По крайней мере, в процентном соотношении асоциальных личностей было не больше нынешнего. Что же изменилось?

- Двадцатый век, разделивший наше российское общество на палачей и жертв, сформировал в людях психологию палача и жертвы. В семьях нередко встречаются насилие, алкоголизм, наркомания, разводы… Этот сценарий передается из поколения в поколение. Выйти из него не так просто. К сожалению, несчастных семей хватает. Я как священник и психолог очень часто сталкиваюсь с проблемой отсутствия у современного человека здоровых моделей семейных отношений. Поэтому молодые люди вынуждены повторять в своей жизни сценарий родителей.

- Что, с Вашей точки зрения, является причинами столь многих трагедий?

- Гуманизм, хотя и имеет христианские корни, впоследствии выводит Бога на периферию жизни, а человека ставит на Его место. Делает человека мерой всех вещей, т.е. теперь сам человек определяет, что для него хорошо, а что плохо, кем быть — мужчиной или женщиной, или тем и другим сразу, а в результате страдают дети. Господь своими заповедями охраняет нашу свободу и целостность, отвергая их, мы приходим к саморазрушению.

Разговор с батюшкой длился не один час. Каждый новый вопрос поднимал глубинные проблемы, существующие в обществе и заложенные в каждом человеке. Печально открывалось мне, какой титанический труд должны прилагать мы – родители, чтобы наши дети остались человечными. Конечно, семья священника из Сясьстроя, в которой воспитываются шестеро детей на принципах доброты и не давления, нетипична для нашего времени. Мы в своем большинстве не психологи, как отец Виталий, и уж тем более не духовники в семье своей. Но всё-таки путь указан чётко. Будем ли мы менять свое мировоззрение — это уже дело каждого. Но многие из нас понимают, что если ещё немного подождать и по-прежнему проживать в системе приоритетов карьерного роста и комфортного отдыха, то мы можем просто не встретиться с собственными детьми уже очень скоро.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.