Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

06.05.2021 10:08 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 07.05.2021 г.

Страшные годы не забыть никогда

Тамара Ивановна Браковина, коренная волховчанка, помнит войну, как будто это было вчера. Бомбёжки, разрушенный город, смерть близких и газетные листы вместо тетрадей – так прошло её детство. И сегодня, вспоминая войну, она не может сдержать слёз.

«Папина фраза навсегда в моём сердце»

Нас в семье было трое детей: старшей сестре – семь лет, мне – пять, брату – два года. Папа работал на алюминиевом заводе, мама – в столовой. 22 июня 1941 года отец повёл нас на стадион. По дороге ему встретился знакомый: «А что, футбола не будет?» – спросил папа. – «Какой футбол, война началась!» – ответили ему. – «Как война?!» – воскликнул папа. С тех пор эти слова всегда звучат в моём сердце. Папа ушёл в военкомат. Больше я его не видела. Потом узнала, что он погиб под Сталинградом.

«В дом попала бомба, и мы оказались в нищете»

Вскоре, после ухода отца на фронт, нас отправили в эвакуацию: сначала в Ташкент, потом в Пермь. Вернулись мы в Волхов в 1944 году. Оказалось, что в наш дом попала бомба и всё погибло: мы остались в полной нищете. Первое время приходилось очень тяжело. Мама пошла работать в столовую: уходила в шесть утра, возвращалась поздно ночью. Младшего брата тогда с нами уже не было – он не выдержал голода и холода. Мы со старшей сестрой выживали, как могли. Как только пришла весна, кинулись выкапывать картошку. Мёрзлую и гнилую, мы старательно её мыли и клали на плиту, где она варилась.

«Писали на газетах между строк»

Когда я пошла в школу, стало полегче – там нас кормили кашей-заварухой. За партами сидели по четыре человека, учебников не хватало. Школьной формы тоже не было – из-за холода все ходили в пальто. А тетрадями служила обёрточная бумага или газетные листки, на которых мы писали между строчек. Чернила мастерили из сажи. В третьем классе я перешла в отремонтированную школу, которая во время войны сильно пострадала от бомбёжек. Я хорошо помню этот обвалившийся угол здания, изрытые канавами стадионы. А после уроков наши мальчишки бегали их засыпать.

«Девочки, вставайте, победа!»

Я отчётливо запомнила День Победы. Мама разбудила меня и сестру в шесть утра: «Девочки, вставайте, победа!». Мы вскочили, обнялись и заплакали. Это была и радость, и горе, ведь папы и брата рядом с нами уже не было. А в это время в городе началось веселье. Такого единения и общей радости я больше не видела в жизни. Откуда-то люди доставали гармошки, на улицы стекались танцующие пары. Но веселье для нас продлилось недолго. Через месяц после Победы умерла моя старшая сестра. Красивая, умная – она всегда меня спасала, учила читать. Она простудилась, таская дрова в школу. Должного лечения тогда не было, болезнь оказалась для неё смертельной.

Но Тамару Ивановну это не сломило. Всю последующую жизнь её особо поддерживали два письма любимого отца, в которых он просил беречь маму, хорошо учиться и вырасти достойным человеком.

– Когда мне становится грустно или не по себе, я перечитываю папины письма.

И она выполнила папин завет, посвятив себя школе и ученикам. Работа учителем математики стала для Тамары Ивановны делом всей жизни. Она посвятила ей сорок лет. Сейчас она с теплотой вспоминает то время и с удовольствием рассказывает о своих учениках, большинство из которых побеждали в математических олимпиадах и поступали в профильные вузы. И это было для неё весомым вкладом в светлое будущее страны.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.