Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

06.05.2021 10:58 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 07.05.2021 г.

Город Свирской победы

Автор: Валентина Захарова
член президиума Волховского городского Совета ветеранов

В прошлом номере «Волховских огней» мы рассказали о поездке большой группы волховских ветеранов в Александро-Свирский мужской монастырь. Но программа поездки была включала в себя и «светскую» часть – знакомство с Лодейным Полем. История этого небольшого городка на Свири-реке оказалась необычной и богатой. Вот уж поистине – удивительное рядом!

На главной городской площади нас встречала экскурсовод местного краеведческого музея Светлана. Она и раскрыла перед нами многовековую жизнь Олонецкого края. Некогда на месте нынешнего Лодейного Поля было несколько поселений старинного Пиркинского погоста — Мешковичи, Мокришвицы и другие — Олонецкого уезда, жители которых издавна занимались судостроением. Город разделён железной дорогой на две части, одна из которых называется Манинское поле (по фамилии купца Манина, владевшего землёй в этой местности и выращивавшего на ней картофель для производства спирта), вторая, ближайшая к реке Свирь, называлась Лодейным полем (там строили ладьи). Она-то и дала название всему городу.

В самом центре города огромное панно извещает: «Лодейное Поле – колыбель российского флота». Действительно, здешние высококачественные сосновые леса привлекли внимание Петра I, и в 1702 году по его указу началось строительство судоверфи на реке Свирь под руководством князя А.Д. Меншикова. Верфь получила название Олонецкой. Строили её быстро в связи с острой нуждой в морских судах – если помните, уже шла Северная война со шведами. 22 августа 1703 года со стапелей верфи сошёл первенец Балтийского флота — 28-пушечный фрегат «Штандарт», а с ним — 4 буера, 1 флейт, 2 шмака, 2 галиота.

Указом Екатерины II от 16 (27) мая 1785 года поселению, сложившемуся вокруг Адмиралтейства на Свири, был пожалован статус города и административного центра Лодейнопольского уезда. У города появился свой герб, в голубом поле которого — оснащённый корабль с императорским штандартом.

Олонецкая верфь на Свири действовала до 1829 года. Корабли, построенные здесь, отличились в сражениях, которые вела Российская империя в период Северной войны, и прославились в кругосветных морских экспедициях. На шлюпе «Диана» В.М. Головнин совершил своё знаменитое плавание, а шлюп «Мирный» под командованием М.П. Лазарева участвовал в открытии Антарктиды. Об этих замечательных временах в городе напоминает многое, например, уже через два года после закрытия верфи, в 1832 году, на месте дома, где жил Пётр I во время строительных работ, была установлена стела. В 1843 году освящена церковь Петра и Павла.

В современном Лодейном Поле петровским временам посвящены памятник Петру Великому, сквер Корабелов и удивительная по красоте набережная, а также памятник в честь 200-летия открытия Антарктиды.

Первая треть ХХ века ничем особенным в истории города не отмечена, но уже в 1930-х годах в Лодейном Поле располагалось Управление системы исправительно-трудовых лагерей «Свирьлаг», в которой находилось около 3 тысяч заключённых. В ходе Большого террора 1937-1938 годов, по имеющимся данным, было расстреляно 244 жителя города, многие из них работали на железнодорожном транспорте.

В период Великой Отечественной войны в течение почти трёх лет (1005 дней!) маленький городок на Свири находился на переднем крае обороны, защищая Дорогу жизни и подступы к Ленинграду. Об этих событиях, сыгравших огромную роль в ходе всей войны, следует рассказать подробнее.

С октября 1941 года Тихвинско-Будогощское направление служило предметом постоянного внимания ставки Гитлера. 8 ноября 1941 г. немецко-фашистские войска захватили Тихвин. С падением Тихвина была перерезана последняя железная дорога, по которой к Ладожскому озеру подвозили грузы для осажденного Ленинграда. Положение блокированного города стало чрезвычайно тяжелым.

Генерал К.А.Мерецков получает приказ — взять на себя командование 4-й армией и во что бы то ни стало отбросить немцев от Тихвина. В районе Тихвина ведутся бои, а враг рвется к Свири. Со стороны Карелии развивает наступление армия финнов. Соединись они в районе Свири — и замкнется второе блокадное кольцо. Таким образом, Свирский рубеж приобретает необычайно важное значение. Кровопролитные бои ведутся на подступах к городу. Ежедневно десятки тысяч людей заняты на оборонительных сооружениях. И этот огромный труд, вложенный лодейнопольцами, помог вооруженным отрядам города задержать врага на Свири до подхода частей нашей армии.

Утром 7 сентября 1941 года вражеские части вышли на правый берег Свири. Создалась реальная угроза захвата города. Более 2 суток лодейнопольцы держали оборону. Сюда поступает приказ Верховного Главнокомандующего: «Рубеж реки Свирь держать до последнего бойца, до последнего патрона».

С 7 сентября началась осада Лодейного Поля. В течение всего ноября 1941г. в районе Тихвина ведутся ожесточенные бои, в результате 9 декабря Тихвин освобожден. Это была первая крупная победа, имевшая огромное значение для Ленинграда, Карелии и Мурманска. Но угроза создания второго блокадного кольца не исчезла. И на Свирском рубеже начинается период стабильной обороны, ведутся «бои местного значения». В итоге планы фашистов по глубокому охвату Ленинграда с северо-востока были сорваны.

1005 дней обороны Лодейного Поля и Свирского рубежа дали возможность существования легендарной Дороге жизни и тем самым спасли тысячи человеческих жизней.

В начале 1944 года, после разгрома немецкой группировки войск под Ленинградом и Новгородом, полностью была освобождена Ленинградская область. Оставались только отдельные звенья разбитого кольца блокады: финские войска на Карельском перешейке и на Онежско-Ладожском межозерье. Они все еще продолжали угрожать Ленинграду. 10 июня 1944г. войска Ленинградского фронта перешли в наступление, прорвав 3 долговременных укрепленных полосы финнов на Карельском перешейке. Теперь оставалось последнее звено — Онежско-Ладожская группировка финнов на Свири. Свирско-Петрозаводскую операцию по прорыву обороны противника наши войска готовили долго и тщательно. Ее начало было намечено на 21 июня 1944г.

Предстояло форсировать Свирь на участке Мирошкиничи — Канома, прорвать здесь оборону противника.

И вот наступило утро 21 июня, когда войска Карельского фронта начали решительное наступление. Ровно в 8 утра дали залп гвардейские минометы. В 8.05 в безоблачном небе послышался нарастающий гул нашей авиации. Тысячи бомб обрушились на врага. Три с половиной часа длился артобстрел. Удар по врагу был ошеломляющий. По плану командования, форсирование Свири начиналось около 12 часов. Бойцы вытащили из укрытия сотни лодок и плотов. Но прежде чем ринуться через реку, надо было разведать вражеский берег. Для решения этой задачи вызвались 12 комсомольцев из 300-го гвардейского стрелкового полка 99-й гвардейской стрелковой дивизии. Плоты, груженые чучелами бойцов и макетами орудий, должны были навести врага на мысль о том, что именно в этом месте началось форсирование Свири, и заставить «заговорить» вражеские огневые точки. Ложный десант и ложная переправа великолепно оправдали расчеты нашего командования: удалось засечь огневые точки и батареи противника. Враг в панике заметался по траншеям, но было уже поздно — началась переправа на широком фронте главных сил. 22-23 июня войска 7-й армии продолжали наступление. К 24 июня Свирь была форсирована на всем ее протяжении. 24 июня 1944г. Москва салютовала победе на Свири. За воинские подвиги 44-м частям и соединениям Карельского фронта было присвоено звание «Свирских», а 51 воину присвоено звание Героев Советского Союза.

Исход Свирско-Петрозаводской операции имел огромное значение: была освобождена Карелия, высвобождены крупные воинские силы для участия в боевых действиях на других фронтах.

В календаре памятных дат Ленинградской области 21 июня отмечается как День Свирской победы.

Лодейнопольцы свято берегут память об этих героических событиях: имена Героев увековечены в мемориальном парке «Свирская победа», что тянется вдоль берега Свири, им посвящены стенды и залы историко-краеведческого музея с таким же названием. Вообще во всем и везде проявляется трепетное отношение лодейнопольцев к своей истории, будь то события старины глубокой или недавних дней. Маленький, всего на 15 тысяч жителей городок, лишенный всяческой промышленности, живет очень непросто, но при этом в городе чистота и порядок, а слово «патриотизм» здесь наполнено конкретным смыслом. Не показным, не «для галочки», а глубоким, простым и искренним, составляющим смысл жизни – это мой дом, моя земля, я за нее в ответе.

Поездка оставила самые приятные впечатления, мы узнали много нового, познакомились с соседями, прониклись уважением к истории и традициям нашей Ленинградской области, отдали дань благодарной памяти павшим героям Присвирья. Огромное спасибо всем, кто помог осуществлению ветеранских планов, — это Совет ветеранов Лодейнопольского района и его председатель Н.А. Максутова, руководитель железнодорожной ветеранской первички Лодейного Поля В.Г. Никифоров, экскурсовод музея «Свирская победа» Светлана Дмитриева и ООО «ТрансАвтоТур», водитель А.Б. Люцерин.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.