Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

19.02.2021 13:38 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 19.02.2021 г.

Мифы и образы Надежды Гасиловой

Автор: Игорь Бобров

Фото (с выставки) Виктора Андреева

В минувшее воскресенье в музее истории г. Волхова состоялось открытие художественной выставки «Мифы и образы Надежды Гасиловой». Это уже второе за последние месяцы представление изысканного и самобытного творчества художника и педагога, ушедшего из жизни в январе прошлого года. Первая посмертная выставка Н. Гасиловой «Времена года» открылась 31 декабря в КИЦ им. Пушкина и вот-вот завершит свою работу.

Обе выставки организованы учениками и друзьями Надежды Владимировны в память о ней и с искренним желанием познакомить земляков и гостей Волхова с большим и оригинальным творческим наследием художника. Почти сорок работ представлено в КИЦ, под семьдесят — в музее, причём многое не нашло себе места из-за ограниченного пространства выставочных помещений. Часть работ хранится у друзей и учеников Надежды Гасиловой, в музеях и частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.

Она много и плодотворно работала в технике графики, станковой и декоративной живописи, графической миниатюры, батика, коллажа, увлечённо осваивала книжную графику и дизайн. Надежда постоянно искала, экспериментировала с техникой, формой и фактурой. К примеру, потрясающе тонко и чувственно смотрятся декоративные работы на абразивной бумаге, где необычный материал сам диктует удивительную глубину и насыщенность цвета, придаёт неожиданный объём рисунку.

Немногие художники ищут и находят себя в технике монотипии, в которой Надежда достигла непревзойдённой высоты. Несложная на первый взгляд техника монотипии заключается в отпечатке изображения с одной поверхности на другую. Например, в хаотичном для дилетанта, но тщательно продуманном профессионалом порядке, краска (акварель, гуашь и др.) наносится на стекло, а затем отпечатывается на бумаге (ткани, дереве...). В зависимости от замысла творца получается чуть размытый космический или земной, утренний или вечерний, зимний или летний фон с мягкими контурами, который в результате окончательной доводки становится неповторимым самостоятельным пейзажем. А после изящной прорисовки на этом фоне литературных либо мифологических образов, ангелов, принцев, декоративных элементов – возникает миниатюрный художественный шедевр.

Открывая выставку, методист музея истории Волхова Наталья Власова очень к месту процитировала волховского журналиста Галину Стерликову:

- По фактуре графические листы чаще всего напоминают ткани, гобелены, к которым она всегда была неравнодушна, а временами даже занималась рукоделием, театральными декорациями. Многие композиции состоят из нескольких работ, как бы дополняя одна другую, развивая мысль, положенную в основу. Каждая деталь несёт свою смысловую нагрузку, и уж точно подсказку ей надо искать в природной стихии... Взятые в круг, отправленные мерцающим блеском, они – как снимки из космических далей: вспаханная земля, пронизанная солнцем, с мелкой листвой.

…Декоративность поднялась на уровень стихии, но тут же присутствует гармония форм, пятен. В последнее время художница увлекалась декоративными композициями, используя различные техники – акварель, элементы коллажа, монотипию. И всё в них было кстати: и травки, и цветочки, и кружевной наряд облаков, которые, грея душу и сердце, наводили зрителя на философские размышления.

Ученица Надежды Владимировны преподаватель Волховской школы искусств Галина Лаврова подчеркнула большой труд и глубокий смысл, заложенный автором в каждую миниатюру, декоративную, орнаментальную композицию, коллаж.

- В этих работах нет ни одного лишнего штриха, ни одной случайной линии без мысли и идеи. Всё сделано на самом высоком художественном уровне, тонко и гармонично, — поделилась Галина Юрьевна.

Участники вернисажа отдали должное и высокому уровню оформления выставки — профессионально продуманному размещению работ. Гостей сразу встречают стоящие на мольбертах портреты Надежды, исполненным в разные годы её братом, тоже талантливым художником и дизайнером Николаем Гасиловым (1960-1995 гг.). На открытой витрине размещены несколько неоформленных и незавершённых миниатюр, по которым можно судить о разных этапах работы над их окончательным вариантом.

Выставка продлится до весны, а затем, согласно предварительной договорённости, вместе с работами из КИЦ им. Пушкина и работами, которым не нашлось места на стенах этих выставочных залов, переедет в выставочный зал Староладожского Дома культуры, где с творчеством замечательного художника можно будет познакомиться в более полном объёме.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.