Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

11.02.2021 12:20 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 12.02.2021 г.

Музей-заповедник «Старая Ладога»: памятные эпизоды жизни

Автор: Б.Г. Васильев
ведущий научный сотрудник музея, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры РФ

15 июля 1971 года музей раскрыл свои двери для посетителей. Пятьдесят лет — солидный срок его работы. Рассказать можно о многих наших устремлениях, о многих достижениях.

Б.Г. Васильев

О том, как проходила подготовка к открытию первых экспозиций, о неиссякаемой энергии всех принявших участие в создании музея, обо всех препонах, тяготах, нацеленных на долгожданный и торжественный результат, весь этот материал в подробностях каждодневных событий опубликован в воспоминаниях тогдашнего директора Виктора Федоровича Игнатенко.

Я коснусь отдельных памятных эпизодов. Мне довелось проследить и участвовать в жизни музея почти на всем пути его истории. Мы свято верили в блестящее будущее Старой Ладоги как поселения, сохранившего яркие следы более чем тысячелетней истории государства. Энтузиазм о будущем нашего детища в первые годы работы не имел границ. В 1970-х годах на совещаниях в отделе культуры Волховского района, в отделе культуры Леноблисполкома мы неустанно говорили о проектах развития музея, в залах которого будут отражены все страницы жизни Ладоги — Старой Ладоги и её ближайших окрестностей. Вообще о перспективах было интересно рассуждать всегда. В самом начале мы вчетвером: Игнатенко В. Ф., Бессарабова З. Д., Фогилева (Гордецкая) Т. Н. и я расписали под экспозиции и выставки здания двух монастырских ансамблей, отдельные церкви, крепостной комплекс, каменные постройки усадьбы Успенское. Так, картинная галерея наиболее выгодно могла бы расположиться в кирпичном здании бывшей семинарии на Малышей горе; там же удобно было бы рассказать о ярмарках, где это празднество на день Рождества Иоанна Предтечи происходило вплоть до 1924 года. В бывшей кузнице на улице Культуры наметили восстановление интерьера кузнечной мастерской. В каменном амбаре на берегу Ладожки планировали показать хозяйство крестьянской жизни ладожан…

Многие страницы былого величия к этому времени уже были затронуты в монографиях и в многочисленных научных статьях. Их можно расценивать не более как скромные подступы к избранным проблемам, частного и общего характера. На этом материале ещё накануне рождения музея о Ладоге рассказывали туристам местные и приезжие экскурсоводы в пеших прогулках по монастырям и в крепости с показом фресок Георгиевского храма.

К открытию музея были собраны предметы, которые разместили в восстановленной Воротной башне крепости и в отреставрированной деревянной теплой церкви святого Дмитрия Солунского. Археология, военная история, крестьянский быт – эти темы в наших экскурсиях дополнялись прогулками по крепости, любованием фресками церкви святого Георгия. На чердаке музейного хранилища ждали своего перемещения в новые залы чучела белки и лисицы, шкурки пушных зверей, игрушечный красный трактор «фордзон-путиловец». Ближайшей задачей было обязательное создание экспозиции «Ладога Советская» с уголком живой природы края. На практике кое-что уточнилось: вместо советского периода, время которому в исторических экспозициях ещё не пришло, подготовили и открыли в доме купца И. С. Смоленкова (у моста через Ладожку) экспозицию «Культура Ладоги XVIII- начала XX веков». Там по малой толике (из-за тесноты комнат) рассказали о художнике В. М. Максимове, о жизни в дворянских усадьбах, об истории церквей и монастырей Ладоги. Необходимость в капитальном ремонте бывшего особняка вынудила разобрать этот музейный узел, а до ремонта здания дело так и не дошло по сей день.

Для планируемых новых экспозиций необходимо было неустанно заниматься собирательской работой. С этой целью устраивались походы по деревням пешком и на попутках или благодаря бескорыстной помощи наших друзей из города Волхова, у которых появились свои крохотные «жигуленки» и «москвичи» с явно недостаточным тоннажем для перевозки ткацких станов, прялок и прочих старинных раритетов. В первые годы жизни лучшие находки археологи отправляли на хранение в Эрмитаж, как это практиковалось и при раскопках до рождения нашего музея. Со временем и нам стали передавать достойные для экспозиций предметы глубокой древности, что вызвало новую волну наших устремлений к открытию расширенного показа истории ранней Ладоги. Через многие временные выставки эту задачу удалось решить в декабре прошлого года.

Важную помощь в наших знаниях о прошлой жизни оказали документы, хранящиеся в архивах. К этим сокровищам, надо признать, мы только едва прикоснулись, убедившись, что работа по изучению таинственного пласта сведений о Старой Ладоге займет много лет.

Знаменательным для будущего в музейной работе оказалось сотрудничество с художниками, работавшими в Доме творчества «Старая Ладога», который располагался на высоком мысу правого берега Волхова при впадении в неё речушки Любши. Мы со своими лекциями знакомили художников с историей и с памятниками Старой Ладоги, а в 1973 году открыли первую выставку только что созданных здесь живописных работ. Дары картин и этюдов положили начало формированию нового фонда. В 1986 году открылась картинная галерея, которая, увы, вскоре уступила место фондам с накопленными коллекциями предметов купеческого и крестьянского быта. Возрождение картинной галереи видится теперь только в далекой перспективе.

В 1970-х годах началось формирование фонда фресок и строительных материалов. Это направление работы музея трудно было предвидеть и планировать. Несравненная красота сохранившейся живописи в церкви Георгия не могла оставить равнодушным. А когда выяснилось, что ещё в 1850-х годах историк, археолог и художник В. А. Прохоров собрал несколько ящиков разбитых кусков с древней росписью, то делом чести стала обязанность найти и поднять всю уничтоженную часть убранства всемирно известного и высоко ценимого живописного ансамбля.

Эта работа началась силами музея вокруг крепостного храма. Каждый кусочек штукатурки с краской и рисунком помогал воссоздать утраченную часть фресок. Отдельные фрагменты стыковались друг с другом, образуя вполне понятный узел первоначальной росписи. Многие образцы содержали оригинальный рисунок или отличались колоритом, неизвестными по уцелевшим фрескам на стенах храма. Все новые открытия тут же изучались и публиковались как в нашей местной газете, так и в научных сборниках. Собрать всю живопись в обломках, рассеянную при ремонтах церкви по территории крепостного двора будет делом многих последующих десятилетий. Мы положили начало реализации этой фантастической цели по сбору и воссозданию шедевра мировой культуры. Сегодня у нас в деревянном храме святого Дмитрия Солунского открыта экспозиция, основная часть которой включает замечательные по сохранности фрагменты с ликами, с орнаментальными мотивами, с оригинальными цветовыми нюансами с рисунками и надписями-граффити. Здесь же можно увидеть наш первый опыт по воссозданию утраченных фресок церкви святого Георгия. Кроме фрагментов фресок мы показываем превосходные по качеству постеры сохранившихся фресок на стенах храма, которые в некоторой степени компенсируют сложности посещения церкви в ненастные дни и месяцы.

Памятным и результативным оказалось исследование руин каменного храма на Земляном городище. Здесь к соборной церкви Ладоги святого Климента Папы Римского, воздвигнутой и расписанной по велению архиепископа Нифонта в 1153-56 годов, в четвертый раз археологи обратились в 1979 году. Экспедиция под руководством П. А. Раппопорта вскрыла жалкие остатки этого огромного для той поры сооружения. При раскопках собраны фрагменты росписи. Как оказалось, над украшением церкви работала артель художников, не схожая по манере с мастерами георгиевской стенописи. А на нескольких кусках штукатурных швов между рядами кладки неожиданно открылась надпись мастера строителя на греческом языке, вероятнее всего моленного характера с пожеланием об удачном завершении строительства. Это было первое в истории изучения новгородского зодчества фактическое сви­детельство о приезжих мастерах. После археологов огромное число фрагментов фресок этого собора обнаружено нами в кучах строительного мусора, набросанного на береговую кромку после раскопок. Это было золотое время. Каждый вечер после работы, в выходные дни к нам приезжали наши друзья из Волхова для помощи в сборе фрагментов фресок. Приезжали со своими завтраками, с термосами. Безвозмездно, исключительно по зову сердца, чтобы стать участником возрождения давно разрушенной росписи. Разборка руин строительного мусора сопровождалась подробным рассказом об истории собора, об особенностях каждого поднятого фрагмента. «30 мая 1982 г. работали 12 человек из ЦРБ Волхова: слушатели цикла лекций по истории древнерусского искусства» (из полевого дневника). Весь объём фрагментов церкви святого Климента послужил созданию первой ученой диссертации по коллекциям нашего музея.

В 1980 году при прокладке водопровода на территории Успенского монастыря по склону бывшего русла речушки Грубицы удалось обнаружить и собрать большую коллекцию фрагментов фресок Успенского собора этой обители. В результате исследования живописи впервые удалось установить, что храм был построен во второй четверти XII века и таким образом оказался древнейшим из каменных церквей Ладоги.

Параллельно при раскопках и силами сотрудников музея пополнялись коллекции фрагментов фресок Никольского собора, церквей святого Петра и Воскресения. В итоге многолетней исследовательской работы удалось создать и опубликовать первую монографию по истории монументальной живописи Ладоги XII века.

Фонд фресок оказался новаторским по методике исследования, разработанной в нашем музее и необычайно результативным по раскрытию истории Ладоги XII века.

Каковы перспективы дальнейшей жизни музея? Трудно сказать, что будет сделано раньше, что позднее. Надо создать экспозиции по военной истории с представлением уникальных страниц ладожского крепостного зодчества. Важное место в новых экспозициях должны занять материалы о поздней истории Старой Ладоги с бытом крестьянства, купечества, дворянства.

У меня есть свои пожелания. Широкое знакомство с наследием византийской культуры и её очевидная связь с культурой Древней Руси в период, охваченный памятниками Ладоги, подводит нас к поиску истоков древнерусских художественных центров. В этом русле фрески шести ладожских храмов XII века уверенно можно считать неотъемлемыми звеньями столь важного процесса. Надо раскрыть и сделать доступными для туристов законсервированные руины каменных церквей и, конечно, поднять обломки наших росписей. Реставраторы сегодня учатся восстанавливать, казалось бы, навеки утраченные живописные ансамбли. Мы разработали методику исследования фрагментов фресок. В Старой Ладоге есть возможность провести эту невиданную по объёму работу по возрождению шедевров мировой культуры. Результаты этой деятельности будут достойным вкладом в сокровищницу древнерусского искусства!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

115