Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

05.09.2020 10:52 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 04.09.2020 г.

Героям войны - наш поклон

Автор: Наталья Крюковская

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда немецко-фашистскими захватчиками. 79 лет назад немцы взяли в кольцо силы Советской армии, оборонявшие город. До конца ноября по Ладожскому озеру эвакуировали людей и ввозили продукты и боеприпасы под практически непрерывным обстрелом фашистской авиации... Это было только начало...

Не мог оставить без внимания эту дату волховский городской Совет ветеранов. Его представители отправились в последний день лета поклониться памятным местам, с которыми связана история и нашего родного города.

Сначала мы приехали в Кобону, куда вели железнодорожные пути от Волхова, по которым в блокадный Ленинград доставляли хлеб и боеприпасы, где по дну Ладожского озера был проложен кабель, снабжающий осажденный город электричеством Волховской ГЭС.

Мы зашли в Храм святителя Николая Чудотворца, чтобы поставить свечи за тех, кто защищал Ленинград и всю нашу страну от фашистской чумы. Сделали мы это не случайно. Самый высокий крест на куполе колокольни этого храма создан был по особому: кроме сусального золота в нем присутствуют частички стекла специальной огранки. Когда фонари судов или автомобилей, возвращавшихся из Ленинграда вдоль берега Ладожского озера, освещали ночное пространство — крест, как путеводная звезда, отражал огни, означая — земля близко. Несмотря на ожесточенные обстрелы, храм устоял в те лихолетные годы.

Затем мы прошли к протоке, открывающей Ладожское озеро. Не так давно поисковики подняли со дна озера настоящую полуторку, отреставрировали ее и установили на берегу, готовую сорваться и снова преодолеть тот жизненно важный путь.

Я написала «сорваться» в пылу эмоций и под впечатлением увиденного, а ведь на самом деле машины не могли ехать с какой им вздумается скоростью. Существовали специальные приборы, определяющие прочность льда и его прогиб под весом автомобиля. В зависимости от погодных условий давалась рекомендованная скорость. Тем не менее, машины часто уходили под лед... И это не смотря на то, что в баки заливалось минимальное количество бензина, машину грузили не полностью и привязывали к ней сани-волокуши, дверь в кабине оставалась открытой, чтобы можно было выпрыгнуть... Рекомендованное расстояние между автомобилями — 100 метров. Угрозой расстрела было запрещено оказывать помощь уходящему под лед автомобилю... Вспоминается песня Александра Розенбаума «На дороге жизни». Благодаря Игорю Владимировичу Паленову, представителю Военно-исторического общества, занимающемуся реставрацией и охраной уникальных объектов времен Великой Отечественной войны, ветераны смогли посмотреть реставрируемые машины, поднятые со дна Ладожского озера, увидеть воочию, какой заржавленный, коррозийный материал поступает, как с ним работают, дополняют деталями, снятыми с эксплуатационных других автомобилей, чтобы добиться исторического соответствия. Так, на представленных ЗИСах мы смогли увидеть подлинные номера автомобилей, фары и другие детали. Поразила нас куча металлолома, лежащая в углу в ангаре, которая тоже пойдет в реставрационные работы и тоже станет экспонатами. Кропотливейшая работа выполняется энтузиастами Военно-исторического общества!

К полуторке, готовой уйти в путь по Дороге жизни, были возложены цветы.

Затем мы отправились на Синявинские высоты, где велись ожесточёнейшие бои за владение территорией на высоте 50 м над уровнем моря, позволявшей контролировать ситуацию сверху, где обзор на 15 км до горизонта и являвшуюся минимальным местом для прорыва между Ленинградским и Волховскими фронтами. То одна, то другая сторона, тесня друг друга, занимала высоты... В конце сентября 1943 года Советскими войсками было создано так называемое «бутылочное горло», из которого фашисты окончательно ушли в январе 1944 года из-за боязни полного их окружения...

Точное число воинов, погибших здесь и не найденных до сих пор, не знает никто. Впрочем, это касается не только Синявинских высот....

На Синявинских высотах стоит огромное количество мемориальных плит с фамилиями и фотографиями бойцов. Многие из них по возрасту просто мальчишки... С фотографий смотрят красивые молодые лица, не знавшие, может быть, даже девичьего поцелуя. А сколько девчонок остались без женихов после этой войны?..

Проходя по аллее к основному мемориалу, установленному на краю Синявинских высот, можно видеть памятники, установленные представителями разных союзных республик и отдельных народностей в память о своих национальных героях. Наша делегация возложила цветы и сфотографировалась у камня, который заложен с целью замены его на памятный знак в честь воинов Ленинградского и Волховского фронтов, погибших в битве за Ленинград.

Поражает специально оставленное пространство для обзора, чтобы с позиции этих высот видеть предполагаемую картину боев... А между захоронениями растут цветы, прыгают молодые лягушата, красуются разные грибы: и белые, и маслята, и мухоморы... Чуть ниже бьет родник... Жизнь продолжается.

Возвращаясь домой мы возложили цветы к памятнику «Полуторка», который каждый видит слева от дороги у деревни Дусьево, проезжая из Волхова в Санкт-Петербург. Когда-то была хорошая традиция — все водители давали длинный гудок в память о коллегах по профессии, отдавших свои жизни на тонком ладожском льду...

Одна из главных задач нашего Совета ветеранов — хранить историческую правду и передавать её новым поколениям словами своими и делом. Поэтому от имени всех наших волховчан и была совершена эта поездка.

Низкий поклон всем, кто сражался на Волховском и Ленинградском фронтах, всем, кто бился за нашу малую Родину, помня о всей стране!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

53