Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

27.08.2020 10:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 28.08.2020 г.

Солдат и полководец

Автор: Записала Анна Константинова

Историческая личность на театральной сцене — всегда немножко рискованное явление. Как показать в спектакле — художественном по произведении, — общеизвестного персонажа, о котором у каждого есть хотя бы минимальное, но собственное представление? Показать так, чтобы избежать так называемых «штампов», но в то же время не лишить героя его узнаваемых черт? Эту непростую задачу решали авторы двух спектаклей, которые 29 августа увидят гости фестиваля «Аллея славы — чудо-богатыри Суворова» в Новой Ладоге.

М.Морозов

А.Князьков

Фестиваль посвящен 290-летию великого полководца, незауряднейшей персоны русской истории, А.В. Суворова. Можно сказать, что «Суворов. Ночь перед боем» и «Крыса тебе подмышку или Наука побеждать» составят своего рода дилогию: в первом спектакле не проигравший ни одного из своих сражений «русский Марс» говорит практически от первого лица, во втором — предстает легендарной фигурой в рассказе простого солдата. Мы попросили двух заслуженных артистов России Михаила Морозова и Андрея Князькова рассказать о том, как у них рождались замыслы суворовских спектаклей.

М. Морозов

- У меня, помимо других видов деятельности, есть один, которым мало кто занимается в России. Это жанр моноспектакля: проза, филармоническая история с чтением стихов, любой выход артиста к зрителю... Самый зверский жанр в нашей профессии, и я уже пятнадцатый год в нем работаю. Материал чаще всего ищу и компоную сам.

И уже давным-давно была у меня идея сделать такую работу про Суворова. Годами, десятилетиями хотелось это сделать.

Так сложилось, что когда мне было лет 14, я обнаружил у моего дяди в библиотеке знаменитую, очень редкую книгу К. Осипова «Суворов», в 1943 году изданную. Я ее прочел запоем, потом стал читать о Суворове еще. И однажды заболев этой личностью, я до сих пор считаю, что ничего выше человечески в истории России не было. Если Россия может гордиться кем-то на все века – то это Александр Васильевич Суворов.

Потому что это был человек, который выламывается даже из рамок гениального полководца. Это человек, который сделал себя сам. Это человек исключительной чистоты нравственной. Это человек подлинного мужества. Это человек глубочайше образованный. Это безусловно наша огромная гордость, это огромная личность, это клубок противоречий. И это то, что просто жутко притягивает.

Любая моя моноработа делается так: выбираю автора, читаю его произведения, разбираю их, делаю инсценировку. С Суворовым было иначе. Это ведь личность легендарная в прямом смысле слова. Легенды о нем появились еще при жизни, и сохранили много всякой ерунды. Вот этого очень хотелось избежать, и, кажется, удалось. Бог послал мне тетралогию «Мыслитель» Марка Алданова, нашего лучшего на мой взгляд исторического писателя, которого 11 раз выдвигали на Нобелевскую премию, но… не дали. И неважно – 11 номинаций что-нибудь да значат. И вот у Алданова есть роман «Чертов мост», где он пишет о Суворове, несколько совершенно замечательных глав. Но этого мало. Я прочел огромный труд Александра Петрушевского «Генералиссимус Князь Суворов..... оттуда взял многое. Что-то нашел в исторических источниках. В результате получился один художественный текст, очень простая инсценировка «Суворов. Ночь перед боем». Старый, совершенно разбитый у него бесонница, и он собирает себя на одну из величайших своих побед близ города Нови в Италии. И думает о разном. А главное — я с самого начала знал, каким будет финал.

Конечно, о Суворове за час всего не расскажешь. Но есть одна история, которую хочется сейчас упомянуть… Как-то весной шел я из Дома радио через Екатериниский сад у Александринского театра. Сморю – стоит рабочий на кране и мощной струей со специальным шампунем моет памятник Екатерине, причем именно фигуру Александра Васильевича Суворова! Тут я в очередной раз вспомнил про свой замысел. это знак судьбы, и теперь-то я обязательно это сделаю. И знаете – буквально через несколько дней мне позвонили из Суворовского фестиваля и спросили: «Михаил Леонидович, а вы не могли бы что-то сделать по Суворову?». Так все и совпало: я долго думал про Суворова, цитировал его часто, потом увидел как его моют, и потом мне позвонили, я вспомнил Алданова, перечитал Петрушевского и через три месяца сделал эту работу…

Премьера была прямо на экспозиции Суворовского музея, где как раз стоит трофейная пушка из Нови! Захваченная в той битве, о которой в спектакле идет речь.

Во-первых, благодаря спектаклю я понял, сколько людей в России просто как-то генетически почитают Суворова. Может быть они не особо знают подробности его судьбы, но гордятся им, где-то в глубине. Во-вторых, Суворов был человек с юмором, и в спектакле юмор есть, а как говорил Г.В. Товстоногов: «юмор – это критерий правды». В третьих, там и трагизма много, потому что понятно: герой уже уходит из жизни. Суворов вообще был личностью парадоксальной, я его совершенно не идеализировал и он у меня очень противоречив. Вся его жизнь — это же постоянное отстаивание своей независимости, в том числе через маску клоуна. Сколько сил это отнимало у очень искреннего по природе человека, при невозможности сказать то, что думаешь? У Алданова есть замечательная фраза: «Его никто не любил, кроме солдат». А что такое «солдаты»: это же вся армия, и офицеры, и генералы, и все они называли его «дивный».

Что я еще заметил: Суворов для современного зрителя — очень узнаваемая личность. Он в нашем культурном коде записан безусловно, как еще говорят «в печенках сидит». И ведь это без всякой пропаганды Суворова, скорее наоборот.

А. Князьков

- Идею спектакля принес мне его нынешний исполнитель — артист Андрей Балашов. Принес мысли, наброски, исторические материалы и свое огромное желание создать спектакль по биографии А.В. Суворова . Я ему честно сказал, что никогда не ставил таких серьёзных спектаклей, да ещё на исторические темы. Взяться за эту постановку меня убедила только настойчивость артиста и неожиданно пришедшее ко мне ключевое решение.

Мы долго обсуждали сюжет, переписывали текст... От первого варианта в результате ничего не осталось, зато получилось то, что есть сейчас. В этой истории есть и исторические документы, и сказки, и народные песни, и церковный хорал, и самый разный материал, вплоть до мотивов из Саши Черного.

Патриотическая тема — одна из самых сложных для театра. Очень трудно сделать такой спектакль, чтобы он был исторически верным, и в то же время интересным для людей. Но ключевое решение было в том, чтобы показать исторические события через судьбу одного человека. Поэтому история главных суворовских побед – взятие Измаила и переход через Альпы — у нас раскрывается через рассказ о судьбе русского человека, русского солдата, через его любовь: любовь к родине, к своему командиру, к жене Марфе Петровне, через его юмор, изобретательность, — те человеческие качества, которые он пронес через все походы и сражения.

Про эти сражения со сцены очень трудно рассказывать. Спросите у любого обычного зрителя: что он знает про Суворова в Альпах? Наверняка все представления ограничатся упоминанием картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы». И это героическое событие привычно воспринимается как победоносное шествие, как гигантское живописное полотно. Мы же, опираясь на исторические документы, повели рассказ от имени участника перехода, простого солдата. И когда во время этого рассказа на глазах зрителей появляются слёзы – это то, чего изначально мы совсем не ожидали, но это то, ради чего стоило затевать всю постановку.

Почему так получилось? Потому, что нам удалось донести до зрителя этот сюжет как очень личную историю. Личную не только для героя спектакля, но и для каждого зрителя. Для нашего героя А.В. Суворов — «отец родной», он сам себя считает потомком Суворова. В финале же, сняв костюм солдата, артист продолжает разговор уже от имени нашего современника, фактически потомка того солдата. И тогда мы понимаем, что все мы — потомки тех солдат, потомки Суворова.

В финале наш герой обращается и к тем, кто считает русского человека врагом. Эта тема была актуальна и во времена Суворова, остается актуальной и сейчас. Меняется только военная форма, а тема остается. И после того, как герой нашего спектакля, простой солдат – олицетворение русского народа, произносит последние слова, он садится на камень и смотрит в зал, ожидая ответа. Он был честен с вами, а теперь вы посмотрите на него и подумайте: может ли этот человек быть вашим врагом?

Весь спектакль звучит как монолог, монолог простого человека, обращённый к другим таким же людям. Без пафоса, без официоза, напрямую.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

35