Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

27.02.2020 11:44 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 28.02.2020 г.

Фрески Старой Ладоги

Автор: Виктория СОХИНА

В начале февраля в пространстве «Иконотеки» в Москве состоялась лекция «Наследие мастеров Старой Ладоги». Фрески ладожских храмов XII века, принадлежащие к числу значимых памятников древнерусского искусства, остаются предметом изучения современных искусствоведов и реставраторов.

В рамках деятельности по изучению и сохранению уникальных росписей музей-заповедник «Старая Ладога» готовится к заключению договора о сотрудничестве с «Иконотекой А.Н. Овчинникова» в Москве.

Спасти историю

Уже в начале XIX столетия возникла мысль о необходимости тщательного копирования древнерусских древностей и в первую очередь фресок, которые зачастую гибли на глазах исследователей и любителей старины, не имевших возможности и умения сохранить эти уникальные памятники. Фрески Георгиевской церкви вновь оказались первым ансамблем, с которого началась история копирования древнерусской монументальной живописи, насчитывающая сейчас уже более полутора столетий. Самые ранние, не сохранившиеся копии староладожских фресок, выполнил ещё в 1821 году П.И. Кеппен, одним из первых взявшийся за составление свода русских древностей.

Известно, что Р.А. Томилов — герой Отечественной войны 1812 года, имевший поместье рядом со Старой Ладогой, собирался привлечь для копирования фресок опытного художника. В 1856 году по указанию Святейшего Синода часть фресок скопировал надворный советник Львов. Наконец, в 1858 году фрески были скопированы во всём объеме В.А. Прохоровым, который, начав в 1871 году многотомное издание «Христианских древностей и археологии», первые четыре выпуска полностью посвятил публикации фресок Георгиевской церкви. Они были изданы в цвете и с невиданным для того времени качеством, для чего с каждой копии специально изготовили цветные литографии. Таким образом, староладожские фрески оказались, к тому же, первым полностью воспроизведённым памятником древнерусской монументальной живописи.

Поверженый змий

К сожалению, в непогожие дни Георгиевская Церковь закрыта, чтобы погодные условия не повредили роспись, однако, часть изображения фресок, путём снимков, перенесена в церковь Дмитрия Солунского, которая работает круглый год.

Самая знаменитая фреска в церкви св. Георгия – чудо св. Георгия о змии. Исследователи отмечают, что битва со змеем (драконом) ведёт начало от дохристианских культур, к античной мифологии, где Зевс побеждает Тифона, Аполлон одерживает победу над драконом Тифоном, а Геракл над Лернейской гидрой.

Св. Георгий действительно существовал, согласно византийскому житию, в III в. В некоторых источниках есть даже упоминание о родителях великомученика. Отец Георгия – воин Геронтий, мать – Полихрония. После того, как Полихорния скончалась, двадцатилетний Георгий отправился ко двору, но как раз в это время началось гонение христиан. Тогда Георгий, оказавшись в Никомидии, раздал всё своё имущество бедным и в присутствии императора объявил себя христианином, за что был арестован и подвергнут пыткам.

В христианстве чудо Георгия о змие имеет также иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество, то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».

Однако, не с помощью оружия Георгий одерживает победу, но с помощью слова, веры и благословения Господа.

Существует легенда, что в одном из городов Палестины, как раз и появился этот змей, в наказание за непринятие христианства.

Никак бедные палестинцы не могли с ним справиться – от чудовища не помогали ни оружие, никакая сила его не брала. Тогда жители языческого города решили, что будут приносить дракону жертву, чтобы он не уничтожил всё поселение. В конце концов, дело дошло и до царевны Елисавы. В этот момент появляется Георгий, в образе простого воина, и расспросив девушку, он принимает решение спасти и её, и жителей – язычников. Георгий осеняет себя крестом, чертит на земли крест, и когда чудовище появляется перед ним, воин читает молитву и усмиряет змея словом Божьим. Когда Елисава вводит поверженного дракона в город, жители его восхищаются победой Георгия и принимают христианство.

Так же, в церкви Дмитрия Солунского представлен образец библейской сцены Крещения Христа на реке Иордан Иоанном Крестителем, во время которого свершается чудо и, когда Иисус покидает воды Священной Реки, с небес раздается глас Божий и спускается Святой Дух в виде белого голубя.

Самый ценный

Жертвенник, расположенный рядом, посвящён жизни девы Марии, где её родители — Анна и Иоким — приносят в жертву ягнят за то, что у них родилась дочь, будущая мать Иисуса Христа. Это библейский сюжет.

При выходе из храма представлена сцена Страшного Суда, где изображены Господь Бог на троне, присяжные Апостолы, ангельское войско, праведные жены и монахи, отправляющиеся в Рай. Показано, как Иоанн Предтеча обращается к Христу с просьбами о милости за грешников.

На северной стене сохранился образ Николая Чудотворца, покровителя путешественников и моряков, почитаемый святой во всём мире, к которому обращаются с разными молитвами (за урожай, за здоровье и т.д.)

Это всё, что сохранилось от когда-то чудесной фресковой росписи и на сегодняшний день это один из самых ценных экспонатов мировой истории.

Кульминацией мероприятия и своеобразной презентацией планов по сотрудничеству стал показ фильма о фресках, созданного по заказу музея-заповедника «Старая Ладога».

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.