Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

21.08.2019 16:25 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 23.08.2019 г.

Трагедия Ивана Пироженко

Автор: Людмила Королева
хранитель музея локомотивного депо Волховстрой

И.П. Пироженко

17 августа исполнилось 110 лет со дня рождения Ивана Павловича Пироженко – легендарного машиниста, который привел в Ленинград первый после прорыва блокады поезд с продовольствием. Об этом факте знают все. А что мы знаем о самом герое? Увы, очень немного. Разрозненные, буквально по крупицам, сведения о его жизни собирают многие люди, и сегодня благодаря их любезной помощи мы попытаемся составить картину жизни этого необыкновенного человека.

И.П. Пироженко работал машинистом паровозного депо в 1930-40-е годы ХХ века. Он стал известным прежде всего потому, что первым со своей бригадой после прорыва блокады 5 февраля 1943 года провел и доставил в Ленинград поезд с продовольствием по «коридору смерти». Из воспоминаний участников того рейса (помощника машиниста В.С. Дятлева, кочегаров Ф.В. Клыкова и И.А. Антонова) ясно следует, что эта поездка далась всем очень нелегко: страшно было вести состав по необъезженной свайно-ледовой дороге в никуда. Никто не знал, вернутся ли они назад (линия фронта проходила от новой дороги в 3-5 км). Так что рейс поезда Эу708-64 поистине был героическим. А потом на долгие годы об этом историческом рейсе, о знаменитом паровозе, тем более о Пироженко постарались забыть…

Хочется немного рассказать волховчанам об Иване Павловиче не только как отличном машинисте, но и как о человеке, судьба которого не может не волновать.

Когда в конце августа 1947 года в наше депо после окончания железнодорожного техникума приехала Нина Борисова (в замужестве – Н.В. Кругликова, бывший старший экономист депо), ее подруга по общежитию Клава Митрофанова сказала ей: «Эх, Нина, как жаль, что ты не застала нашего Ивана Пироженко, какой мужик отличный: красивый, великолепный машинист…»

Дело в том, что Иван Пироженко вместе с другими работниками согласно приказу начальника депо Волховстрой Запарина П.И. 9.08.47 г. был откомандирован на Печорскую железную дорогу. Кстати, через год все командированные вернулись в Волховстрой. Все, кроме Пироженко. Почему – мы до сих пор не знаем…

Родился наш герой в 1909 году в с. Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области, в семье крестьянина-бедняка. Окончил 4 класса сельской школы, помогал отцу по хозяйству. Затем, видимо, решил жить самостоятельно: с 1925 по 1930 годы работал забойщиком в шахте г. Сталино, затем грузчиком в Магнитогорске, смазчиком вагонов в Саксаульске Ташкентской железной дороги. С июня 1932 года оказался в Званке, стал работать кочегаром в паровозном депо, затем – помощником машиниста; в 1937-м выучился на машиниста. Сложнейшей профессией овладевал быстро – был способным по природе. С марта 1943г. он уже машинист-инструктор.

К сожалению, мы ничего не знаем о семье Пироженко, так как во время войны Кировоградская область была оккупирована фашистами и связь Ивана с семьей оборвалась. В Волхове наш герой женился, у него родилась дочь Людмила, которую он очень любил. На сегодняшний день в живых нет ни жены, ни дочери (она была одинокой, поэтому род Пироженко прервался).

Как вспоминали ветераны депо, Пироженко был классным машинистом, работу свою очень любил, был требователен к себе и к подчиненным. Пользовался огромным уважением в коллективе. Его имя прогремело на всю Кировскую железную дорогу еще в 1942 году, когда бригада Пироженко перешла на комбинированное обслуживание подвижного состава. Об отношении Ивана Павловича к своему делу говорят его награды: «Отличный паровозник» (дважды), «Почетный железнодорожник», грамота Ленинградского горсовета депутатов трудящихся «За отличное выполнение заданий и обеспечение перевозок и обслуживание населения, эвакуируемого из Ленинграда»; медали «За трудовую доблесть» (дважды), «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Машинисты А.Д. Ландстрем, М.И. Быстров, И.А. Кузнецов, дававшие Пироженко рекомендацию в партию, отмечали, что он – инициатор стахановско-кривоносовского движения, один из лучших машинистов депо, пользуется авторитетом, работает над собой, в социалистическом соревновании неоднократно занимал первое место, за что получал наркомовские премии; вожак колонн паровозов Государственного Комитета Обороны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при формировании бригады первого поезда в блокадный Ленинград был выбран именно он, Иван Павлович Пироженко. Наше депо обслуживало «Дорогу победы» (она же – «Коридор смерти») до конца апреля 1943 года, затем это было поручено 48-й паровозной колонне особого резерва НКПС. А наши машинисты, в том числе и Пироженко, стали обслуживать другие участки Волховстроевского региона. Иван Павлович продолжал отлично трудиться и после войны, всегда и везде старался быть первым…

Не по своей воле пришлось ему уехать на Печорскую дорогу, оставив семью, любимую работу, товарищей. В депо Ижма, а затем Ираёль (Коми АССР) Пироженко оставался таким же профессионалом своего дела, помогал «зеленой» молодежи осваивать вождение паровозов, давал дельные советы. Жил в общежитии с помощником машиниста К.В. Гуливатым (1929 г.р., недавно ушел из жизни), который оставил о нем очень теплые воспоминания (хранятся в музее Сосногорского отделения дороги).

На сегодняшний день в Сосногорске (бывшая Ижма) остался только один человек, который помнит Пироженко по совместной работе. Машинист Михаил Сырокваша 1926 года рождения. Он говорит о нем с большим волнением, не верит в то, что в 1961 году Пироженко был обвинен в тяжелом преступлении. Отмечает его выдержанность в любой ситуации, называет самым светлым человеком в своей жизни. Пироженко многому научил его в профессии…

Нынешним летом поисково-волонтерская организация при Княжпогостском историко-краеведческом музее и железнодорожники на поселковом кладбище поселка Синдор, где окончил свои дни Иван Павлович (20 мая 1975г.), искали место захоронения нашего героя. Нашли одну старую могилу 70-х годов, достаточно длинную (а Пироженко был очень высокого роста – 190 см), но надпись на табличке, конечно, не сохранилась. Было решено установить памятный знак в честь героя-железнодорожника в поселковом Сквере памяти к 75-летию Великой Победы. Кстати, ветераны-машинисты депо Ижма вспоминали, что в те годы, когда Иван Пироженко отбывал срок в тюрьме (поселок Синдор), они, проезжая мимо этого места, всегда подавали гудок в честь незабытого товарища, человека трагической судьбы…

Иван Павлович освободился раньше срока, в 1973 году, а в 1974 приезжал в Волхов, к семье, жил с ними до сентября; в депо Волховстрой не ходил. Затем вернулся в Синдор, где работал кочегаром, жил одиноко в старом бараке, больной и всеми забытый. Правда, иногда приходили к нему поговорить местные железнодорожники, которым он рассказывал о первом поезде на Ленинград и о своем участии в той поездке…

В Волхове о Пироженко и его бригаде напоминает паровоз-памятник Эу-708-64, установленный на перроне станции Волховстрой 9 мая 1980 года. Табличку на паровозе с новым, правильным текстом по инициативе профкома депо, Совета ветеранов, хранителя музея депо установили к 75-летию отправления первого поезда – в январе 2018 года. В сентябре 2017 на здании эксплуатационного депо была установлена мемориальная доска в память об И.П. Пироженко.

Музей истории депо Волховстрой выражает огромную благодарность председателю Совета ветеранов Сосногорского отделения дороги Г.С. Каниной, с которой мы познакомились благодаря интернету. Она очень многое узнала для нас и своего музея о судьбе Пироженко. Обмен информацией продолжается. Ну, а памятник в сквере поселка Синдор поможет всем нам, ныне живущим, помнить о человеке-герое Иване Павловиче Пироженко.

Для создания и установки памятного знака открыт сбор средств. По расчетам специалистов из Сосногорска, на это потребуется около 100 тысяч рублей. Любая, даже самая малая помощь работников железной дороги и жителей Волхова будет бесценной. Благотворительные пожертвования на сооружение памятника будут аккумулироваться на расчетном счете ветеранской организации Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Реквизиты для перечисления пожертвований: Общественная организация «Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Организация ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России (ЯРО ООВЖТР)

Калужское отделение №8608 ПАО Сбербанк г. Калуга. Расчетный счет 40703810077030000302. БИК 042908612

Кор/с 30101810100000000612. ИНН 7604200750. КПП 760401001. ОКПО 92106999. Юр. Адрес: 150003, г. Ярославль, Волжская набережная, 59, конм. 134. В платежном поручении указать назначение платежа – «Памятник Пироженко»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

80