Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 12.04.2019 г.

Доктор Светликовская: жизнь и судьба

Автор: И.ТРОШИНА, Т. СТЕПАНОВА, РОО ИКЦ «Воронега»

Врач А.Л. Светликовская. 1920-е гг

Некоторые старожилы Потанинского сельского поселения по воспоминаниям своих предков ещё помнят об организаторе и первой женщине-враче участковой Подбережской сельской больницы Александре Людвиговне Светликовской. Об этом человеке с непростой и интереснейшей судьбой, безмерно преданном своей профессии, мы и расскажем читателям на основе автобиографии, написанной Александрой Людвиговной 9 июня 1938 года и хранящейся в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб.Ф. 1728. Оп. 1. Д. 388351). 

Старшая сестра милосердия Новоладожского хирургического отряда Красного Креста А.Л. Светликовская (в центре) на Юго-Западном фронте. 1915-1916 гг.

Врач А.Л. Светликовская (за столом) ведёт приём в Подбережской сельской больнице Пашского района. 1930-е гг.

В течение 10 лет, до командировки в 1915 году в качестве сестры милосердия на Первую мировую войну, она проработала фельдшерицей-акушеркой в Новоладожской земской больнице, и больше 10 лет, с 1928 года – врачом участковой Подбережской сельской больницы в деревне Потанино Пашского района.

Александра Людвиговна Светликовская родилась в Москве в 1872 году, в мещанской семье. Отец её служил приказчиком в обойном магазине, а после в магазине готового платья, где выполнял ещё и работу закройщика женских платьев. Александра училась в гимназии, но за невнесение платы за обучение в размере 100 рублей была исключена из 3-го класса. В 18 лет вышла замуж, но брак не продержался и года. Она ушла от мужа, родила ребёнка, затем поступила работать в Московский городской ломбард и одновременно стала учиться на домашнюю учительницу. Получила диплом учителя.

В 1898 году поступила на акушерские курсы и в 1900 году сдала экзамен на акушерку 1-го разряда. Затем со вторым мужем – врачом Николаем Александровичем Соловьёвым – они работали в разных больницах. Сперва недолго в Новой Ладоге – здесь не поладили с начальством. 30 сентября 1902 года Новоладожская земская управа докладывала очередному уездному земскому собранию о том, что при осмотре больницы врач заявил о необходимости полного ремонта здания.

Ревизионная комиссия решила повременить с полным ремонтом и поручить земской управе разработать устройство ватерклозетов, для чего составить смету и проект, воспользовавшись указанием специалистов. Кроме того, врач Соловьёв сообщил ревизионной комиссии, что в больнице пропал микроскоп, и просил о покупке нового. Комиссия нашла бесследное исчезновение больничного имущества явлением ненормальным, поэтому попросила земскую управу обратить на этот предмет внимание и передать дело судебному следователю. И несмотря на то, что ревизионная комиссия просила земскую управу выразить благодарность новому врачу больницы Н.А. Соловьёву за прекрасное состояние больницы, Николай Александрович не нашёл понимания с местными чиновниками. Вместе с Александрой Людвиговной они приняли решение уехать на работу в больницу Чистопольского уезда Казанской губернии.

Но уже в 1904 году Н.А. Соловьёва призвали на Русско- японскую войну. Александра Людвиговна вернулась в Москву. Она заняла место акушерки в Сетунской лечебнице (с 1927 г. Кунцевская районная больница) Московской губернии, но не поладила с врачом и ушла в лазарет для рабочих «Товарищества Прохоровской Трёхгорной мануфактуры» на Пресне. В декабре 1905 года в Москве начинается Декабрьское вооружённое восстание, и «Прохоровка» становится центром революционной борьбы на Пресне. После объявления декабрьской забастовки прохоровцы организованно бросают работу и предлагают рабочим соседних предприятий присоединиться к ним. Здесь 10 декабря организуется штаб. Боевые дружины «Прохоровки» принимают активное участие в боях на баррикадах Пресни. Число дружинников достигало 700 человек, вооружение – около 300 револьверов, винтовок, охотничьих ружей. Были созданы отряды Красного Креста, перевязочные пункты, столовые. 15 декабря в Москву из Санкт-Петербурга прибыл лейб-гвардейский Семёновский полк под командованием полковника Г.А. Мина, а 16 декабря – из Варшавы 16-й пехотный Ладожский полк под командованием полковника И.В. Карпова, которые вскоре подавили оставшиеся очаги сопротивления. О тех днях 1905 года Александра Людвиговна написала в автобиографии: «…выдержала осаду семёновцев за укрывательство раненых дружинников. Лазарет был подвергнут обстрелу. Многие раненые солдаты были убиты». Её, оставшихся раненых и персонал лазарета спас случайно вернувшийся в это время муж Н.А. Соловьёв, перевозивший на санитарном поезде раненых из маньчжурского Мукдена.

После окончания русско-японской войны А.Л. Светликовская и Н.А. Соловьёв были приглашены новым составом Новоладожской уездной земской управы («старый отдел за растрату под суд») на работу в земскую больницу. Александру Людвиговну командировали на курсы клинических анализов и бактериологии, где она получила два диплома. Она неоднократно поощрялась Новоладожской уездной земской управой. Например, в 1907 году земская управа увеличила жалованье фельдшерице А.Л. Светликовской «в виду выдающейся её деятельности» на 10 рублей в месяц. В 1913 году ей было назначено единовременное пособие в размере 50 рублей. 6 мая 1910 года Александра Людвиговна была восприемницей при крещении в Николаевском соборе дочери надворного советника В.А. Гештовта Нины. За 10 лет работы фельдшерицей-акушеркой в земской больнице Александра Людвиговна подготовила 20 акушеров, её ученицы Емельянова и Левкова работали в Пашском районе.

В 1915 году А.Л. Светликовская состояла штатной сестрой милосердия Новоладожской Покровской общины сельских сестёр милосердия Российского общества Красного Креста в память императора Александра III. Инициатива учреждения в России второй сельской общины сестёр милосердия принадлежала священнику Покровской церкви села Подбережье Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии отцу Константину Лорченко и земскому врачу того же уезда Алексею Степановичу Петровскому. Официальной датой её создания считается 1895 год, однако практическая работа по подготовке сестёр милосердия началась в 1891 году. В среднем в общине было от четырёх до восьми сестёр. Максимальное количество сестёр (одиннадцать) было в общине в 1910-1911 гг. К 1915 году количество штатных сестёр милосердия сократилось до четырёх (Емельянова К.А., Кириллова Н.С., Кузнецова А.П., Светликовская А.Л.), однако дополнительно были приняты три сестры милосердия военного времени (Орик А.Т., Преображенская В.К., Тимофеева Е.И.) и одна запасная сестра милосердия военного времени (Хованская А.М.). Во время Первой мировой войны в1915 году все они были командированы Новоладожской земской управой в Новоладожский хирургический отряд Красного Креста имени Её Императорского Высочества великой княгини Виктории Феодоровны. Земский врач Н.А. Соловьёв был командирован в этот же отряд и назначен его уполномоченным и старшим врачом. Александра Людвиговна назначена старшей сестрой милосердия.

За участие в Первой мировой войне приказами по армии Юго-Западного фронта А.Л. Светликовская была награждена в 1915 году Георгиевской медалью IV степени («За храбрость»), в 1916 году – серебряной медалью «За усердие» на Владимировской ленте и Георгиевской медалью III степени («За храбрость»). Н.А. Соловьёв был награждён в 1915 году орденом Св. Анны III степени, в 1916 году – мечами к имеющемуся ордену Св. Анны III степени и орденом Святого Станислава II степени.

В семейном архиве Екатерины Павловны и Татьяны Павловны Лариных бережно хранятся несколько фотографий Александры Людвиговны, среди которых есть групповой снимок времён Первой мировой войны, а значит, ей уже более ста лет. На ней неизвестные (возможно, военный врач с помощниками) и старшая сестра милосердия Александра Людвиговна Светликовская.

В 1917 году Александра Людвиговна вела активную общественную деятельность: после Февральской революции принимала самое деятельное участие в различных исполкомах – ротном

Новоладожского отряда, гарнизонном – председателем, а после Октябрьской революции была членом революционного комитета оружейной мастерской с десятью тысячами рабочих. Она участвовала в подготовке ареста генерала от инфантерии Дмитрия Григорьевича Щербачёва – командующего XI армии, но заговор был раскрыт румынами, и многим пришлось бежать, в том числе и ей, в Одессу. Из истории известно, что один из членов большевистского ревкома, поручик B.C. Корнев, в декабре 1917 года попытался совершить покушение на генерала Щербачёва, однако попытка не удалась.

В Одессе А.Л. Светликовская занялась объединением всех сестёр милосердия в первый профсоюз, работала председателем комитета сестёр. Ввиду безработицы открыла для них сапожную мастерскую, общежитие, распределяла работу во время боёв по больницам, устраивала сестринские комитеты. От такой напряжённой работы под постоянными выстрелами, так как Одесса переходила из рук в руки, Александра Людвиговна заболела и после открытия ею акушерско-фельдшерской школы для сестёр милосердия лечилась в санатории.

В 1918 году уехала работать в сельскую больницу на борьбу с сыпным тифом. Она вспоминала: «Приходилось постоянно участвовать в подаче помощи в боях со стороны красных. После бегства врача с белыми на мои руки была брошена вся больница». В 1920 году её командировали в Одесский медицинский институт для учёбы на врача. В этот период работала в Краснопольской больнице, «вела культурную работу, читала лекции по санитарии, вела борьбу против попа, который потом был расстрелян».

После окончания института в 1924 году поступила райврачом в Петроверовскую больницу, потом – в Захарьевскую Одесской губернии. После перенесённого сыпного тифа Александра Людвиговна переехала из Украины в Новый Петергоф, где поступила на работу врачом по ушным болезням и как лаборант. Однако не желая работать в городской обстановке, она перебралась «в старые знакомые места на Пашу», где работала райврачом до 1928 года.

По сведениям из статистико- экономического описания, в 1927 году врачебно-санитарная сеть Пашского района состояла из одной Пашской больницы в деревне Медведево на 20 коек при 2 врачах, трёх врачебных участков в деревне Часовенская, селе Шахново и Пашском лесозаводе и двух фельдшерских пунктов в деревнях Загубье и Сермакса. В районной больнице А.Л. Светликовская не поладила с персоналом. По её словам, «больница была засорена кулачьём, которые вредили – Колотушкин зав. аптекой, завхоз Борошнев и вся его родня наполнили больницу, игнорируя интересы больных», поэтому в 1928 году она перешла работать врачом в участковую Подбережскую (Потанинскую) сельскую больницу, открытую в одном из домов местного крестьянина – судовладельца И.С. Пентёшина. А.Л. Светликовская вела приём в больнице и выезжала в деревни к больным на дом. Кроме обязанностей врача, Александра Людвиговна занималась культработой, читала населению лекции по санитарным вопросам. Путём усиленных хлопот она добилась открытия родильного отделения в больнице. Была премирована именными часами в 1936 году, деньгами в 1935 и 1937 гг. В 1938 году Александра Людвиговна занималась сметой на открытие стационара на 10 коек и готовила 7 медицинских сестёр для работы в своей и других больницах. Работала как агитатор и пропагандист, состояла членом избиркома по выборам в Верховный Совет СССР и РСФСР. На Первом медицинском съезде врачей была премирована месячным окладом.

О своих родственниках Александра Людвиговна записала в автобиографии следующие сведения: «Родители умерли, отец в 1908 году, мать в 1912 году. Жила 20 лет отдельно от родных. Из близких родственников: двоюродная сестра живёт в Москве, служит в Московском областном комитете Рабиса заведующей статистикой; племянница служит машинисткой в Москве в ПВО Охрана Предприятий НК машиностроения. Муж (Н.А. Соловьёв), от которого я ушла в 1917 году, работал в городе Опочка (Псковской губернии) врачом и директором акушерской школы; дружба с ним осталась. Больше родных не имею. Воспитываю девочку, дочь племянницы мужа».

В 1939 году врач А.Л. Светликовская подала заявление о вступлении кандидатом в партию и в этот же год была избрана депутатом райсовета. 21 июня 1940 года в жизни Александры Людвиговны произойдёт значимое событие. По трём рекомендациям: предрика Грибова Александра Андреевича, Тарасова Георгия Михайловича и Прокофьева Александра Мироновича — она была принята в члены партии в возрасте 68 лет!

Достоверно о времени и месте гибели Александры Людвиговны нам не известно. Предположительно, по воспоминаниям старожилов, она скончалась во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Вологодской области.

Выражаем благодарность: Екатерине Павловне и Татьяне Павловне Лариным за предоставленные фотографии из семейного архива и писателю Владимиру Анатольевичу Васильеву за выявленную автобиографию А.Л. Светликовской.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.