Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

26.03.2019 19:00 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 22.03.2019 г.

Областной парламент: время становления

Автор: Подготовила О.Панова

Г.Г. Самсоненко

В канун юбилея областного парламента мы встретились с Георгием Григорьевичем Самсоненко и попросили поделиться воспоминаниями и размышлениями о работе в ЗакСе.

20 марта 1994 года, на заре новой российской демократии, состоялись выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва. В составе того Заксобрания было 25 депутатов (24 мужчины и одна женщина), избранных от 25 одномандатных избирательных округов. Среди них руководители исполнительной власти; руководители предприятий промышленности, транспорта, банков; директора предприятий агропромышленного комплекса; работники социальной сферы; руководители средств массовой информации. Все депутаты имели высшее образование и значительный опыт хозяйственной и политической деятельности. Средний возраст депутатов первого созыва — 45 лет.

Председателем Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва 14 июня 1994 года был избран В.В. Иванов, а его заместителем 2 апреля 1996 года избрали Г.Г. Самсоненко. В Законодательном собрании было шесть, а с 1997 года — семь постоянных комиссий. Депутаты первого созыва приняли, среди прочих 164 областных законов, закон «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области».

Г.Г. Самсоненко:

- На одном из самых первых заседаний нам вручили удостоверения и тогдашний губернатор объявил нам, что председателя у областного парламента не будет, а будет лишь председательствующий на заседании – каждый раз другой. Когда журналисты попросили меня прокомментировать такое положение, я прямо сказал, что это – нарушение 10 статьи Конституции РФ, предусматривающей разделение представительной и исполнительной власти. Заксобрание – это орган, который должен работать систематически и независимо. Поэтому первым делом мы начали разработку Устава. Это был первый Устав Законодательного собрания на Северо-Западе, его потом использовали коллеги из соседних регионов. Что касается принятых первым созывом законов, то большинство из них работают и сегодня, настолько они были серьезными, обдуманными и выверенными. Кстати, тогда же мы подняли вопрос о председателе областного правительства как главе исполнительной власти. К сожалению, не хватило нам настойчивости.

Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва приступили к исполнению своих полномочий в период формирования новой системы органов государственной власти и местного самоуправления, в условиях острого социально-экономического кризиса. После принятия Конституции Российской Федерации Ленинградская область впервые обрела статус субъекта Федерации в современном, демократическом понимании этого института. Главной задачей депутатского корпуса стало создание необходимого правового поля, издание законов, определяющих государственную, экономическую, социальную, общественную и духовную жизнь Ленинградской области. Фактически депутаты первого созыва были пионерами в пустом правовом пространстве и успешно с этой задачей справились.

Второй созыв областного парламента работал с декабря 1997 по декабрь 2001 года. В соответствии с областным законом о выборах депутаты избирались по 50 избирательным округам. Председателем Законодательного собрания был избран В.Н. Климов, его заместителями – В.Н. Морозов, Г.Г. Самсоненко и С.Ю. Семёнов. Впоследствии, 2 февраля 1999 года, В.Н. Морозова на этом посту сменил Ю.М. Страхов. Во втором созыве количество постоянных комиссий увеличилось с семи до одиннадцати.

Г.Г. Самсоненко:

- Я глубоко убежден в том, что государство должно исполнять свои обязанности в соответствии с Конституцией. Возьмем конкретный пример: зарплата бюджетников, которая не может зависеть от величины местного бюджета. Один учитель работает в богатом Выборге, другой — в маленькой сельской школе в Лодейнопольском районе. И там, и здесь учителя выполняют свои обязанности одинаково, оказывая образовательную услугу, следовательно, и должны получать равную зарплату, которая положена государством, а не зависеть от возможностей местной власти. Наше мнение было услышано, зарплата бюджетников стала заботой государства.

Во втором созыве в областной парламент пришло 50 депутатов. На мой взгляд, вполне достаточно было бы 34 – по два человека от каждого муниципального района, и на постоянной основе должны работать 17 человек. Кстати, всегда настаивал на том, что ЗакС – это постоянно действующий орган, который занимается законотворчеством системно, профессионально. Главным критерием должно быть не количество, а качество. К примеру, у нас немало законов непрямого действия, требующих ряда подзаконных актов, что затрудняет и размывает исполнение самого закона.

Депутаты второго созыва продолжили работу по формированию нормативной правовой базы Ленинградской области. Были приняты важные законы в сфере экономики, социальной защиты населения, местного самоуправления. Для более конструктивного и взвешенного подхода к решению проблем не только области в целом, но и каждого отдельного муниципального образования областные законодатели активно взаимодействуют с местными представительными органами, вовлекая их в законотворческий процесс, оказывая консультативную помощь.

Областной парламент третьего созыва действовал с декабря 2001 по март 2007 года. Из 50 избранных парламентариев 30 были депутатами Законодательного собрания второго созыва, а волховчанин Г.Г. Самсоненко был избран уже в третий раз. В третьем созыве в ЗакС избрано 47 мужчин и 3 женщины, а с октября 2003 года до конца созыва в областном парламенте работали уже 4 женщины-депутата. Срок полномочий теперь составляет 5 лет. Количество постоянных комиссий увеличилось с одиннадцати до тринадцати. Председателем Заксобрания избран В.Н. Климов, а его заместителями стали С.Ю. Семёнов и избранная по Волховскому округу В.П. Красильникова.

В этом созыве были созданы партийные фракции в составе представительного органа.

Г.Г. Самсоненко:

- Третий созыв запомнился тем, что среди депутатов появилось много представителей бизнеса. Не хочу никого обидеть, но уверен, что это смещает акценты. Скажем честно: любой бизнесмен заинтересован в процветании своего дела, а занимаясь вопросами распределения бюджетных средств, очень сложно удержаться от соблазна отхватить лакомый кусочек. Возникает противоречие между общественными интересами и личной выгодой. Уверен, что человек, решивший пойти во власть, должен быть абсолютно свободен от предпринимательства, причем не формально переписать свой бизнес на ближних и дальних, а действительно закрыть свое дело. В противном случае не стоит баллотироваться в депутаты любого уровня. Кстати, будучи депутатом трех созывов Заксобрания, могу сказать, что больше всего о благе населения, об улучшении жизни обычных людей, о развитии экономики, благоустройстве наших городов и сел заботились депутаты первого созыва – в большинстве своем это были люди советского воспитания и мировоззрения. Они пришли во власть, чтобы послужить своему народу не на словах, а на деле, и старались доверие избирателей оправдать.

За четверть века своего существования Законодательное собрание Ленинградской области проделало огромную работу по созданию нормативной правовой базы для успешного социально-экономического развития региона. Депутатскому корпусу удалось завершить работу по созданию правовых механизмов построения и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Блок принятых законов по вопросам местного самоуправления создал правовое поле для реформирования органов муниципальной власти в регионе. Проделана большая работа по созданию Социального кодекса Ленинградской области. Разработаны и утверждены законы, регламентирующие бюджетный процесс, инвестиционную деятельность, принципы управления и контроля за состоянием экономики области.

Прошедшие годы со всей очевидностью показали, что реальное становление законодательного (представительного) органа государственной власти Ленинградской области в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года состоялось. Законодательное собрание Ленинградской области уже имеет свои демократические традиции, создана серьезная законодательная база, но еще многое предстоит сделать на благо Ленинградской области.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

30