Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

21.11.2019 13:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 21.11.2019 г.

Ковчег трех волхвов

Автор: Юрий Сяков

Время быстротечно. 21 ноября исполнилось 12 лет со дня ухода замечательного журналиста и краеведа, главного редактора «Волховских огней» Юрия Александровича Сякова.

В память о нём мы публикуем этот последний написанный им очерк, который был опубликован в журнале «Знание и общество» в декабре 2007 года – сразу после скоропостижного ухода автора из жизни. В послесловии редколлегия выражала искренние соболезнования в связи с уходом друга и коллеги, постоянного автора, писателя и ученого, невероятно талантливого человека.

Кельнский собор святых Петра и Марии является жемчужиной древнего Кельна и шедевром готической архитектуры. Он поражает своей монументальностью, легкостью и изяществом устремленных к небу форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших в Европе. Можно часами стоять у его стен, любуясь богатой скульптурной пластикой, декоративной резьбой и другими красотами, которыми отличается один из величайших культовых центров западного христианства.

Но нас интересуют не архитектурные и художественные достоинства этого грандиозного сооружения. Внутри находится одна из древнейших святынь христианства – ковчег с мощами трех волхвов, тех самых, о которых в Евангелии от Матфея сказано: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском в дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему». Волхвы принесли младенцу дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Кто были эти волхвы с востока? Из какой страны пришли и куда возвратились? Библия умалчивает. Эта тема очень интересна для любознательного читателя, но нас прежде всего интересует ковчег, который стоит на возвышении в центре собора. Именно ради него и был построен Кельнский собор.

Ковчег напоминает обычный склеп размером 220х110 см при высоте 153 см. он украшен сотнями драгоценных камней, гемм и камей, а также тончайшими эмалями. По боковым стенкам ковчега размещены серебряно-вызолоченные фигурки ветхозаветных пророков в нижнем ярусе и святых апостолов – в верхнем. На лицевой стороне изображены поклоняющиеся волхвы с Девой Марией и младенцем Иисусом посередине, выполненные из золота. Внимательно приглядевшись, можно рассмотреть слева фигуру германского императора Оттона IV. Именно он при разграблении Константинополя во время четвертого крестового похода в 1204 году вывез из поверженного города золото и драгоценные камни для украшения ковчега. Внутри него содержится деревянный ларец с мощами волхвов. История обретения этой святыни изложена в западных хрониках.

Рональд фон Дассель, канцлер и военачальник германского императора Фридриха Барбароссы, получил от всемогущей царствующей особы в благодарность за верную службу и умелое руководство войсками в покорении сильно укрепленного Милана останки Святых волхвов, которые хранились в одном из миланских монастырей. В 1164 году полководец с триумфом ввез их в Кельн. В течение следующих десяти лет для реликвии изготавливали специальный саркофаг из золота, серебра и драгоценных камней. Так ковчег Святых волхвов в прямом и переносном смысле стал одной из самых драгоценных святынь христианства. Где его сделали, кто мастер, выполнивший эту уникальную и многотрудную работу, история умалчивает. Но оказалось, что все сведения о ковчеге и тех, ради кого он был сооружен – волхвах – сохранились в зашифрованных надписях, которые изображены на стенках надгробия и воспринимались набожными немцами как некие непонятные древние заклинания из набора латинских букв.

Вернемся на некоторое время к собору. Высокий ранг, которого Кельн достиг в западноевропейском христианстве благодаря обретению мощей, должен был воплотиться в соответственном данному случаю кафедральном соборе. Его начали строить в 1248 году — 15 августа архиепископ Кельна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень на месте существовавшего с IX века и сгоревшего от пожара старого храма. Строительство велось с перерывами более 600 лет. В октябре 1880 года в Кельне состоялось празднество в связи с завершением строительства.

А что ковчег? Все годы строительства он был центром притяжения и поклонения верующих, поражая их воображение не только богатством отделки, но и сильным импульсом энергии, которая исходит от святыни.

Расшифровкой надписей на ковчеге практически никто не занимался. Серьезно подошел к этому вопросу авторитетный российский исследователь профессор В.А. Чудинов, являющийся председателем комиссии по истории культуры Древней Руси Совета по истории культуры при Президиуме Российской академии наук. Его монография «Священные камни и языческие храмы славян (опыт эпиграфического исследования)», изданная в 2004 году, стала настоящей сенсацией, которая потрясла не только научный, но и христианский мир.

В первую очередь российский ученый обратил внимание, что сам по себе ковчег представляет храмину, то есть надгробие в виде языческого двухъярусного храма славян без крыльца и звонницы. Именно славян! Но на этом неожиданности при изучении ковчега не закончились. Предоставим слово исследователю: «На верхнем углу второго яруса, там, где обычно помещается конек крыши, я читаю надпись латинскими буквами: HRAM, то есть храм. Латинские буквы неудивительны, если данная храмина предназначена в дар кому-то, для кого латинские буквы были родными… На левом карнизе под крышей я читаю слова: «Храм Макъши в Нъвгороде», то есть «храм Макоши в Новгороде», что нисколько не удивительно с точки зрения только что рассмотренных конструкций храмов, но совершенно потрясает в плане христианского учения. Свидетелями рождения Христа оказались новгородские волхвы!»

Первое, что приходит в голову: этого просто не может быть! Где Вифлеем, а где Новгород! А потом, Новгорода как такового в то время еще не было – археологи это доказали. По отношению к Святой земле мы живем на севере, а не на востоке, откуда, как утверждает Евангелие, пришли волхвы. Сколько дней, недель, месяцев им пришлось идти, чтобы успеть к рождению Христа! Возникает рой вопросов, на которые не сразу находишь ответы. Но имя В.А. Чудинова как знатока славянской мифологии и палеографии в научном мире достаточно авторитетно, а исследования отличаются научной добросовестностью. Ему можно верить.

И тем не менее кажется невероятным, что именно новгородские волхвы, или точнее сказать, словенские волхвы с берегов Волхова были свидетелями рождения Христа. Что заставило их отправиться в далекий путь? Если они были мудрецами, то прекрасно понимали, что с рождением Спасителя языческие идолы будут низвергнуты и сами они уйдут в прошлое, став частью славянской истории. Но, видимо, и в то время были люди, которые хорошо понимали, что мир не стоит на месте и что в своем движении вперед придется отказаться от многого, что тормозит развитие народов и государств.

Проведя подробное исследование надписей на ковчеге и их сравнительный анализ, автор книги делает следующие выводы: «Новгородцы подарили кому-то часть святых мощей трех первых волхвов, лицезревших младенца Иисуса, и одновременно вложили в ковчег Святую Книгу, видимо, подробно описывающую данные события. Полагаю, однако, что мощи действительно хранятся в данном ковчеге в Кельне (хотя, возможно, и не в полном объеме, ибо сегодня видно, что помимо мощей трех святых в ковчег добавлены мощи еще двух), а вот насчет книги сомневаюсь, ее следов в ковчеге не видно. Поскольку Кельнский собор – католический, письменная реликвия такой значимости, скорее всего, должна была поступить в Ватикан, в одну из его библиотек и, судя по тому, что в книге шла речь о причастности к рождению Христа новгородских волхвов, о чем в более позднее время, после разделения церквей, когда Ватикан не желал ни в чем подчиняться константинопольскому патриарху, данная книга почти неминуемо должна была попасть в спецхран. Вероятно, она там пребывает и до сей поры. И оберегают ее, полагаю, как зеницу ока».

Есть что оберегать. Сведения, содержащиеся в книге, могут не только перевернуть представления о христианском учении, но и нанести удар по амбициям католицизма, претендующего на верховенство в христианском мире. А что касается надписей, сделанных на стенках ковчега, то они были выполнены новгородскими мастерами в более позднее время.

В.А. Чудинов расшифровал и другие надписи на ковчеге. Все они говорят о том, что он был изготовлен славянскими мастерами и подарен в славянский языческий храм земли Дрезден, откуда попал в Кельн, был украшен драгоценностями и стал последним пристанищем для мощей святых волхвов. Но нас интересует сам факт присутствия «волхвов с востока» при рождении Иисуса Христа, приведенный в Евангелии от Матфея. Все-таки, кто они, откуда могли прийти?

Внимательно вчитываюсь в священные строки Нового Завета. В Евангелии от Марка об этом нет ни слова. В Евангелии от Луки упоминаются пастухи, к которым явился Ангел Господень и сказал: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо нынче родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос». Те пришли в Вифлеем, увидели младенца и возвестили всем эту радостную весть. О волхвах упоминаний нет.

В Евангелии от Иоанна Иисус Христос предстает уже зрелым человеком: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». Таким образом, сведения о волхвах приводятся только в Евангелии от Матфея.

Откуда они пришли на Святую землю, чтобы стать свидетелями рождения Иисуса Христа, и куда ушли – остается загадкой до сих пор.

В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора, изданной в 1891 году, о волхвах сказано: «Ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил и т.п. Они были по преимуществу персы, но находились в Аравии и других странах востока, как, например, волхвы Египетские, упомянутые во дни Иосифа и Моисея… и наконец, волхвы, или мудрецы, по необыкновенной замеченной ими на востоке чудной звезде совершившие путь к Вифлеему на поклонение Богомладенцу Спасителю, так как древние пророчества внушили волхвам ожидать на Востоке рождения Спасителя мира».

Архимандрит Никифор совсем не упоминает славянских волхвов, которые играли огромную роль в общественной жизни и верованиях Древней Руси. На это были свои причины. Русская Православная церковь вела многовековую и непримиримую борьбу с язычниками, яркими представителями которых были волхвы. Вспомните, как свергал в Седой Волхов языческих идолов и крестил непокорный Новгород Добрыня – огнем и мечом. В Ладоге грозного Перуна сбросили с крутого берега в воду, а капище Велеса разорили, изгнав оттуда жрецов. Всех жителей древнего города варяги силой загнали в реку, где их крестил посланник киевского архиепископа.

Волхвы – служители языческих богов – вынуждены были скрываться в лесах и болотах. За ними шла настоящая охота. Попавших в руки княжеских людей убивали и сжигали на кострах. Поэтому и не упоминает о них архимандрит Никифор.

Границы славянского мира на заре новой эры, связанной с рождением Христа, проходили не только по территории Восточной Европы, как принято считать до сих пор. Они распространялись от зауральского Аркаима на запад и проходили по Иберийскому полуострову на территории современной Португалии. Это была хорошо организованная и воинственная цивилизация. Задолго до римлян, франков, германцев, византийцев они управляли землями и народами, создавали государства и вели международную торговлю.

Могли ли славянские волхвы присутствовать при рождении Иисуса? Библия этого не отрицает. И вряд ли кто может без достаточных оснований опровергнуть это предположение. Может быть, они с берегов Волхова, где существовали древние языческие храмы и капища, до сих пор сохранившие память о себе в названиях деревень и огромных ритуальных камнях – немых свидетелях минувшего…

Остается еще одна тайна: на каком языке были написаны книги, которые находились в ковчеге в Кельнском соборе? Это не праздный вопрос устоявшееся мнение о том, что до прихода на русскую землю христианских подвижников Кирилла и Мефодия у нас отсутствовала письменность, опроверг еще Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского». В «темные века» славяне пользовались докирилловским слоговым письмом – руницей. На Валааме именно руницей сделана расшифрованная надпись на одном из камней: «Русь святая».

Сегодня доказано, что наши пращуры были в основном грамотными людьми. У славян существовало три вида письменности: руница, кириллица и глаголица. Этими формами письма русские люди широко пользовались не только в деловой переписке, но и в повседневной жизни. Наличие трех собственных видов письменности у славянских народов – явление беспрецедентное в истории, которое говорит об их высокой духовной культуре. Славянский язык был древним сакральным языком народов Европы, которым пользовались даже германцы. Руницей сделаны тайные надписи на многих рисунках старых немецких книг. Наши далекие предки обладали традициями письма – весьма продуманного и по-своему совершенного – в то время, когда большинство европейских народов не умело читать и писать.

Еще в XVI веке, наряду с дореволюционными русскими историками, польские ученые Строяковский и Бельский писали, что в результате их кропотливого исследования было установлено, что русские помогали не только Александру македонскому, но и его отцу царю Филиппу, что на Руси русские знали грамоту задолго до прихода князя Рюрика. За помощь Александру Македонскому русским была дана золотая грамота, которая затем попала в Константинополь. Когда турки захватили Царьград, они топили бани документами, в которых излагалась тысячелетняя история русского народа. Известен факт, когда один болгарский посол наудачу купил у предприимчивого турка воз бумаг. Потом оказалось, что это бумаги древнего Болгарского царства. Так было обретено несколько веков писаной истории. Как ни крути, получается, что даже официально русская история начинается не в V веке новой эры, а в VI веке до нашей эры, во времена правления Александра Македонского. Кстати, Екатерина Великая в своих «Записках» тоже ссылается на изыскания поляков.

…Славянским волхвам было что написать в Книгах Сварога и Макоши. Эти утраченные знания могли бы перевернуть наше традиционное представление о прошлом русского народа и славянского мира. На прочитаны многие страницы героической истории наших предков, которые из далекого прошлого смотрят с верой, что их будущим потомкам, то есть нам, удастся докопаться до истины и очистить страницы великой истории древней Руси от пыли забвения…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

17