Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

03.10.2019 11:34 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 04.10.2019 г.

Он «сделал всё, на что хватило силы…»

Автор: Алла Берсенева

«…Ничего более светлого и радостного в моей жизни, чем Волхов, не было…»

(Юрий Берсенев)

…Славу Волхова, его неповторимый культурный и художественный облик всегда создавали яркие творческие личности, умеющие мыслить самобытно, способные отдавать себя выбранному делу без остатка. Одним из таких людей на протяжении многих лет был Юрий Михайлович Берсенев.

Выпускник Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина при Академическом театре им. Евг. Вахтангова (Москва, 1956-1960), он двадцать лет возглавлял Народный театр драмы «Волхов» Дворца культуры Волховского алюминиевого завода им. С.М. Кирова. Спектаклям, поставленным Ю. Берсеневым, рукоплескали зрители многих городов Ленинградской области, Ленинграда, Москвы, зарубежные зрители. Юрий Михайлович обладал множеством талантов, он владел не только актёрской и режиссёрской профессиями, но был ещё и профессиональным музыкантом, окончив в 1950 году с отличием Одесское суворовское военно-музыкальное училище, он писал ещё замечательные стихи и музыку…». Эти тёплые слова в адрес Ю.М. Берсенева, написанные сотрудницей культурно-информационного центра им. А.С. Пушкина Екатериной Алексеенко, были опубликованы в газете «Волховские огни» в октябре 2006 года перед проведением в КИЦ вечера памяти Ю.Берсенева «Рыцарь театра», сценаристом и ведущей которого и была Е. Алексеенко.

На днях в интервью Волховскому телевидению мне был задан вопрос: «Как же блестящий выпускник (диплом с отличием) лучшего в СССР театрального учебного заведения, которого по окончании училища приглашали в свои труппы театры Москвы, а в Ленинграде – лично главные режиссёры Н.П. Акимов (театр комедии) и Г.А. Товстоногов (Большой драматический театр), оказался в провинциальном городе Волхове?» И я отвечала…

Да, действительно, Юрия Берсенева, яркого, талантливого одессита, влюблённого в театр с детства, лучшего выпускника Щукинского училища, ожидала блестящая карьера артиста театра и кино с редким театральным амплуа – харАктерный герой. В его характеристике по окончании училища было написано: «…Юрий Берсенев обладает данными и сценическим дарованием харАктерного героя с достаточно широким творческим диапазоном. Он убедителен как в ролях европейской драмы, так и в русских пьесах, классических и современных…» Но судьба распорядилась иначе…

Когда у Владимира Высоцкого спросили, чего он боится больше всего в жизни, тот ответил: «Потерять голос…» Так вот, в результате тяжёлой болезни горла Юрий Берсенев, выпускник театрального вуза, актёр театра и кино, теряет голос… «…Да, актёру потерять голос — это как художнику – зрение, музыканту – слух, балерине – ногу», — напишет в 2000-е годы Ю. Берсенев в своей книге «Диалог с Мансуровой». Месяцы лечения не дали позитивного результата. Страшный приговор: актёром театра и кино ему быть не суждено. Но опять же – судьба…

В училище студент актёрского отделении Юрий Берсенев увлёкся режиссурой, и это увлечение было столь успешным, что на госэкзаменах он защищался не только как артист театра и кино, но и как режиссёр. Обе работы Юрия получили высшие оценки, а его спектакль по пьесе-комедии Исидора Штока «Чёртова мельница», где он играл роль Отшельника, была удостоена звания лауреата на смотре студенческих работ (Москва. 1960 г.).

И вот это студенческое «увлечение» помогло Юрию Берсеневу продолжить свою жизнь, связанную с театром. В 1960 году в Ленинграде ему предложили поставить спектакль в театральном коллективе ДК им Ф. Дзержинского, с чем он справился блестяще! О молодом, талантливом режиссёре заговорила театральная общественность региона. И однажды к нему приехала делегация актёров из …города Волхова. Во Дворце культуры Волховского алюминиевого завода не было на то время режиссёра в любительском театре и актёры, прослышавшие о молодом, талантливом режиссёре, приехали просить Юрия Берсенева работать с ними. По рассказам мужа, ребята потрясли его своей страстной любовью к театру. А Юрий Михайлович и сам любил театр больше жизни! Он принимает их предложение. И об этом решении ни разу не пожалел. Это были его самые счастливые годы активного творчества с людьми, которые самозабвенно отдавали все силы, всё время своего досуга любимому делу. Когда через несколько лет его, талантливого, яркого специалиста, творческие дела которого были уже отмечены победами на Всесоюзных фестивалях народного творчества, пригласили на должность главного режиссёра Ленинградского Академического театра Ленсовета , он…отказался, объяснив, что не может бросить ребят, которые ему поверили. Совсем по С. Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили…». И он продолжал ездить из Ленинграда в Волхов три раза в неделю, зимой в промёрзших электричках, ночевать в комнатушке за сценой ДК. Но творчески он был совершенно счастлив с актёрами, самозабвенно постигающими со своим любимым Учителем тонкости нелёгкого актёрского мастерства.

В народном театра драмы «Волхов» за два «берсеневских» десятилетия были подготовлены и сыграны десятки спектаклей по пьесам русских, советских и зарубежных драматургов. Это и «Перед ужином» В. Розова (1961г.), и «Океан» А. Штейна (1962г.), «Золотопромышленники» Мамина-Сибиряка (1965г), «Высшая мера наказания» А. Маклярского и К. Раппопорта (1969г.), «Последняя жертва» А.Н. Островского (1973г.), «Святая ночь» П. Карваша (1977г.), « Мораль пани Дульской» Г. Запольской (1975г.), «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана (1979г.), «Юность отцов» (1980г.) и другие.

Неотъемлемой частью работы народного театра драмы ДК ВАЗа были выступления перед рабочими в цехах алюминиевого завода, в трудовых и учебных коллективах Волхова, Волховского района, Ленинградской области. Кроме этого свои спектакли народный театр драмы «Волхов» неоднократно играл на ВДНХ СССР, на сценах академических театров Ленинграда и в зарубежных странах. Кстати, за рубежом не верили, что перед ними актёры-любители, в повседневной жизни — врачи, учителя, рабочие, студенты, ПТУшники, а не профессиональные артисты! Как отмечалось в своё время в средствах массовой информации: «Заслуга театра драмы «Волхов» под руководством главного режиссёра Ю.М. Берсенева в том, что на его богатом, разнообразном, высоконравственном и высокоидейном репертуаре воспитано не одно поколение жителей Ленинградской области».

В 90-е Юрий Берсенев вспоминал счастливые творческие годы работы в Волхове: «Зрители отдалённых районов благодарно встречали артистов театра «Волхов». В зале – зритель от древних бабулек до мамаш с грудничками. Смотрели живо, азартно, бесхитростно, по ходу действия спектакля одобряли или смачно, по-деревенски, осуждали поступки героев спектакля («Уж ета, всяко, шалава беспутна…»). Порой приходилось играть спектакли в неприспособленных помещениях, непротопленных клубах. Но артистки неизменно выходили «на сцену» в лёгких платьях с декольте… А уж наставление режиссёра: «Ребята, если в зале присутствует хоть один зритель, играем как при аншлаге…», – было свято для артистов театра «Волхов». Провожали нас обычно всей деревней, часто с хлебом-солью, со слезами, с причитаниями и осеняли крестным знамением себя и артистов. Деревенская детвора долго ещё бежали за нашим автобусом и махали вослед, и кричали: «Спасибо, приезжайте ещё!..» Надо подчеркнуть, что выступали мы часто в деревнях, куда никогда до нас не приезжал театр…»

«Перед поездкой на гастроли в Польшу коллектива народного театра ДК ВАЗа со спектаклем Габриэли Запольской «Мораль пани Дульской» вызвали меня в «партийно-административные инстанции» на собеседование. Кроме прочих наставлений, типа «низ-я-я», прозвучал неожиданный вопрос: «А как называется Ваш театр, Юрий Михайлович?». Надо сказать, что мы всегда называли себя просто народным театром драмы ДК ВАЗа… Ну, я не растерялся и отвечаю экспромтом: «Театр «Волхов». Молчание присутствующих… И второй, не менее неожиданный вопрос: «А не очень нескромно, Юрий Михайлович, именем города называть театр?» И тут меня по-одесски осенило! Без тени смущения отвечаю: «А мы не именем города, мы – именем городского ресторана «Волхов». А уж тут, как говорится, – немая сцена из комедии Гоголя «Ревизор».

… «Предложили мне в очередной раз написать стихотворный сценарий. Теперь уже – сценарий концерта коллективов художественной самодеятельности Дворцов культуры г. Волхов для поездки в Швецию. Вызвали с отчётом о подготовке в те же культурно-партийные инстанции. За столом сидят с очень умными лицами представители… «Докладывайте, Юрий Михайлович, что у Вас там за сценарий…» И столько в них было чиновного чванства, столько высокомерия «в мизансценах тел», что я рискнул несколько разрядить атмосферу… И якобы зачитываю «с листа» преамбулу сценария: «Вам, недобитым под Полтавой, привет от правнуков Петра!». Снова «немая сцена» из «Ревизора»… и выкрики, нервные восклицания: «Вы что, Юрий Михайлович?! Да Вас… да нас…! Как можно?!!» «Да я пошутил», – спокойно ответил я. Сценарий я, конечно, «доложил». Его одобрили и приняли на «отлично». Кстати, волховчане с триумфом выступили в Швеции.

Театр «Волхов» имел своего зрителя и в Ленинградском театре им. В.Ф. Комиссаржевской. О встрече с волховским театром рассказал мне несколько лет назад в интервью В.А. Новиков, художественный руководитель театра, секретарь Союза театральных деятелей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, в те годы – завлит театра: «Было такое счастливое время, когда ленинградские театры шефствовали над народными театрами Ленинградской области. Вот и наш театр им.В.Ф. Комиссаржевской шефствовал над театром драмы «Волхов». Мы выезжали со спектаклями нашего театра в Волхов и Волховский район, выступали в цехах алюминиевого завода. Помогали театру реквизитом, консультациями. «Волхов» на сцене нашего театра показывал свои премьерные спектакли, которые имели большой успех у знатоков и любителей театрального искусства.

Главный режиссёр театра «Волхов» — Берсенев Юрий Михайлович, выпускник Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина, блестящий специалист, «рыцарь театра» — был членом Художественного совета театра им. В.Ф. Комиссаржевской, принимал активное участие в работе совета, посещал все генеральные репетиции, участвовал в обсуждении спектаклей. Его суждения были всегда точны, высокопрофессиональны и доброжелательны. Творческий коллектив театра им. В.Ф. Комиссаржевской с уважением и теплотой относился к Ю.М. Берсеневу».

А о первом выступлении волховского театра на сцене прославленной «Комиссаржевки» рассказывал мне муж. Как зрители, купившие билеты на спектакль и узнавшие, что спектакль играет «какой-то самодеятельный периферийный театр», устроили скандал и потребовали у администрации вернуть им деньги за билеты. Напрасно администратор успокаивал их, объясняя, что это прекрасный спектакль замечательного театра и что зрители будут довольны. Народ не успокаивался! И тогда мудрый администратор сделал зрителям такое предложение: «Если вам спектакль не понравится, обещаю возвратить деньги каждому в двойном размере, жду вас у кассы!» …После спектакля многие зрители подошли к кассе… Но не за тем, чтобы получить деньги, а с благодарностью и восторгом от игры артистов из Волхова! И в дальнейшем все спектакли этого народного театра игрались на сцене театра им. В.Ф. Комиссаржевской при неизменных аншлагах! И зритель ждал своих любимых артистов!

Кроме своей основной работы главного режиссёра театра и молодёжной театральной студии Дворца культуры ВАЗа Ю.М. Берсенев в те годы много работал на общественных началах для ВАЗа, города и в целом Ленинградской области как талантливый литератор, поэт и режиссёр-постановщик.

Им созданы и поставлены десятки литературных композиций по произведениям русской и советской классики, зарубежных авторов. Кроме постоянных выступлений театра в цехах Волховского алюминиевого завода, гастролей театра в районе и области, Ю. Берсенев работает на общественных началах с заводской самодеятельностью, агитбригадами, КВН, с городской командой КВН – участницей областного телеконкурса «Земляки» (тогда, в 1972году, волховская команда стала победителем и вернулась в Волхов с триумфом и была встречена горожанами, как, наверное, встречает Бразилия своих футболистов-победителей!); все подопечные Берсенева в конкурсах занимают первые места.

Ю.М. Берсенев – единственный в стране режиссёр театра – ударник коммунистического труда («… за многолетнюю и плодотворную работу решением заводского комитета и руководства Волховского алюминиевого завода… присвоить звание «Ударник коммунистического труда», 1973г.). Ю.М. Берсенев – сценарист и режиссёр-постановщик концертов коллективов народного творчества г. Волхова, выезжающих на гастроли в Ленинград, Москву, за рубеж (Швеция, Финляндия и др.). Ю. Берсенев – автор сценариев и режиссёр-постановщик отчётных концертов коллективов народного творчества Ленинградской области; сценарист и постановщик десятков юбилейных концертов. Ю. Берсенев – главный режиссёр правительственного отчётного концерта художественной самодеятельности Ленинградской области на сцене театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне – Мариинский театр), 1966г. Ю. Берсенев – автор стихотворных сценариев и режиссёр-постановщик праздников во многих районах Ленинградской области. Автор песенных текстов. На его стихи были написаны гимны городов-побратимов Волхова и финского Ярвенпяя, Ленинградской области. Ю. Берсенев – член общества «Знание»; выступает с лекциями, беседами в школах и ПТУ и публикациями в прессе по проблемам искусства…

Такой объём и напряжённый ритм работы, многолетняя бытовая неустроенность не могли не отразиться на здоровье. Врачи предупредили его, что вопрос стоит о жизни или смерти. А у Юрия Михайловича старенькая мама, у которой, кроме сына, никого на свете нет… И Юрий Михайлович принимает трудное решение: оставить любимую работу в народном театре драмы «Волхов». Это было в 1980 году. Его пригласили в Ленинграде в областной научно-методический центр народного творчества на должность заведующего режиссёрским сектором. Теперь в его ведении были все любительские театральные коллективы Ленинградской области. И здесь он трудится так же самоотверженно.

Вот что было сказано о нём на вечере памяти …

Лидия Ивановна Гришина, начальник Управления культуры Леноблисполкома: «Юрий Михайлович был замечательным специалистом с прекрасной театральной школой, вдумчивым педагогом и талантливым литератором. Его вклад в развитие художественного народного творчества Ленинградской области трудно переоценить. И в том, что в своё время область была лучшей в Советском Союзе по уровню художественного народного творчества, большая и неоспоримая заслуга Юрия Михайловича Берсенева. Любое порученное ему дело он выполнял талантливо и в срок. Берсенев – это всегда был знак качества. Он работал с людьми и для людей, щедро отдавая им свой труд, свои знания, своё уважение и любовь. Серьёзный, порядочный, скромный, бескорыстный, творческий и очень, очень талантливый человек. Его уход – большая и горькая потеря. Светлая ему память» (г. Волхов. 2005г.).

Людмила Парфёновна Шахнова, директор областного научно-методического центра народного творчества, в котором Ю. Берсенев работал заведующим театральным сектором (1980-1985г.г.): «За все долгие годы моей трудовой деятельности я не встречала другого человека такой ответственности и работоспособности, как у Юрия Михайловича Берсенева…».

Тамара Владимировна Петкевич – известный театровед, зав. репертуарным отделом Ленинградского Дома художественной самодеятельности, преподаватель Ленинградского института искусств: «Он (Ю. Берсенев) был подвижником и рыцарем театра…».

Но вернёмся в восьмидесятые годы… Юрий Берсенев, бесконечно тосковавший по «запаху кулис», принял предложение своих бывших волховских актёров Л. Морозовой и Е. Ступникова, работавших в клубе завода им. М.И. Калинина на Васильевском острове в г. Ленинграде (худрука и директора клуба соответственно) создать в их клубе театральный коллектив. Юрий Михайлович «с нуля» начал там работу и уже через год его театр-студия «Авансцена» становится лауреатом республиканского смотра художественной самодеятельности. (Именно в годы работы Юрия Михайловича в клубе завода мы с ним встретились в 1986 году после 25-летней разлуки и поженились). В 1992 году из-за финансовых трудностей в стране, осуществлявшей горбачёвские «реформы», клуб лишился финансирования, коллективы народного творчества были аннулированы. Юрий Михайлович досрочно отправлен на пенсию… Так завершил свой трудовой путь режиссёр Юрий Михайлович Берсенев, заслуженный работник культуры РСФСР, многократный лауреат всесоюзных фестивалей и конкурсов театрального искусства, обладатель золотых медалей Министерства культуры СССР и РСФСР, в 2004 году удостоенный правительственной награды «За большой вклад в развитие культуры».

Но с 1992-го его ожидали ещё годы труда на поприще литературы. Он оставил нам в девяти своих книгах неподражаемые стихи. Имя поэта Юрия Берсенева известно в стране и далеко за её пределами. Он, по мнению сотрудников отдела новейшей литературы Института русской литературы РАН («Пушкинский Дом»), — ЕДИНСТВЕННЫЙ поэт России, написавший «изо дня в день» жизнь страны и её граждан в «лихие», «перестроечные» 90-е годы ХХ века…

Добавлю от себя — и один из тех советских деятелей культуры, кто отказался служить «золотому тельцу». И на предложение своих (ныне «звёздных») соучеников-«щукинцев» выехать за рубеж, где «режиссёра от Бога» Юрия Берсенева «оторвут с руками», он ответил своим стихотворением «Прощание с циклом «Россия»:

Прощайте, горестные строфы…

Мои обжитые листы…

Вы оглушительно суровы,

Но ослепительно чисты.

Не ради денег или славы

Я в сердце трепетно несу

Россию — бывшую Державу,

С огромным бланжем на глазу…

Мою Россию рвут на части…

Она не мать, она – сырьё.

Повсюду троечник у власти,

Бездарность, серость и ворьё!

Россия… Новая… Иная…

Как полигон валютных дам…

Но я тебя, моя родная,

В гарем заморский не отдам!

И не сбегу в годину лиха

В благоуханные края…

Я здесь, с тобой, моя бомжиха,

Больная Родина моя…

(22 июня 1995 года).

Надеюсь, у меня будет возможность продолжить на страницах «Огней» свой рассказ, теперь уже о «поэте с беспокойной совестью», «поэте велением судьбы» Юрии Берсеневе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

42