Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

03.10.2019 11:21 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 04.10.2019 г.

Дорога Победы сегодня

Автор: Алексей Ивушкин

Велопутешествие Алексея Ивушкина по участку легендарной дороги — от станции Поляны до платформы Петрокрепость

Многие, наверное, слышали о так называемой Дороге Победы, которая в годы войны проходила через Волховстрой до блокадного Ленинграда. Правда, те волховстроевские железнодорожники, кому довелось водить по ней составы в военное время, называли дорогу иначе – Коридором смерти…

Вот что пишет хранитель музея локомотивного депо Волховстрой Л.П. Королева в своей брошюре «Первый поезд с Большой Земли»: «Железные дороги во время войны играли колоссальную роль. Главной кровеносной артерией для Ленинграда в годы блокады был железнодорожный узел Волховстрой, через который шла эвакуация блокадников и раненых в тыл страны, оборонные и продовольственные грузы, войсковые соединения. В ноябре 1941 года стала работать легендарная Дорога жизни, но она не могла в полной мере обеспечить все перевозки для блокадного города.

18 января 1943 года блокада Ленинграда наконец-то была прорвана войсками Ленинградского и Волховского фронтов. По решению Государственного Комитета Обороны был построен участок новой железной дороги на отвоёванной у врага территории вдоль южного побережья Ладожского озера (это впервые за историю войн!) Проходила она от разъезда Поляны до станции Шлиссельбург и имела протяженность 32 километра. Дорога была построена вопреки всему в кратчайший срок — за 14 дней. Она проходила в 3-5 км от линии фронта. Её строительство стоило тысячи человеческих жизней…».

В этом году я решил проехать на велосипеде по участку легендарной этой дороги — от станции Поляны до платформы Петрокрепость. Путь мой начался с железнодорожного вокзала Волховстрой-1, где на перроне установлен тот самый легендарный паровоз ЭУ-708-64, доставивший первый поезд после прорыва блокады в Ленинград. На нем установлена мемориальная табличка со следующим текстом: «5 февраля 1943 года на паровозе ЭУ-708-64 бригада в составе машиниста Пироженко И.П., помощника машиниста Дятлева В.С., кочегара Антонова И.А. провела и доставила из Волховстроя первый поезд с продовольствием в блокадный Ленинград».

До станции Поляны я добрался на электричке, а далее с велосипедом в руках мне пришлось пройти вдоль железнодорожных путей метров 800 до того места, где, собственно, и был тот самый разъезд. Именно здесь стоит памятник, который до этого я неоднократно видел из окна электрички, проезжая между станциями Поляны и Назия. Памятник этот чем-то похож на тот, что и на станции Войбокало, установленный там в честь Дороги жизни. На нем тоже, помимо схемы новой линии, есть надпись: «Дорога жизни, 30/31. Постройкой новой железнодорожной линии и моста через Неву восстановлена прямая железнодорожная связь Ленинграда со страной».

Сегодня никакой железнодорожной ветки военных лет здесь не сохранилось, но в лесу от нее до сих пор видна просека протяженностью чуть более четырёх километров. Именно по ней я и начал свой путь. Этот отрезок из всего намеченного мной маршрута оказался самым сложным, так как просека местами начала зарастать, а кое-где на ней оказывались огромные лужи и грязь, в которой, кстати, я несколько раз замечал лосиные и даже медвежьи следы. Но больше всего мне мешали даже не орды комаров и не эти лужи, а множество поваленных деревьев, через которые с велосипедом оказалось довольно трудно пробираться.

Наконец я выехал на асфальт, и следующей точкой моего маршрута было поселок Приладожский. Однако путь до него оказался не таким уж простым, так как в одном месте мне даже пришлось перебираться вброд через ручей, вода в котором была довольно прохладной, а на дне лежали крупные и скользкие камни.

В самом Приладожском, в том месте, где проходила военная железнодорожная ветка, установлен интересный памятник на месте братской могилы железнодорожников, погибших при артобстреле и бомбежках противника во время строительства железнодорожной линии, связавшей Ленинград со страной. На памятнике есть надпись: «Ваш подвиг бессмертен в памяти нашей. Вы, жертвуя жизнью, дорогу открыли в город блокадный». А ниже, выполненный из металла, схематически обозначен участок железнодорожного пути Поляны — Междуречье — Липки — Шлиссельбург. При этом Мга стоит особняком, а сам поселок Приладожский пририсован кем-то позднее между станциями Липки и Междуречье.

Рядом стоит и стенд, на котором написано: «Здесь захоронены работники военно-восстановительных поездов, погибшие при строительстве и восстановлении фронтового железнодорожного участка Шлиссельбург — Междуречье — Поляны, по которому открыто движение поездов в осажденный Ленинград в 1943 году».

Далее, проехав совсем немного, я выехал к Мурманской трассе приблизительно на 61-м километре, где почти возле самой дороги, огороженный неказистым забором из синего профлиста, находится памятник в виде стелы, перед которой символически уложен участок железнодорожного пути (место памятника выбрано неточно, так как пересечение Дороги Победы с нынешним Мурманским шоссе находится в 3,5 км западнее.)

На самой стеле тоже имеются надписи. С одной стороны написано: «1943-1944. Здесь после прорыва блокады под огнем врага были построены переправа и ЖД линия, связавшая осажденный Ленинград со страной. Первый поезд прошел на Ленинград 7 февраля 1943 года». А с другой: «Эту ЖД линию строили 9-я и 11-я ЖД бригады и спецформирования и КПС. Работали на ней железнодорожники Октябрьской магистрали с 7 февраля 1943 г. по 13 мая 1944 г. В Ленинград было доставлено 4,5 миллиона тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов».

Следующий похожий памятник находится уже в самом Шлиссельбурге, неподалеку от берега Невы, в том месте, где начиналась переправа. Стела выглядит практически точно так же, как и предыдущие. Даже надписи на них совпадают. Однако отрезка железнодорожного пути возле этого памятника уже нет. Зато здесь схематически обозначена линия фронта и тот самый путь Коридора смерти между станцией Поляны и платформой Петрокрепость.

Далее, полюбовавшись самим Шлиссельбургом, мне необходимо было попасть на противоположный берег Невы, где, собственно, и заканчивалась переправа. А для этого нужно было сделать довольно внушительный крюк, проехав по современному автомобильному мосту. Когда доехал до посёлка имени Морозова, длина моего пути составлял уже более 65 км. Здесь, на самом берегу, где открывается прекрасный вид на крепость Орешек, на близком друг от друга расстоянии возвышаются сразу две стелы. Одна — практически точная копия предыдущих двух с теми же надписями. А вот вторая отличается и по высоте, и по конструкции. Этот довольно высокий памятник, открытый еще в 1970 году, посвященный строителям переправы через Неву, о чем свидетельствует имеющийся на ней текст: «Монумент воздвигнут бывшим воинам 3-й понтонно-мостовой бригады РГК — в честь ратных подвигов однополчан». «Воинам-понтонерам, наводившим здесь мосты через Неву из осажденного Ленинграда на «Большую землю» в 1943 году». Также на ней с обеих сторон изображены якоря, еще один якорь установлен на площадке возле основания.

…Теперь мне оставалось только добраться до станции Петрокрепость, где в годы войны эта железнодорожная ветка соединялась с действующей, пролегавшей до самого Финляндского вокзала. Станция эта находится всё в том же поселке имени Морозова. И здесь в честь железнодорожников, трудившихся в годы войны на трудовом посту, установлена внушительных размеров стела с надписью: «Героям железнодорожникам за доблестный труд и подвиг на Дороге жизни в суровые годы обороны Ленинграда». На обратной стороне можно увидеть барельеф с изображением солдат и надпись: «1941 – 1944». Рядом стоит паровоз ЭМ-721-83, который в 1943 году доставил первый после прорыва блокады Ленинграда поезд на «Большую землю», о чем свидетельствует соответствующий текст на самом паровозе. А на мемориальной табличке возле него выбиты следующие слова: «7 февраля 1943 года паровоз ЭМ-721-83 доставил первый после прорыва блокады поезд из Ленинграда на «Большую землю» под управлением бригад депо Ленинград-Сортировочный — Московский в составе машинистов П.А. Федорова, И.А. Волкова, А.А. Петрова, помощников машиниста Н.С. Серякова, А.А. Дубровского, А.Ф. Путренко, кочегаров А.И. Цыганкова, С.И. Константинова, П.А. Ошева. Честь и слава железнодорожникам — героям Великой Отечественной войны!»

Здесь же находится и музей «Дорога Победы», открытый в 1995 году, однако в данный момент он не работает.

На этом мое велопутешествие не закончилось: мне еще предстояло добраться до железнодорожной станции «45-й километр», откуда я уже хотел доехать до Волхова на электричке. Путь мой пролегал через диораму «Прорыв блокады Ленинграда», «Невский пятачок» и многие, многие другие памятники, которых за этот день на протяжении всего 100-километрового веломаршрута встретилось необычайно много. Памятники и достопримечательности я не только сфотографировал, но и заснял на видео, после чего сделал подробный видеорепортаж, опубликованный на моем канале.

А совсем недавно мне удалось посетить места, где начиналась Дорога жизни. Это деревни Заборье и Подборовье, находящиеся в Бокситогорском районе. Здесь установлена стела со схематичным изображением дороги, и «полуторка», похожая на те, что установлены в Кобоне и на Румболовской горе во Всеволожске. Но это уже другая история…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

14