Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

17.01.2019 14:04 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 18.01.2019 г.

Тайна стертой надписи

Автор: Л. Крючкова
старший научный сотрудник Новоладожского историко-краеведческого музея

Мысль о создании мемориала, посвященного морякам Краснознаменной Ладожской флотилии и речникам Северо-Западного речного пароходства, возникла спустя примерно двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны, а оформилась в дни празднования 30-летия Победы, когда ветераны-флотильцы из Москвы, Ленинграда, Риги и других городов собрались в Новой Ладоге, которую называли своей столицей.

Газета «Ленинградская правда» 27 июля 1985 года опубликовала небольшой очерк под названием «Героям Ладоги». Вот строки из него: «На каменном подиуме, украсившем набережную реки Волхов, словно на гребне волны, застыли в вечном покое два небольших судна, на долю которых в годы блокады Ленинграда выпал нелегкий труд. Буксир «Харьков» доставлял в осажденный врагом город грузы, вывозил ленинградцев на Большую землю, а тральщик «ТЩ-100» был боевым кораблем». Ушедший по ватерлинию в грунт тральщик, входивший в состав Краснознаменной Ладожской флотилии, стоит носом на Ладожское озеро, как будто собирается выходить на Дорогу жизни, по которой сопровождал суда с грузом для осажденного Ленинграда. Идет корабль в бетонной волне, и кажется, вот-вот заклубится дым из его трубы, а следом, за кормой тральщика, пароход «Харьков», символизирующий флот Северо-Западного речного пароходства и принявший на себя в годы блокады перевозки грузов и людей.

Мысль о создании мемориала, посвященного морякам Краснознаменной Ладожской флотилии и речникам Северо-Западного речного пароходства, возникла спустя примерно двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны, а оформилась в дни празднования 30-летия Победы, когда ветераны-флотильцы из Москвы, Ленинграда, Риги и других городов собрались в Новой Ладоге, которую называли своей столицей. У истоков идеи стояли вице-адмирал Виктор Сергеевич Чероков, командующий флотилией, начштаба флотилии контр-адмирал С.В. Кудрявцев, председатель Совета ветеранов флотилии З.Г. Русаков и другие ветераны флотилии. Окончательно идею сформулировали уже в 1982 году, когда появилась возможность установить на вечную стоянку и буксирный пароход «Харьков». В июле было направлено письмо члену Политбюро ЦК КПСС, первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Г.В. Романову. Добро на создание памятника было получено. Разработкой проекта занялся проектный институт «Ленгипроречтранс» Министерства речного флота, параллельно шли работы по восстановительному ремонту судов.

В работе над созданием мемориала были задействованы многие предприятия города. Восстановление «ТЩ-100» производилось колхозом им. М.И. Калинина (председатель правления – А.Н. Суханов, ветеран КЛФ) в апреле-ноябре 1983 года; работы по восстановлению «Харькова» провел коллектив ремонтно-механических мастерских Невско-Ладожского технического участка Волго-Балтийского пути с июля по ноябрь 1983 года. Рабочие вернули судам облик военной поры.

В 1984 году суда были подняты и установлены на берегу, начаты работы по созданию площадки вокруг кораблей. Весной 1985 года оставалось уложить тротуарную плитку и произвести установку стелы, которая должна была связать суда в единый мемориальный комплекс.

Но стела требовала надписи. В сентябре 1984 года председатель Новоладожского горисполкома А.И. Воронин обратился с просьбой о разработке текста надписи к поэту-фронтовику Михаилу Александровичу Дудину. Тот предложил такой вариант: «Краснофлотцам и командирам, матросам и капитанам, морякам Ладоги, спасавшим Ленинград и ленинградцев в тяжкие дни и ночи блокады 1941-1944 гг. Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам. Высокая слава героев, в достойных потомках живи».

Поступали и другие предложения, в том числе от ветеранов. Вариант ветерана флотилии Б.П. Куратова:

«Потомок, знай – в суровые года

Верны присяге, долгу и Отчизне –

Отсюда мы вели Дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда!».

Предложение С. Горюнова:

«Давно закончен бой.

Они, остыв от боя,

Стали славой городской,

Стоят, ветрам открыты.

Здесь и поникшая лоза

Над плёсом синим,

И материнская слеза

Над павшим сыном».

Вариант Александра Шевчука, поэта флотилии:

Как реки Приладожья с Ладогой,

Как пальцы с одной руки,

Что подносила в блокадные дни

Великому городу хлеб и свинец,

Моряки-краснофлотцы,

Капитаны и шкиперы

Спаяны кровью навечно.

Ладожцы-братья,

Подвигов ваших и жертв

На геройской Дороге жизни

Родина и Ленинград

Никогда не забудут!»

В Новоладожском историко-краеведческом музее бережно хранятся папки с документами и перепиской по созданию мемориала, где можно увидеть варианты предложенных надписей.

В одном из своих писем А.И. Воронину и авторам мемориала В.С. Чероков говорит о том, что лично ему и ветеранам московской группы флотилии больше всего понравился вариант Михаила Дудина, но попросил после слова «матросы» добавить «шкиперам».

24 января 1985 года в Новоладожском горисполкоме прошло совещание по утверждению проекта стелы и торжественной надписи на ней. На совещании присутствовали представители Совета ветеранов флотилии, руководители городских предприятий, задействованных в создании мемориала, авторы проекта. Практически единогласно, при одном воздержавшемся, был принят вариант поэта М.А. Дудина.

На этом же заседании обсуждалась надпись на центральном выступе с водной стороны стелы, в окончательном варианте она прозвучала так: «11 сентября 1941 года отсюда начала действовать Ладожская коммуникация, связавшая блокадный Ленинград со страной и названная Дорогой жизни. Успешное действие водной трассы Дороги жизни обеспечивали корабли Ладожской военной флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства». На остальных уступах стелы планировалось разместить названия судов, обеспечивавших оборону Дороги жизни и занимавшихся перевозкой грузов, однако на это не хватило финансовых средств.

Изготовление стелы взял на себя коллектив Новоладожского судоремонтного завода. Без преувеличения можно сказать, над созданием мемориала трудился весь город. Специалисты Новоладожских электрических сетей осуществляли работы по освещению мемориала, работники комбината коммунальных предприятий готовили площадку. Девятого мая 1985 года, в день 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, мемориал морякам Краснознаменной Ладожской флотилии и речникам Северо-Западного речного пароходства в присутствии ветеранов флотилии был торжественно открыт.

К сожалению, годы и люди чуть не превратили боевые корабли в отхожее место, выхолостили торжественную надпись на стеле, с годами делая ее все короче и короче, пока не осталось только: «Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам». В августе 2018 г. состоялось открытие мемориала после долгожданной реставрации. Казалось бы, вот она — возможность восстановить ставший уже историческим текст, но нет, так и осталась надпись обезглавленной и сокращенной. Потомки, достойны ли мы славы героев?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

30