Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

24.05.2018 13:18 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 25.05.2018 г.

"Солунские братья"

Автор: Подготовила О. Панова

24 мая в России отмечается день славянской письменности и культуры. Это один из немногих случаев, когда светский праздник совпадает с религиозным календарем, отмечающим день памяти святых Кирилла и Мефодия, создателей славянского алфавита, или кириллицы.

Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ; 827-869) — святой, равноапостольный, византийский миссионер. Проявив еще в детстве выдающиеся способности, обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам. По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак, поступил на службу хранителем библиотеки; при соборе Святой Софии в Константинополе реально это равнялось современному званию академика. Но, пренебрёгши выгодами своего положения, вскоре удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Магнаврском университете, где недавно учился сам. В 852 году (по другим данным, в 855-м) был отправлен в Багдад ко двору аббасидского халифа Аль-Мутаваккиля для диспута с мусульманскими богословами, оказавшими ему уважение и отдавшими должное его учености и знанию Корана.

В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками пришёл в монастырь, где служил настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

В 860 году Константин направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. Во время пребывания в Корсуни Константин, готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо, а наряду с ними какое-то "русьское" письмо и язык (полагают, что в житии описка и вместо "русьские" письмена следует читать "сурьские", то есть сирийские-арамейские; во всяком случае, это не древнерусский язык.

В 862 году в Константинополь явились послы от великоморавского князя Ростислава с просьбой прислать учителей, которые "могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке". Император и патриарх, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам.

В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками в Рим к папе Римскому. Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. После того, как Константин передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан.

В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл. Перед смертью он сказал Мефодию: "Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь". А ноша действительно оказалась весьма нелегкой: братья Кирилл и Мефодий внесли первый и самый важный вклад в развитие письма у славян: создали две первые азбуки, переделав их с греческой и адаптировав под звуковую систему славян, и перевели на родной язык Евангелие.

С Х века в Болгарии День памяти святых перерос в день созданной ими азбуки, в праздник славянской письменности и культуры, и выражал он стремление духа к независимости, расцвет культурности и просвещения болгар.

В Советском Союзе эту дату как день славянской письменности и культуры возродили в 1963 году. Конечно же, главным местом действия в этот день становятся библиотеки, школы, учреждения культуры. И наряду с азбукой обязательно демонстрируют портреты братьев-монахов. Их зачастую изображают с книгами в руках, идущими по дороге. И факел освещает им дорогу так же, как их азбука освещает нашу жизнь. По представлениям народа, Кирилл и Мефодий — "вечный корень, который чист и народен".

День славянской письменности и культуры отмечается во всей Ленинградской области. О том, как он прошел в Волховском районе, мы расскажем в следующем номере "Волховских огней".

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4