Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 16.02.2018 г.

...И стала деревня микрорайоном

Автор: Н. Власова
старший научный сотрудник музея истории г. Волхова

Из истории деревень, вошедших в состав Волхова

На краеведческий конкурс памяти Ю.А. Сякова

Материал дополнен

Д.Плеханово, Храм Илии Пророка, 2003 год

Д.Плеханово, Храм Илии Пророка, 2009 год

Как известно, 27 декабря 1933 года Постановлением ВЦИК был образован г. Волховстрой. В него вошли рабочий поселок железнодорожной станции Званка, посёлок энергетиков и алюминщиков, село Октябрьское и деревни: Новые и Старые Дубовики, Борисова Горка, Ильинское. За прошедшие восемь с лишним десятилетий город Волхов постоянно расширял свои границы. 19 марта 1994 года в его состав вошли деревни Заполёк, Симанково, Кикино, Труфаново, Лисички, Стуглево; 10 декабря 1996 года — Пороги, Виковщина, Валим. Естественно, что любая из названных деревень гораздо старше самого города, каждая имеет свою историю, подчас очень интересную. О некоторых фактах из истории деревень, вошедших в состав нашего районного центра, мы и поговорим.

В 1769 году деревни Кикино, Пороги, Званка, Дубовики и прочие были пожалованы Екатериной II камергеру В.Г. Шкурину: "Дер. Дубовики Василия Григорьевича Шкурина, Никифора да сестер его девиц Авдотьи и Настасьи Борисовых детей Чертовых прежде бывшего Николаевского Гостинопольского монастыря, а ныне экономического ведомства крестьян".

После смерти камергера д. Пороги и ряд других "со всем в них строением, с мельницами, прудами и рыбными ловлями, с рогатою и мелкою скотиной, с лошадьми и хлебом господским и крестьянским стоячим, молоченым и в земле посеянным, со всеми принадлежащими к деревням пустошами, починками и всякого звания угодьями, что иные есть на лицо", перешли во владение к его детям: Алексею, Сергею и двум дочерям. После смерти петербургского обер-полицмейстера генерал-лейтенанта Александра Сергеевича Шкурина, внука В.Г. Шкурина, в наследство его дочери Екатерине достались деревни Званка, Дубовики и Вельцы, с числом жителей: в Званке — 71, в Дубовиках — 15, в Вельцах — 390 человек.

Из деревень, вошедших в состав Волхова, роду Шкуриных принадлежали Пороги, Шкурина Горка, Петропавловское, Званка, Стуглево, Борисова Горка, Валим, Заполёк. До 1867 года их крестьяне были приписаны к Гостинопольскому Никольскому храму, а с 1867 года стали прихожанами церкви Михаила Архангела.

Деревня Дубовики

Деревня Дубовики была местом последней остановки перед опасным рубежом — Волховскими порогами, местом перегрузки товаров и ремонта судов. Основание Дубовиков датировано IX веком, когда во многом жизнь на берегах Волхова определялась деятельностью водного пути из стран Балтики на исламский восток — это известный торговый путь "из варяг в греки" и "из варяг в арабы". Здесь имелась удобная пристань. Здесь перегружали товар, ремонтировали суда. Это было большое зажиточное селение с несколькими улицами, тянущимися от реки вглубь суши. В деревне стояли частные лавки, закусочные, харчевни и постоялые дворы. Таким образом, Дубовики были и центром торговли приезжих купцов с местным населением. Жители деревни были лоцманами, гонщиками судов, а зловещие пороги служили им надежным источником дохода. Смотритель Волховских порогов вел специальный учет лоцманов и количества судов, проведенных через пороги. "Федул Федотов из д. Дубовики за лето 1784 г. провел через пороги 10 барок и 3 лодки, Еремей Семенов из д. Вельцы за это же лето провел 15 барок и 14 лодок", — рассказывает нам один из документов. Но бывали случаи, когда даже опытнейшие лоцманы застревали на порогах и строго за это наказывались. Вот как писал смотритель порогов Арцыбашев в рапорте в контору Боровицких порогов от 3 июля 1784 года: "…всякого звания суда с 26 минувшего июня по сие число июля месяца пропущены через Волховские пороги все благополучно, кроме одной барки тверского купца Филиппа Соболева с разным хлебом, которую июля 27 числа вотчины господ Шкуриных д. Порогу лоцман Василий Логинов сбившись с ходу поставил на мель… Хлеб перегружен в другую барку без оплаты за работу денег, лоцман же за сие наказан палками".

По переписи 1897 года, в Дубовиках проживало 74 мужчины и 87 женщин, в деревне было 37 построек, 2 деревянные часовни, пароходная пристань, хлебозапасный магазин, мелочная лавка, постоялый двор и харчевня. По данным 1899 года, в Дубовиках стояли две часовни. На одной, той, что ближе к мосту, в 1905 году установлен большой, выше двух метров, деревянный крест с надписью на старославянском (ходили слухи, что крест был привезен из Порт-Артура). И крест, и обе часовни сгорели в 1916 году. Дул сильнейший северный ветер, и пожар был настолько велик, что мужики села Петропавловского (в 3-х километрах) обливали крыши своих домов водой, боясь возгорания. Причиной пожара стала искра с проходившего по железнодорожному мосту паровоза.

В 1908 году в Дубовиках с числом жителей в 182 человека школы не было. 50 мальчиков и девочек ходили в Михайловское министерское училище за 1 километр от дома.

В 1918 году в деревне случился сильный пожар. Жители обратились с просьбой в комитет Новоладожского уезда отпустить им лес. Лес был в Гостинополье, на лесопильном заводе, который принадлежал немцу Страмоту. Была ли удовлетворена просьба погорельцев, неизвестно. Ниже Дубовиков имелись каменоломни и плитовые печи для получения извести. Сотни людей кормились от каменоломен, хотя труд этот был тяжелый и опасный.

В 1924 году, когда шло строительство Волховской ГЭС, деревня была полностью использована для жилья служащих.

Сейчас селения не существует. Большая его часть отошла под строительство железнодорожного моста в 1904 году, а еще позже — под строительство ГЭС. Деревня начала "медленно расползаться" вниз по течению реки. И та часть, что расположена ниже моста, стала называться Новые Дубовики, здесь были построены 38 домов взамен отчужденной для нужд строительства старой деревни Дубовики. Во время войны здесь появилось подсобное хозяйство 6-й ГЭС.

Село Архангельское

Каждому волховчанину известно, где находится "Октябка", но мало кто знает, что еще до 1500 года в селе Архангельском, что на левом берегу Волхова, была построена деревянная церковь Архангела Михаила. У храма своя история: первая деревянная церковь сгорела в конце XVII в. Возобновлена до 1718 г.; сгорела в 1812 г. В 1820 г. построена каменная церковь с приделом великомученицы Екатерины. Церковь перестроена в 1913 г. Закрыта в 1938 г. В 1994 г. возвращена верующим, восстановлена и ныне действует. Между 1618-1646 годами была построена деревянная церковь святой великомученицы Екатерины. Церковь сгорела в конце XVII или в начале XVIII в. В 1709 г. построена вновь деревянная церковь. После 1812 г. не упоминается. В селе Архангельском имелась и церковь Всех Святых. Время построения не установлено. Не действовала с 1934 г., закрыта и снесена в 1938 г.

В 1924 году село Михаила Архангела было переименовано, оно называлось Пролетарское. Здесь было выстроено 11 крестьянских домов взамен отчужденных у граждан села Пролетарского. Один из этих домов — знаменитый "дом Графтио" — существует и поныне, в нем располагается музей истории города Волхова.

Деревня Пороги

Название деревни Пороги связано с местоположением у порогов, которые были на реке Волхов до постройки Волховской ГЭС им. В.И. Ленина. Именно отсюда начинались опасные волховские пороги, которые лежали уступами в русле. Берега по обеим сторонам фарватера реки были усеяны множеством каменных глыб и плитных обломков. Местные жители Порогов издавна владели искусством проведения судов через пороги.

До 1582 года в Порогах была построена деревянная церковь святого преподобного Сергия Радонежского, разоренная в Смутное время. В 1898 году появилась деревянная церковь-школа. В 1936 году церковь именовалась Покрова Пресвятой Богородицы. Закрыта в 1936 году. Не сохранилась.

Ежегодно до 1918 года в деревне 14 октября начиналась торговая Покровская ярмарка, которая проходила 4 дня, в среднем ярмарку посещало до 850 человек.

В деревне имелось старообрядческое кладбище.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 10 декабря 1996 года Пороги вошли в черту города Волхова.

Село Петропавловское

На другом берегу реки параллельно Порогам располагалось село Петропавловское — по названию деревянной церкви святых апостолов Петра и Павла, построенной до 1582 года. Церковь и была центром села. В 1845 году храм закрыли "за ветхостью". Но при содействии местных помещиков Моллера и Чичерина в 1854(?) г. церковь была возобновлена и обращена в единоверческую. Здесь надо пояснить, что единоверцы занимали промежуточное положение между православием и старообрядчеством (раскольничеством). В 1884 году в приходе насчитывалось 512 старообрядцев. В д. Вельца из 120 жителей православных было только 12. Молельные дома старообрядцев находились в д. Пороги, Бор, Вындин Остров, Болотово, Борисова Горка; их кладбища — в д. Вельца и Наволок. Петропавловский храм имел 1 престол, ему принадлежал построенный в 1869 году дом, а также сторожка и торговые лавки. Рядом с церковью ежегодно проходил торжок — небольшая ярмарка, а основной доход церкви был в Петров день.

Земли под церковью и кладбищем имелось 470 саженей, а пахотной и сенокосной земли — 36 десятин. При храме работала церковно-приходская школа. Штат церкви состоял из псаломщика и священника, которым в конце XIX века был Василий Иванович Бузин, происходивший из вольноотпущенных крестьян помещицы Чичериной. Прах настоятеля храма отца Сергия Миловидова покоится на старом погосте. Он был настоятелем более 30 лет, до самой смерти. В 1930-х годах священником был отец Сергий Ларин, который после закрытия храма уехал в Ленинград, а старостой — Иван Иванович Живов. Петропавловская церковь была заколочена одной из первых, сразу после 1917 года. В годы войны жители растащили храм на дрова. Но Петров день здесь отмечали еще лет 20. Сегодня небольшое халтуринское кладбище напоминает, где прежде стояла церковь.

Любопытно, что по названию ближней деревни волховские пороги стали называть Петропавловскими. А самым большим порогом был камень напротив деревни Вельцы, и называли его Вельская голова.

Сегодня деревни Петропавловской нет, сона стала городским микрорайоном Халтурино, названным так в честь Степана Николаевича Халтурина — русского рабочего, революционера, осуществившего 5 февраля 1880 года террористический акт в Зимнем дворце. Он произвёл взрыв с целью покушения на Александра II, но император не пострадал, вместо него погибли 11 солдат — героев недавно закончившейся русско-турецкой войны, за своё отличие зачисленных на службу в императорский дворец, еще 56 человек было ранено. Но это, как говорится, заметки на полях — или информация к размышлению.

Продолжение

За крайними домами Халтурино в годы войны военный отряд ежедневно хоронил в братской могиле погибших и умерших от ран в госпитале. Залпы из винтовок завершали прощальную церемонию. С 17 ноября 1941 года по южной окраине деревни проходил передний край советской обороны. По мере готовности на эти позиции отправились батальоны, сформированные из 292-й дивизии. Младшими командирами этих батальонов стали моряки. В декабре 1941 года немцы приблизились к деревне. Здесь шёл яростный бой, на позициях не хватало бойцов. Но общими усилиями армии и жителей врага удалось удержать на подступах, и Волхов не был оккупирован фашистами. Эта победа стала одной из первых в военных событиях 1941 года, о ней даже сообщало Совинформбюро. Удержав Волхов, Красная армия развеяла миф о непобедимости немецких войск…

В 1960 году в Халтурино насчитывалось 65 дворов, в основном населяли его рабочие ВАЗа.

Деревня Званка

О деревне Званка известно, что ей повезло оказаться на пути строящейся железной дороги Санкт-Петербург — Вологда. В 1902 году здесь началось возведение моста через Волхов, в затем и строительство механических мастерских, сюда приехало более тысячи рабочих — профессионалов в железнодорожном и строительном деле. Они-то и стали первыми жителями станции Званка. В 1904 году в бывшей деревне была освящена церковь святого Николая Чудотворца подворья Успенского Староладожского женского монастыря, однако уже в 1926 г. храм закрыли, здание не сохранилось.

В Званке имелась пристань и своя типография. Интересно, что первые номера газеты "Киришский колхозник" печатались на станции Званка, потом их пароходом перевозили в Кириши.

Деревня Заполёк

Деревня Заполёк принадлежала петербургскому обер-полицмейстеру генерал-лейтенанту Александру Сергеевичу Шкурину. В деревне имелась часовня, приписанная к храму Илии Пророка, что в с. Ильинском. Известна деревня удивительной историей крестьянина Косьмы Иванова, которую мы расскажем чуть позже.

Деревня Симанково

Симанково названо по имени лоцмана Симана, умело водившего торговые суда через волховские пороги. В XIX веке здесь был открыт стекло-бутылочный завод.В годы войны в деревне на огневых позициях стоял 37-й ОЗАД — особый зенитно-артиллерийский дивизион. Когда бригадные районы были преобразованы в один дивизионный район ПВО, штаб его находился в Симанково. В 1957 году у деревни построен пруд, в который из Ленинграда было завезено 5000 мальков зеркального и серебристого карпа.

Деревня Лисички

Бывшая деревня Лисички вошла в черту города Волхова19 марта 1994 года, ныне это микрорайон Волхова. К сожалению, сведений о времени основания деревни нет, по некоторым данным, она существует с XVII века и изначально называлась Лисичье. В 1927 году эта деревня уже под названием Лисицы относилась к Княщинскому сельсовету, а с 1928 года передана в Плехановский сельсовет. В 1939 году деревня изменила название с "Лисицы" на "Лисички". Старожилы рассказывают, что в войну во время бомбёжки и обстрела люди бежали по Чёрной речке (возможно, это нынешний Березовый ручей?) в сторону Лисичек, но многие не успевали добежать до убежища, местонахождение которого сегодня не установлено.

В послевоенные годы здесь был совхоз. В октябре 1956 года совхозная контора перебралась в новое помещение, а старый дом перешёл в руки комсомольцев. Здесь организовали клуб. Совхоз приобрёл радиолу, вместе с помещением молодежь получила биллиард. В совхозе "Лисички" работала животноводческая ферма, где была введена электродойка коров. В каждой группе установлено по 2 электродоильных аппарата, на механическую дойку было переведено 50 коров. Кроме того, здесь были теплицы и большой огород, где выращивались овощи для совхоза "Волховский". Совхоз в свою очередь построил пять двухэтажных домов для своих работников.

Деревня Труфаново

В деревне Труфаново работала школа, имелся красный уголок, общими усилиями построили кинобудку для аппаратуры. 6 июня 1998 года здесь была освящена построенная ровно за год перед входом на городское кладбище часовня во имя святой блаженной Ксении Петербургской, великой молитвенницы за людей.

Село Плеханово

Село Плеханово (изначально — Ильи Пророка, или Ильинское) было названо по имеющейся здесь церкви Илии Пророка на старинном Ильинском погосте. Сейчас трудно сказать, каким по счёту является храм, возведённый на высоком крутом берегу Волхова месте и хорошо видимый издалека. Ещё в писцовых книгах за 1500 год упоминается "деревня у Ильи св. на погосте", примыкающем к Старой Ладоге с южной стороны. Деревянная церковь во имя Ильи Пророка впервые упоминается в 1691 году (по другим источникам — до 1500 года, а в 1691 году — перестроена).

В планах Генерального межевания 1778 года показано "село Ильинское, в нём церковь деревянная во имя Ильи Пророка". 4 июля 1848 года от удара молнии она сгорела, но спустя 2 года на соседнем участке был возведён по образцовому проекту К.А. Тона каменный храм по проекту архитектора Николая Александровича Сычёва (1816-1904 г.г.), тот самый, который стоит и сейчас (храм Илии Пророка построен архитектором Старовым в 1848 году. "Волховские огни" 04.12.1996 — "В Михайлов день"). Деньги на его строительство дал новоладожский 1-й гильдии купец Егор Иванович Ильинский. Также жертвователем церкви был и известный меценат, предводитель уездного дворянства и герой войны 1812 года, староладожский помещик А.Р. Томилов. Новую церковь во имя Ильи Пророка строил подрядчик Филипп Михайлович Зуев. 14 августа 1850 года храм был освящён для богослужений.

Среди достопримечательностей церкви была икона Казанской Божьей Матери. В июле 1812 года молодому крестьянину д. Заполек Косьме Иванову трижды являлся во сне некий инок, призывающий его прийти на установленное место. Отправившись по наставлению инока, Косьма обрёл образ Богородицы. По молитвам перед ней неоднократно происходили исцеления. Ежегодно 8 июля и 22 октября к иконе стекалось множество богомольцев из дальних мест. На колокольне храма было установлено 5 колоколов. На самом большом колоколе, весом 40 пудов 20 фунтов, имелось изображение Илии Пророка и Казанской Божьей Матери, а также надпись: "Лит сей колокол 1835 г., 18 сентября, тщанием и усердием церкви сея старостою Егором Ивановичем Ильинским с прочими благотворителями". В приход церкви Илии Пророка также входили деревни Извоз, Виковщина, Кикино.

В 1872 году при церкви было учреждено приходское попечительство, председателем которого долгие годы был сын Егора Ивановича Гавриил Егорович Ильинский, а с 1893 года церковным старостой стал внук — Иван Гаврилович Ильинский. Купцы Ильинские. "потомственные почетные граждане", долгое время оставались главными благотворителями этой церкви.

Храму принадлежало до 50 десятин земли и дом, где жили священники псаломщик. В 1852 году в этом доме была открыта церковно-приходская школа, где занималось 35-40 детей. До революции классы школы размещались в одном здании с чайной. За всю историю церкви Илии Пророка сменилось много священников: Иоанн Матфиев, Василий Ксеномонтанов, Павел Приморский, Алексей Иродинов, Алексей Андреевич Грузинский, Ф.Г. Тюменев и Ф.Ф. Осипов.

В 1860 году на средства того же Е.И. Ильинского рядом с каменным храмом, не имеющим печного отопления, была перестроена из молитвенного дома деревянная кладбищенская церковь во имя иконы Божьей Матери "Знамение". 9 декабря 1860 года она была освящена. Приход, возглавляемый перед революцией священником Леонидом Орнатским, насчитывал 280 дворов, церковной земли было 49 десятин.

После революции село Ильинское было переименовано в Плеханово. Точная дата этого события не известна, но скорее всего, это было связано со смертью в 1918 году Георгия Валентиновича Плеханова — российского историка, общественного деятеля и философа, теоретика и пропагандиста марксизма, видный деятеля российского и международного социалистического движения, входившего в число основателей РСДРП и газеты "Искра".

Остались от тех времен и воспоминания жителей о первых выборах в местный Совет.

Как на большой праздник шли приодетые для этого случая люди к зданию сельсовета, изумленно оглядывали красиво убранные кабины, читали яркие плакаты и лозунги. Новое год от года захватывало жителей села, но только праздники Ильи Пророка и Знамения зимой проходили по-прежнему буйно. А над всем этим привычно плыл перезвон церковных колоколов.

Но однажды люди не услышали колокольного звона. Церковь затаенно молчала, а священник Фёдор Фёдорович Остапов произносил необычные слова: "Граждане! Бога нет, религия — это дурман для народа. Я отрекаюсь от религии и предлагаю закрыть церковь". Истошно, в голос, завыли бабы, хмуро молчали мужики. Внутреннее убранство древнего храма было полностью уничтожено, верхняя часть колокольни отсутствовала. Не сохранилось ни одной часовни этого храма. Это был 1937 год. По некоторым источникам, церковь закрыта в 1939 году. С тех пор не слышно стало церковного звона. Сначала слова "Плехановский сельский клуб" пугали население, и впервые дни после закрытия храма никто не приходил в клуб. Знаменскую церковь закрыли в 1938 году, и до наших дней эта церковь не сохранилась.

У церкви Илии Пророка были 3 часовни. Одна находилась в деревне Виковщина. Вторая стояла между деревней Быльчино и усадьбой Стуглево, в 40 саженях от реки. Эта часовня была поставлена в память бывшей здесь церкви Ведения. Третья часовня стояла в деревне Заполёк. В ней находился большой деревянный 8-конечный крест, на котором была следующая надпись: "Поставлен сей святый животворящий Крест Господень на поклонение православным христианам 1687 года июня 3 дня"…

Во время войны в бывшем храме устроили продуктовый и пищевой склад. Сюда же поместили движок, который использовался для освещения общежития, столовой лётного состава, а также для нужд аэродрома. Шатровая часть колокольни была снята, т.к. мешала взлёту самолётов, а в оставшейся части устроили наблюдательный пункт.

После войны храм восстанавливать не стали. Клуб здесь долго не приживался, и помещение использовалось под склады различных организаций. В первые послевоенные годы много людей жили в мазанках. 21 мая 1958 года в клубе впервые открылся кинолекторий. Первая лекция была посвящена 40-летию ВЛКСМ "Боевые традиции комсомола".

Однако в 1960-х годах просторная сцена с занавесом, ровные ряды стульев, свежеокрашенные стены — все соответствовало названию и назначению сельского клуба. Вечерами в бывшей церкви раздавались звуки баяна, слышались смех и пение. Здесь выступали участники драмкружка, показывали фильмы, читали лекции.

Окончание. Опубликовано в №8

Все 120 мест кинозала ежедневно за  полняли жители Плеханово. Годовой план 1956 года по сбору средств от кино был выполнен к 1 октября! 118 жителей села читали книги в библиотеке пере движке при клубе, которая насчитыва ла до 2000 экземпляров. Сам священник сменил рясу на халат медика, работал фельдшером. В это время в доб рой половине дворов имелись коровы, почти в каждом хозяйстве куры, козы, свиньи, в деревне зарегистрирован 41 радиоприемник. Когда молодежь нача ла покидать деревню, ходить в клуб ста ло некому, и его закрыли. Со временем здание стало бесхозным и разруша лось.

23 июня 2000 года был совершён мо лебен по случаю начала восстановле ния храма Ильи Пророка, а 1 августа 2008 года освящен вновь отреставри рованный Ильинский храм. Сегодня храм действует, но три приписные ча совни: в Заполеке, Виковщине и Стуг лево утрачены. Ильинский храм па мятник архитектуры местного значе ния, охраняется государством.

В годы Великой Отечественной вой ны в деревне Плеханово располагался штаб 54 й армии и 159 го истребитель ного авиационного полка. На доме, где находился штаб армии, имелась памят ная доска. В деревне, в третьем доме налево при въезде, жил Борис Ивано вич Литвинов, командир 39 й истреби тельной авиадивизии. Его самолет МИГ  3 всегда стоял на летном поле. Сразу за деревней был устроен аэродром, накоторый дважды прилетал маршал Г.К.Жуков. Звание маршала он получил на волховской земле. На этом аэродроме приземлялись Д.Д. Шостакович, А.А. Ахматова, М.М. Зощенко.

22 декабря 1941 года на аэродром де ревни перебазировался 154 й Гвардей ский стребительный авиационный полк (29 ГВИАП). В сентябре 1979 года была открыта памятная стела, посвя щённая лётчикам этого полка, а памят ник лётчикам 29 ГВИАПа установлен в деревне в 1985 году, к 40 летию Побе ды. Идея создания памятника исходи ла от ветеранов полка. Бывший коман дир полка генерал лейтенант Матвеев Александр Андреевич и бывший началь ник штаба полка Минеев Николай Фё дорович от имени ветеранов обратились к первому секретарю ГК КПСС г. Волхо ва С.Д. Серову с просьбой об установ лении постоянного памятника вместо временного (из арматуры), который лишь определял место будущего памят ника. Матвеев и Минеев предложили эскиз будущего памятника в виде взле тающего самолёта. Самолёт, по их предложению, должен быть изготовлен из алюминия, но из за недостатка средств на эту модель памятника бюро ГК КПСС приняло решение об изготов лении монументального бетонного па мятника. Ответственность за изготов ление и установку была возложена на заведующего идеологическим отделом ГК КПСС Б.В. Кукшегорова. Он дал за дание директору ВАЗа П.В. Федорину силами рабочих заводчан изготовить самолёт, а каркас и опору для самолё та должен был изготовить коллектив завода КСК, которым руководил А.М.Бережной. Бетонная конструкция па мятника на нескольких машинах была доставлена к месту установки и смон тирована. На открытии памятника при сутствовали ветераны полка во главе сбывшим командиром А.А.Матвеевым, ру ководители Волхова, представители ГК КПСС, делегации от предприятий горо да, плехановские жители. Самолёт изго товлен в РМЦ ВАЗа бригадой Титова. На чальник РМЦ В.И. Абрамов. Эскиз сде лал И.М. Гундоров. Идея найденный в Вячково самолёт. 

Пожалуй, история села Ильинского бу дет неполной без рассказа об одном из его жителей.

Жил в селе купец Тимофей Михайло вич Вахромов, который умер в 1909 году. В тот же год в честь его памяти жена и дочь купца решили построить на соб ственные средства школу. В январе 1911года строительство школы было оконче но, и она стала называться "Ильинское училище им. Т.М. Вахромова". Обучались в школе дети крестьян из деревень Зван ка, Кикино, Извоз, Виковщина и других.

Первым учителем стал Яков Степанович Хозяинов. В 1914 1917 г.г. в школе на средства Вахромовых были организова  ны горячие завтраки. В школе работали учителя: Е.И. Журавлева, А.П. Петрова, М.И. Хорьков, Л.П. Розанова, П.В. Кузин, Т.К. Ерохно. В годы войны занятия в шко ле были прекращены, а здание приспо соблено для военных целей. Занятия тог да проводились в другом помещении. В 1946 году школу отремонтировали. Учи телями начали работать А.В. Фёдорова и Ю.В. Крейн. Из- за малого количества учащихся в 1951 году школа стала одно комплектной. В ознаменование пионер ской двухлетки осенью 1960 года учащи еся школы посадили вдоль берега реки Волхов 100 тополей.

Деревня Стуглево

Название деревни Стуглево происхо дит от названия ручья, который ранее протекал в этих местах Стуглевой. В XIX веке здесь было имение богатых дворян Томиловых. У Алексея Романовича Томи лова часто бывали в гостях художники Крамской, Айвазовский, Тропинин. Воз можно, меценатом был и Роман Никифо рович Томилин — инженер, сенатор, пото му что покровительство искусству в тог дашней России, которым прославился его сын Алексей Романович, инженер -майор, предводитель дворянства Ново ладожского уезда, не могло зародиться на пустом месте. Тем более что среди родственников Томиловых хотя и были ге нералы, князья и графы, но большинство из них осталось в отечественной истории по другим причинам.

В начале XIX века и вторично в его се редине семья Томиловых породнилась со Шварцами. Несмотря на явно немецкое происхождение фамилии, староладожс кие Шварцы давно не помнили своих ино земных предков. Оба породнившихся до вольно старинных русских дворянских рода дали немало представителей, тол ково послуживших России на протяжении 150 -200 лет.

После Томиловых имением в Стуглево владели купцы Веснины. С тех времён сохранились незначительные постройки:двухэтажный особняк, лесопосадки. Не далеко от имения была деревянная цер ковь Введения, построенная в 1756 году

с приделом святых Захарии и Елисаве

ты. Эту церковь часто посещали прихо

жане из Стуглева. Сегодня церкви нет, но

есть погост. Известно, что в 1759 году

церковь была перенесена в Веролу.

В 1920 х годах в бывшем имении рас

полагалась детская колония. С середи

ны 30 х годов здесь был заводской дом

отдыха, куда работники ВАЗа приезжали

на выходные дни. С 50 х годов пионер

ский лагерь имени Лёни Голикова (на

фото). В 1960 х годах здесь работал дет

ский сад № 5.

Борисова Горка

Борисова Горка исторический район

Волхова, названный по существовавшей

здесь деревне. Сама деревня иногда упо

минается как Горка, но в виду того, что

такой топоним очень частый, её стали на

зывать, видимо, в честь какого то зем

левладельца. Деревня принадлежала пе

тербургскому обер полицмейстеру гене

рал лейтенанту Александру Сергеевичу

Шкурину. В XIX веке в деревне находилась

часовня, имелось старообрядческое

кладбище. Остатки деревни существова

ли до относительно недавнего времени

на Железнодорожном переулке.

Шкурина Горка

Шкурина Горка это тоже черта города

Волхова. До середины XIX века эта де

ревня называлась просто Горка, потому

что на северной окраине деревни были

обнаружены две сопки эпохи раннего

средневековья. Первым владельцем де

ревни был камергер Василий Григорье

вич Шкурин. "Это был толковый малый, у

которого не было недостатка в уме", так

напишет о нем Екатерина II, хотя карье

ра Шкурина началась с должности истоп

ника при дворе Елизаветы Петровны. А

уже в 1751 году он становится камерди

нером Екатерины. Тогда еще молодая

княгиня Екатерина не очень доверяла

новому слуге, но Василий быстро дока

зал свою любовь и преданность императ

рице. В 1758 году, когда последовал арест

графа А. Бестужева Рюмина, Шкурин был

свидетелем сожжения Екатериной комп

рометирующих бумаг, а позже стал дове

ренным лицом будущей императрицы,

через которого она поддерживала связь

с противниками своего мужа, императо

ра Петра III. Наконец, Василий Шкурин

был в числе 40 главнейших участников

дворцового переворота в пользу Екате

рины. Когда Екатерине пришлось бежать

из Петергофа в Петербург, ее выручила

заготовленная Шкуриным карета, запря

женная четверкой лошадей. За кучера

сел Алексей Орлов, а на запятках поме

стился Василий Шкурин. За это и был

щедро награжден: пожалован в обер ка

мердинеры, произведен в бригадиры

(полковник), был гардероб мейстером

Екатерины II.

Впрочем, у русской императрицы был

еще один повод жаловать Шкурина сво

ими милостями. Сын Екатерины II и

Алексея Григорьевича Орлова Алексей

Григорьевич Бобринский родился 11 ап

реля 1762 года, за два с половиной ме

сяца до событий, положивших начало

царствованию его матери. Роды прохо

дили втайне. Чтобы Петр III о них не уз

нал, воспользовались его слабостью:

император любил смотреть пожары, и

"когда наступил момент появления на

свет ребенка", тот же Шкурин поджег на

окраине Петербурга свой собственный

дом, а когда Петр III вернулся с пожара,

Екатерина имела столько силы воли,

что встретила его сама… В младенче

стве Бобринский считался сыном Шку

рина и воспитывался с его сыновья

ми…". 17 августа 1762 года вышел Указ

Екатерины II о пожаловании В.Г. Шкури

ну и его жене "…в Ладожском уезде в

Порожской волости 614 душ … с земля

ми в вечное и потомственно наследное

владение". А за долгие годы службы ве

рой и правдой 31 декабря 1763 года В.Г.

Шкурину "высочайше пожалован дип

лом на дворянское достоинство Рос

сийской империи". Вплоть до 1861 года

Шкуриным и породнившимся с ним фон

Моллерам принадлежали деревни, ко

торые впоследствии вошли в черту г.

Волхова.

20 февраля 1782 года состоялись по

хороны Василия Григорьевича Шкури

на. Он погребён на Лазоревском клад

бище Александро Невской лавры.

30 мая 1808 года родился Павел Ан

тонович фон Моллер, будущий адми

рал. Он был женат на Е.А. Шкуриной,

владелице угодий в районе волховских

порогов. Павел Антонович дал средства

на восстановление Петропавловской

церкви. Выйдя в отставку, жил в своей

усадьбе Запорожье на правом берегу

Волхова, у начала волховских порогов.

Избирался гласным Новоладожского

земского собрания и мировым судьёй.

Вместе с Э. Нобелем учредил АО "Па

роходство по Волхову". 7 ноября 1853

года умер генерал лейтенант А.С. Шку

рин, внук камергера В.Г. Шкурина, и на

следник его поместий на р. Волхов.

В годы войны в Шкуриной Горке на ог

невых позициях стоял 37 й особый зе

нитно артиллерийский дивизион.

10 декабря 1996 года Постановлени

ем Правительства Ленинградской обла

сти деревня вошла в черту города Вол

хова.

К сожалению, в архивах нет материа

лов по истории деревень Кикино, Виков

щина, Валим и других, вошедших в чер

ту города Волхова.

Новости партнеров

Комментарии (1)

  • Древаль М. (id4219732), 13.09.2018 12:27 #

    небольшая поправка

    хотелось бы видеть в материалах про Плехановскую школу упоминание и о моей бабушке, Щёлоковой Марии Ивановне, которая работала  учительницей и заведующей школы 17 лет, до закрытия в 1972 году, вместе с А. Ф. Фёдоровой. тем более, что фраза про пионерские тополя — прямая цитата из их совместной статьи (Волховская правда 08.01 1961 №6)

    да и дом купца Вахромова заслуживает упоминания — много десятилетий наряду с церковью он был красивым ориентиром, заметным особенно с правого берега. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.