Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

25.01.2018 12:14 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 26.01.2018 г.

Образование - начало начал

Автор: Беседовала О.Панова

Ю.Н. Мельникова

О том, что изменилось в нашем Волховском районе за последние 5-10 лет в образовании сегодня мы беседуем c председателем комитета по образованию Юлией Николаевной МЕЛЬНИКОВОЙ.

Страна готовится к самым главным выборам: кандидаты завершают сбор подписей, разворачивают работу выборные штабы, всеми доступными, а порой и не совсем законными способами ведется агитация, избиратели пытаются разобраться в предвыборных программах претендентов. Согласитесь, самое время подвести итоги прежнего этапа нашей жизни. В советские годы принято было сравнивать всё и вся с эталонным 1913 годом. Мы так далеко замахиваться не будем — поговорим о том, что изменилось в нашем Волховском районе за последние 5-10 лет, каковы достижения по основным направлениям — в образовании, здравоохранении, культуре и спорте, социальной политике. На вопросы редакции ответят первые руководители ведомств. Сегодня мы беседуем c председателем комитета по образованию Юлией Николаевной МЕЛЬНИКОВОЙ.

- Какие события Вы считаете важнейшими, поворотными в отрасли?

- Пожалуй, точкой отсчета в образовательной сфере следует считать 2006 год, когда состоялось объединение образовательных учреждений города и района в единое образовательное пространство. Это позволило выработать новые подходы при сохранении преемственности психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, объединить интеллектуальный кадровый ресурс. В сельских поселениях к школам были присоединены дошкольные учреждения. Процесс оптимизации позволил решить целый комплекс проблем.

В 2013 году были приняты стратегические документы, включая Федеральный закон "Об образовании", госпрограмму "Развитие образования на 2013-2020 годы", Майские Указы Президента и дорожные карты по их реализации. Итогом реализации данных программных документов стало повышение качества образования.

Система образования Волховского района сегодня направлена на обеспечение доступного и качественного образования школьников, внедрение новых организационно-экономических механизмов, новых стандартов качества образования, независимой формы контроля образовательных результатов, привлечение общественности к управлению образованием, информатизацию учебного процесса, поддержку одарённых детей. Сейчас в районе работает 48 образовательных учреждений (22 школы, 20 детских садов и 6 учреждений допобразования), которые обеспечивают доступность качественного образования для 12 тысяч жителей в возрасте от рождения до 18 лет.

- Одной из серьезных проблем до недавнего времени был дефицит мест в детских садах.

- В связи с положительной демографией за 10 лет создано более 600 мест в дошкольных образовательных учреждениях — путем возврата помещений детских садов, открытия дополнительных групп, выкупа здания у инвестора. На сегодняшний день все дети в возрасте старше 3-х лет обеспечены местами в детских садах района.

- Расходы на образование — самая весомая статья расходов в районном бюджете. Свой вклад вносит областное правительство, действуют федеральные программы.

- За последние годы значительные финансовые средства выделялись на оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием, проведение капитальных и косметических ремонтов, создание условий для безопасного нахождения детей. Современные технические средства обучения позволяют внедрять самые передовые педагогические технологии и методы обучения. Сегодня около 700 учащихся ежедневно обеспечиваются подвозом к месту обучения школьными автобусами. Ежегодно парк школьных автобусов обновляется на 4-5 единиц за счет средств областного и местного бюджета. Отремонтировано и приобретено современное технологическое оборудование для пищеблоков в Пашской средней школе, Сясьстройской средней школе № 2 — этот список можно продолжить.

- А есть ли у школ партнеры и спонсоры?

- Да, мы с радостью констатируем, что в развитии образования заинтересовано всё общество. В школы возвращается социальное партнерство с промышленными предприятиями Волховского района. Ежегодно 5-10 % выпускников 11-х классов заключают договоры на целевую подготовку для получения высшего профессионального образования с градообразующими предприятиями.

Стартовавший в 2013 году проект "ФосАгро-класс" в Волховской средней школе № 1 расширил рамки сотрудничества, выпускники "ФосАгро-класса" могут продолжить свое образование в профильных вузах.

Результатом сотрудничества партии "Единая Россия" и участников проекта "Школьный спорт" стало серьезное обновление спортивных залов и приобретение спортивного инвентаря и оборудования в Алексинской, Бережковской, Пашской, Кисельнинской, Староладожской, Иссадской, Селивановской школах. С 2012 года на территории района в рамках областной программы "Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области" и социального проекта "Газпром — детям" были введены в эксплуатацию 9 спортивных универсальных пришкольных площадок в Волховских школах № 1, 5, 6, Новоладожских школах № 1 и 2, Детско-юношеской спортивной школе г.Сясьстроя.

- Как действует в районе программа реновации школ?

- В этом проекте, инициированном губернатором Ленинградской области, приняли участие 2 школы: Пашская (2016 год) и Сясьстройская средняя школа № 2 (2017 год). После ввода в эксплуатацию нового корпуса на 350 мест самая большая школа № 8 города Волхова (918 учащихся) имеет современный спортивный зал, пищеблок с обеденным залом, медицинский блок, кабинеты начальных классов и специализированные кабинеты химии, физики, биологии, информатики, оборудованные по последнему слову техники. Благодаря программе реновации (45 млн. рублей) сейчас преображается старый корпус "восьмушки" 1962 года постройки.

- Юлия Николаевна, вкладывая в образование серьезные силы и средства, общество вправе ожидать соответствующего результата. Насколько этот результат оправдывает ожидания?

- Стабильная положительная динамика качества образования в школах района подтверждается независимой оценкой, в том числе результатами Единого государственного экзамена, который уже 10 лет проходит в штатном режиме. С 2014 года выпускники 11 классов Волховского района по результатам сдачи обязательных предметов входят в первую половину рейтинга среди районов Ленинградской области.

Важной задачей в настоящий момент стало обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Более 50 % выпускников 9-х классов продолжают обучение в учреждениях среднего профобразования района. Для тех, кто сделал выбор в пользу высшего профессионального образования, школы создают оптимальную образовательную среду, в том числе посредством использования различных технологий обучения. С помощью дистанционных образовательных технологий талантливые учащиеся, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, учащиеся, заинтересованные в расширении знаний по предметам, могут реализовать свои образовательные запросы. Это и профильная подготовка учащихся 10-11 классов, это и организация индивидуальных образовательных маршрутов.

Внедрение ФГОС для детей с ОВЗ с 01.09.2016г. предъявляет особые требования к созданию доступной среды в образовательных учреждениях, элементы которой сегодня имеют 4 школы и 1 детский сад. Развивается инклюзивное образование.

С каждым годом все большее развитие получает конкурсное и олимпиадное движение школьников. Растет процент участия обучающихся в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. В 2009 году этот показатель составлял 22%, в 2017 году — 32%. За 10 лет в муниципальном этапе олимпиады приняли участие 9280 школьников. Дипломы победителей и призеров муниципального этапа получили 2223 учащихся (22% от общего числа участников). Результативность участия юных волховчан в региональном этапе олимпиады тоже демонстрирует положительную динамику. Так, в 2009 году 14% участников регионального этапа стали обладателями дипломов победителей и призеров, в 2017 году процент результативного участия составил 22,5%.

Ежегодно получают возможность посещать учебные сессии в Ленинградском областном центре развития одаренных детей и юношества "Интеллект" от 20 до 30 обучающихся школ Волховского района.

Стала традицией организация в летний каникулярный период профильной смены на базе Волховской средней школы № 1 при финансовой поддержке предприятия "Метахим", историко-краеведческого лагеря на базе Староладожского музея-заповедника, летней школы для одаренных детей "Паруса надежды". Ежегодно организуется муниципальный конкурс "Ученик года".

Обучающиеся начальной школы ежегодно защищают исследовательские проекты в рамках конкурса "Я — исследователь". Через конкурсный отбор с 2012 года прошли 298 школьников. За эти годы сложилась система поддержки одаренных детей: ежегодно лучшие ребята получают муниципальную премию одаренным детям в номинациях "За успехи в учебе", "За успехи в спорте", "За творческие достижения", регулярно поощряются путевками во всероссийские детские центры "Смена", "Орленок", а также в международный детский центр "Артек".

- Жизнь показывает, что школьное образование практически неотделимо от воспитания. Как обстоят дела с этой стороной проблемы?

- Действительно, образование — это не только процесс получения знаний, но и воспитательный потенциал, позволяющий сформировать будущего гражданина с активной жизненной позицией, профессиональной мотивацией, осознанным отношением к здоровью и ценящего традиционные ценности российского общества. Гражданско-патриотическая работа дала толчок активному развитию на территории района волонтерского движения, детских и молодежных общественных организаций. В 2017 году ряд образовательных учреждений района присоединился к Российскому движению школьников.

В 12 образовательных организациях района активно работают школьные музеи краеведческой и военно-патриотической направленности, Комнаты Боевой Славы.

Действуют более 300 секций, кружков для занятия физкультурой и спортом, в них занимаются 95 % учащихся. Активно работают в образовательных учреждениях района школьные спортивные клубы.

- Наверно, разговор был бы неполным без вопроса о реализации Майских Указов Президента — я имею в виду как подготовку кадров, так и оплату их труда.

- Сегодня кардинально изменилась система повышения квалификации для педработников. Все чаще педагоги сами выбирают разные модели повышения квалификации и переподготовки: выездные проектировочные семинары, дистанционные, корпоративные курсы, электронное обучение. Отрадно, что в систему переподготовки педагогических кадров активно включаются учреждения высшего профессионального образования.

Средняя зарплата по отрасли образования за 2017 год составила у педработников дошкольных образовательных учреждений 36221,4 рублей; педагогических работников общеобразовательных учреждений — 37536,8 рублей; педагогов допобразования — 39958,9 рублей. В разрезе отраслей экономики Волховского района показатель средней заработной платы учителя — один из самых высоких. Социальный эффект повышения зарплаты способствует повышению статуса профессии педагога, обновлению кадров за счет притока молодых специалистов. Кстати, за последние пять лет в образовательные учреждения пришло более полусотни молодых специалистов.

Оглядываясь назад, подводя итоги деятельности системы образования за последние годы, мы смело можем сказать о том, что образование находится в центре внимания на всех уровнях власти. Вложенные средства позволяют достигать положительного эффекта в отрасли. Задан серьезный импульс развитию системы образования в целом и отдельных ее элементов, что позволяет нам смотреть в будущее с оптимизмом.

- Спасибо за беседу. Желаем образованию в Волховском районе дальнейшего развития, новых успехов и реализации намеченного.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

126