Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

27.04.2017 11:01 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 28.04.2017 г.

Здесь родился крылатый металл

Автор: По материалам книги В.В. Астафьева "История в лицах"

Первому алюминию России в этом году исполняется 85 лет. Однако начнем с истории…

Дореволюционная Россия свои первоочередные нужды в алюминии (в объеме 5-6 тысяч тонн в год) покрывала за счет импорта. Хотя интересно отметить, что всем известный Ленинский план ГОЭЛРО (план Государственной электрификации России) был разработан еще до Октябрьской Социалистической революции русским инженером Г.О. Графтио, а в начале ХХ века в районе г. Тихвина было обнаружено крупное месторождение бокситов. Несмотря на то, что теория электролитического способа получения алюминия была сформулирована во второй половине еще XIX столетия, в России промышленную технологию производства этого уникального металла пришлось создавать "с нуля". Одним из основоположников фундаментальных исследований в области электрохимии и электрометаллургии являлся выдающийся отечественный ученый, член-корреспондент Академии наук СССР, профессор П.П. Федотьев. В  конце 20-х годов прошлого века на ленинградском заводе "Красный выборжец" под его руководством были впервые в стране проведены опыты по получению металлического алюминия из отечественного сырья. 27 марта 1929 года получены первые 8 килограммов металла. Успешные опыты на "Красном выборжце" привели к организации и пуску в 1930 году Ленинградского опытного алюминиевого завода, который в свою очередь являлся экспериментальной базой при  проектировании и сооружении электролизных цехов Волховского и Днепровского алюминиевых комбинатов.              Надежной энергетической базой для  первенца алюминиевой отрасли стала  пущенная 22 декабря 1926 года в соответствии с планом ГОЭЛРО  Волховская ГЭС. Для понимания четкой взаимосвязи и важности этих событий следует отметить, что технология промышленного получения алюминия путем электролиза требует больших энергозатрат. Советский народ мог по праву гордиться своими свершениями. В то время электростанция на реке Волхов была самой мощной по выработке электроэнергии не только в масштабах страны, но и Европы.
2 августа 1929 года в Совете Труда и Обороны были заслушаны два доклада: первый — Алюминстроя о целесообразности создания алюминиевого завода на Украине, вблизи  строящейся Днепровской ГЭС, и второй — Ленинградского обкома партии и Ленсовнархоза о постройке Волховского алюминиевого завода, для которого уже имелась энергетическая и сырьевая базы (Волховская ГЭС и Тихвинское месторождение бокситов). После обсуждения докладов было принято решение строить одновременно оба алюминиевых завода — на Днепре мощностью 15 тысяч тонн алюминия в год и на Волхове -5 тысяч тонн. При этом Волховский завод предполагалось запустить на год раньше, чтобы использовать полученный на нем опыт и кадры на Днепровском заводе. Совет Труда и Обороны ассигновал на строительство ВАЗа 30 миллионов рублей и установили срок пуска — декабрь 1931 года.
ВАЗ проектировали ленинградские институты Гипромез, затем  Гипроцветмет и Гипроалюминий. Ввиду полного отсутствия промышленного опыта, слабости отечественного машиностроения и жестких сроков начальник "Алюминстроя" В.С. Татарийский  (назначен позже, в 1932 г. первым директором ВАЗа) и главный инженер проекта А.М. Френкель в течение 1929 года вели переговоры с алюминиевыми фирмами Германии, США и Франции. В результате был заключен договор на поставку основного оборудования для глиноземного цеха, а французская компания "Але, Фрож и Комарг" пошла на льготные условия технической помощи при сооружении электролизного цеха. Поэтому для ВАЗа были запроектированы конструкции  электролизеров, которые применялись на заводах Франции. В двух корпусах электролизного цеха планировалось установить 160 ванн с обожженными анодами на силу тока 23000 ампер. 4 июля 1930 года Российское телеграфное агентство сообщило под заголовком "Свой алюминий" о торжественной закладке первого в стране алюминиевого завода в непосредственной близости от Волховской ГЭС. 3 сентября был окончательно утвержден проект Волховского алюминиевого завода мощностью 6 тысяч тонн металла в год. ВАЗ — это только одна из важнейших 14 строек, которые в те годы поднимала страна. В их число вошли ДнепроГЭС, Уралмаш, Горьковский автозавод и другие. Волховский алюминиевый строился высокими темпами. Работы шли при любой погоде. Не хватало самого необходимого — одежды, обуви, инструмента. Рабочие лопатами и ломами рыли котлованы под фундаменты, крестьяне окрестных деревень на грабарках свозили собранные на полях камни, плотники воздвигали леса, а каменщики начинали кладку стен сразу же, как только первые метры фундамента ложились в землю. Строители знали — несмотря ни на что завод должен быть построен и пущен в самые короткие сроки. Очевидец событий тех лет, жительница Ленинграда  Мария Шкапская в своих очерках о Волховстрое пишет: "На этом сверхударном строительстве, стоящем в одном ряду с Магниткой и Днепростроем, напрасно будете искать в его прошлом экскаваторы, вытаскивающие  миллионы тонн земли из-под ног великолепных зданий. Их не было, землю вынули без их помощи  — руками".
Несмотря на повышенное внимание и помощь руководителей, в первую очередь С.М. Кирова, первенец алюминиевой промышленности рождался в трудных условиях. Строительство велось на заболоченной площадке, механизация почти отсутствовала. Очень тяжелыми были жилищно-бытовые условия строителей. Газета "Ленинградская правда" от 17 сентября 1931 г. писала: "Общественное питание здесь поставлено хорошо. Зато очень плохо с жилищами. Только 3900 рабочих расселены в переполненных бараках, остальные (около 3000) ютятся по окрестным деревням". Намеченный на 1 декабря 1931 г. пуск ВАЗа откладывается. Стройка хронически попадает в полосу прорывов, один за другим следуют "месяцы штурма". Положение на стройке не удовлетворяет руководителей цветной металлургии страны и руководство Ленинградской области. 27 января 1932 г. в Москве принято решение: "В виду крайней необходимости немедленно укрепить работу по достройке и монтажу алюминиевого комбината… и направить на строительство заместителя управляющего Объединением "Союзалюминий" тов. Татарийского В.С. до окончания основных строительно-монтажных работ и проведения пускового периода основных цехов комбината. Тов. Татарийскому немедленно выехать на площадку комбината и принять все необходимые мероприятия к пуску цехов комбината в кратчайшие сроки".
Новое крепкое руководство плюс оказанная помощь в получении материалов и денежных средств ускорили темпы строительства. На монтаж промышленного оборудования приехали опытные рабочие, прошедшие школу на других ударных стройках пятилетки. Газеты, и без того постоянно и подробно освещавшие ход строительства, в последний месяц перед пуском перешли на публикацию сводок на манер фронтовых. В тот период в Волховстрой приезжала группа слушателей Московской Промакадемии, в составе которой находились жена Сталина и жена Молотова.
29 апреля 1932 г. "Ленинградская правда" опубликовала рапорт Сталину, Молотову, Орджоникидзе и Кирову, где говорилось, что "девятитысячный коллектив рабочих и ИТР Алюминстроя в основном закончил строительство и монтаж первенца советского алюминия — Волховского алюминиевого комбината. В ближайшие дни страна получит свой алюминий". Первой под этим рапортом стояла фамилия В.С. Татарийского. К 1 мая южный корпус электролизного цеха был готов принять ток с преобразовательной подстанции.
Вот что вспоминал инженер-металлург Лев Николаевич Лысенко: "После опробования агрегатов преобразовательной подстанции было принято решение приступить к пуску первых 24 электролизеров 12 мая 1932 г. Во избежание наплыва многих желающих присутствовать в цехе во время столь значительного события, как пуск первого в Советском Союзе алюминиевого завода, что затрудняло бы работу пусковой бригады, было решено дату и время пуска держать в секрете. После суточного прогрева электролизеров 12 мая в 12 час. 30 мин. начался пуск первых двух электролизеров "сухим" способом. Первый электролизер пускался вначале приподниманием отдельных наиболее нагруженных анодов, а второй — одновременным отрывом всех анодов от подины. Расплавление криолита велось с помощью вольтовой дуги. Процесс пуска каждого электролизера "сухим" способом продолжался 50 минут. Остальные электролизеры, начиная с 16 час. 15 мин., пускались обычным "жидким" способом — переливкой расплавленного электролита из "ванн- маток", которыми служили ранее пущенные электролизеры. Загрузка глинозема в ванны началась в 17 часов 12 мая. Пуск первых 24 электролизеров закончился к 12 часам 13 мая.  Четырнадцатого мая, уже в присутствии многих гостей, при включенной кинохронике, была произведена первая выливка металла из ванны № 54 — 8 чушек общим весом 90 кг".
14 мая 1932 г. был получен первый отечественный промышленный алюминий. "Руководители не уходили из цеха по двое суток. Это были незабываемые дни подъема и особой производственной романтики", — скажет позднее свидетель тех событий профессор Юрий Владимирович Баймаков. Не без чувства гордости звучали в тот день слова Владимира Семеновича Татарийского, сказанные им в интервью газете "Известия": "Сегодняшним пуском Волховского алюминиевого комбината мы доказали всем маловерам, что можем организовать в Союзе такое сложное производство, как алюминиевое. Пуском алюминиевого комбината мы вписываем еще одну славную страницу в историю освобождения нашей страны от импортной зависимости, открываем историю новой отрасли промышленности в СССР".
Уже через 2 года наша страна полностью прекратила импорт этого стратегического металла, а к началу Великой Отечественной войны Советский Союз по выпуску алюминия вышел на одно из первых мест в мире. Промышленность отрасли бурно развивалась, создавались новые предприятия, но Волховский алюминиевый завод по-прежнему вносил существенный вклад в увеличение объемов производства, в разработку новых видов сырья для производства глинозема, в совершенствование технологии производства алюминия, в  подготовку профессиональных кадров для всей отрасли. А из первого алюминия, полученного на Ленинградском опытном заводе, рабочие сделали кастрюлю и подарили её съезду Верховного Совета.
Пройдет менее 30 лет, в том числе четыре страшных, разрушительных года Великой Отечественной войны, и волховский алюминий полетит в космос…..

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.