Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

30.03.2017 11:56 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 31.03.2017 г.

Я б в рабочие пошел…

Автор: О. Панова

Фото из открытого источника сети "Интернет"

Сегодня квалифицированный рабочий столь же дефицитен         и востребован, как врач, учитель, инженер.

В феврале в Ленинградской области впервые прошел региональный чемпионат WorldSkills ("Молодые профессионалы"). В нем приняли участие 400 молодых специалистов из 47-го региона, а также из других регионов России и Республики Беларусь. В марте в Кировском политехническом техникуме состоялся отборочный тур всероссийского чемпионата, в котором соревновались лидеры региональных этапов по направлению "мехатроника". Эта отрасль знаний активно применяется в робототехнике, автомобильной, авиационной и космической отраслях, при производстве медицинского и спортивного оборудования и даже бытовой техники. Победители отборочного тура покажут свои навыки в финале V Национального чемпионата WorldSkills Russia, который пройдет в мае в  Краснодаре.
Для людей непосвященных скажем, что WorldSkills — это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем создания профстандартов через проведение конкурсов среди студентов средних  учебных заведений. В частности, участники регионального этапа в нашем регионе боролись за победу по 14 компетенциям, среди которых такие востребованные рынком труда региона специальности, как токарь и фрезеровщик на станках с числовым программным управлением, инженерный дизайн, сетевой администратор, программист, электромонтажник, плотник, столяр, дизайнер одежды. К сожалению, Волховский район на этих престижных соревнованиях "трудовых резервов" был представлен двумя десятками школьников-экскурсантов. Ребята были в восторге от увиденного и утверждали, что на таких современных станках они бы работали с удовольствием. Если бы удалось заполучить проведение WorldSkills в наших колледжах или политехническом техникуме, их материально-техническая база получила бы хорошую поддержку. И тогда говорить о престиже рабочих профессий можно было бы более предметно и агрументированно.  
Чем вызван столь пристальный интерес власти и общества к студенческому конкурсу? В первую очередь острым дефицитом рабочих профессий на рынке труда. Не секрет, что число вакансий по рабочим специальностям, предлагаемым службой занятости Ленинградской области, в три-четыре раза превышает количество безработных. К сожалению, пока не обходимся без услуг трудовых мигрантов, об уровне квалификации которых несложно догадаться. И в то же время кто из нас не приведет ряд примеров, когда молодые специалисты, получив вузовский диплом, годами не могут найти достойную работу. Отчего случился перекос?  
Причин много — это и закрытие предприятий с увольнением работников, и развал системы профессионального образования, и недостаток внимания к трудовому обучению в школах, и падение престижа рабочих профессий, и мощная пропаганда высшего образования, и многое другое, что в сумме дало нынешнюю ситуацию. К сожалению, в очередной раз подтвердилась старая истина: ломать — не строить. Сегодня квалифицированный рабочий столь же дефицитен, как врач, учитель, инженер. А ведь его, рабочего высокой квалификации, тоже готовили годами, к каждому приставляли наставника, помогали стать профессионалом, стимулировали морально и материально.
Можно ли исправить ситуацию сегодня? Безусловно. И многое в данном направлении уже делается. Еще в 2015 году Правительство России разработало специальную концепцию, направленную на создание системы профессиональной подготовки и повышение престижа рабочих профессий. Соответствующее распоряжение подписано Президентом страны. С 2016 года в образовательных учреждениях России, в том числе и Ленинградской области, и Волховского района, всерьез занялись ориентацией школьников на рабочие профессии. Конечно, рапортовать о победах пока преждевременно, но "лед тронулся". Первую скрипку в профессиональном ориентировании школьников призваны сыграть уроки технологии (по-старому — уроки труда). Но в результате реформ и преобразований далеко не каждая школа может похвастать оснащенными мастерскими или кабинетом домоводства. Еще меньше квалифицированных, грамотных и опытных учителей по данному предмету — старые кадры в силу разных причин ушли, новых надо сначала научить. Именно поэтому провести олимпиаду по технологии оказывается иногда сложнее, чем по химии, математике или истории. Своих участников обычно представляют волховская школа №1, Новоладожская №1, Пашская, Иссадская.
Наряду с уроками технологии в школе №5 успешно реализуются элективные курсы "Основы предпринимательства" и "Выбор профессии", направленные на профессиональную ориентацию учащихся. Школа №6 осуществляет дистанционное обучение школьников из 5 сельских школ района. В школе №8 разработана программа "Путь к успеху" на 2015-2020 годы. Кисельнинская школа дает основы автодела и кулинарии. Несомненным успехом стал "ФосАгрокласс" в школе №1. Большом интересом старшеклассников пользуются ярмарки учебных мест, где сегодня предлагают не только вузовское обучение, но и рабочие профессии. Свою роль призваны сыграть родительские собрания, дни открытых дверей в волховских учреждениях среднего профессионального образования — политехническом техникуме, алюминиевом и транспортном колледжах. Четкие и конкретные рекомендации предлагают выпускникам специалисты учебно-методического центра комитета по труду и занятости населения. Представители предприятий различных форм собственности все чаще заходят в школы и приглашают учеников на производство. В прошлом году сотни школьников посетили "Метахим", локомотивное депо, "Волховхлеб", агропредприятия. В апреле готовится очередная акция "Без турникетов", которая откроет ученикам двери на ведущие предприятия района… С пониманием относятся к проблеме предприниматели района, которые тоже не всегда могут заполнить рабочие места подготовленными кадрами. Нужны молодые рабочие руки в крестьянских хозяйствах, в торговле и бытовом обслуживании. Свою положительную роль в трудовом воспитании подростков играют пришкольные участки, летняя занятость на благоустройстве населенных пунктов, пребывание в лагерях труда и отдыха…
В общем, тот разнообразный инструментарий, который был накоплен в советские годы, вновь востребован, причем на более высоком уровне. Но все это останется не более чем строчками отчетов, если в обществе не будет коренным образом изменено мнение о рабочих профессиях, не вырастет их престиж. Не секрет, последние два с лишним десятилетия нам внушали, что без вузовского диплома просто невозможно стать успешным и самодостаточным человеком. И родители всеми правдами и неправдами стремились пристроить свое чадо в какой-нибудь институт. Теперь у нас "перепроизводство" юристов, экономистов, менеджеров при том, что толкового специалиста найти сложно. Давайте вспомним: в добрые старые времена из 30 выпускников в вузы шли 5-6, еще 10-12 поступали в техникумы, а остальные получали рабочие профессии. Сегодня неудивительно, если из 25 одиннадцатиклассников студентами вузов становятся все 25. Но ведь понятно, что далеко не каждый способен стать толковым инженером, врачом или экономистом. Зато учиться на коммерческой основе могут все. И учатся. И нередко оказываются невостребованными. Но встать к станку или пойти на животноводческий комплекс, работать на стройке или ремонтировать дороги человек с институтским дипломом не спешит. Приходится вновь и вновь обращаться к безотказным и расторопным трудовым мигрантам. Может, и поэтому вместе со снегом с наших улиц весной исчезает асфальт, текут кровли новых домов. Ведь известно: хочешь  сделать хорошо — сделай сам. Основой любого общества является человек труда, тот самый воспетый классиками рабочий класс, без которого экономическое развитие просто невозможно. Отрадно, что понимание этого пришло на всех уровнях.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

22