Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

02.06.2016 14:18 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 03.06.2016 г.

У памяти в долгу

Автор: Г. Стерликова

У полуторки в Кобоне — с Сергеем Марковым.

Отправляясь на экскурсию в Кобону, которая когда-то была частью Волховского района, наши ветераны даже не предполагали, сколько неожиданных и неповторимых встреч ожидает их в поездке.

Первая остановка в пути -  памятник водителям Дороги жизни и мемориальный знак "Неизвестному шофёру" в деревне Дусьево. Именно через Дусьево во время битвы с фашистами за Ленинград проходила знаменитая автомобильная Дорога жизни. Остановились, чтобы посадить у легендарной полуторки саженцы молодых дубков, которые везли с собой, возложить цветы к памятнику, который стал символом мужества людей в годы Великой Отечественной войны. Неожиданно к нам присоединилась ещё одна группа. Оказалось: паломники. Едут по святым местам. Не могли не остановиться. И уже вместе сажали дубки, обмениваясь знаниями о подвиге, который вершился здесь во время обороны Ленинграда.
Теперь — в Кобону. Во время блокады эта небольшая деревушка на берегу Ладожского озера была первым спасительным пунктом для ленинградцев, которых вывозили на Большую землю.  До сих пор сюда приезжают люди, чтобы поклониться земле и жителям села, которые помогли выжить им самим или их родным, навещают могилы родственников. Главным эвакопунктом был, конечно же, храм святого Николая, памятный многим ленинградцам… С посещения его и началась наша встреча с Кобоной. В церкви  св. Николая Чудотворца эвакуированные получали первый приют, обогревались у чугунных печек, укрывались от бомбёжек и суровых ладожских ветров, получали еду и тепло.
Долгие годы храм пребывал в разрушенном состоянии. В 2003 году был восстановлен, в том числе и благодаря жителям села. Реставраторам храма удалось даже сохранить магические свойства прежнего креста, осенявшего церковь. Дело в том, что во второй половине XIX века во время поновления храма в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные пластины. В них отражалось солнце, и это помогало рыбакам безошибочно ориентироваться в Ладожском озере, как бы далеко они ни заплывали. Нынешний крест, изготовленный уже по новым технологиям, также виден далеко окрест. И по-прежнему, как маяк, светит людям.
Неподалёку от храма — музей "Дорога жизни", восстановленный, в прямом смысле, из пепла. В 2010 году музей, где располагались уникальные экспозиции, рассказывающие о Дороге жизни и поэте Александре Прокофьеве, сгорел. В сентябре прошлого года  были вновь открыты для посещения два зала, посвящённые Дороге жизни. Экспозиция, посвящённая Прокофьеву, ждёт пока своего часа. Экспонатов в музее не так много. Рассказывать о героических и трагических страницах ледовой трассы, проложенной по Ладожскому озеру, Наталье Сафоновой, научному сотруднику музея, приходится больше по фотографиям и документам, собранным в архивах. Часто она ссылается на дневники и рисунки Симона Гельберга. Художник и архитектор, он был заместителем начальника ледовой трассы, а значит, знал её в мельчайших подробностях. Бесценный материал непосредственного участника Дороги жизни позволяет в деталях восстановить жизнь Кобоны в 1941-1943 годах. Во втором зале можно познакомиться с рисунками С. Гельберга той поры. Правда, представлены они пока только в фотографиях.
"Когда мой Ленинград узнал блокаду, моя Кобона думала о нём. Она, чтоб билось сердце Ленинграда, и день, и ночь стояла под огнём" — читаем на стеле, установленной в центре Кобоны. Это — А. Прокофьев, Кобона — родина поэта, которой посвящено множество поэтических строк. Вспоминаются они на каждом шагу. Подумалось: неплохо бы тем, кто приезжает на экскурсию, увозить с собой, как сувенир, небольшой сборничек стихов Прокофьева, посвящённых озеру, по которому скучал, "долго моря не видя", Кобоне, людям, которых любил. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, поэт, всё творчество которого проникнуто любовью к России, Александр Прокофьев "вернулся" на родину в 1981 году. В бронзе. Бюст его был установлен у здания бывшей школы, в которой он учился. Здесь располагался и музей его имени.
Автор скульптурного портрета — М.К. Аникушин. Несмотря на большую разницу в возрасте, они были очень дружны. Выступая на церемонии открытия бюста в Кобоне, Михаил Константинович признался, что очень любил Прокофьева за его доброту, добросердечность, вспоминал встречи с ним, особенно одну — в гостинице "Москва". Видимо, это был год 58-й, когда поэт написал пронзительное стихотворение, посвящённое матери, "Мама, мамушка…", и прочёл его другу. Аникушин разрыдался. Не смог сдержать слёз и выступая на открытии памятника. С Кобоной у М.К. Аникушина были связаны и личные воспоминания: в 1942 году его, раненого, переправляли по Дороге жизни в госпиталь. Так что родина поэта в какой-то мере и его родина, родина спасения, какой она была для тысяч и тысяч ленинградцев...
А теперь нам предстояло увидеть полуторку "ГАЗ-АА", действительно поднятую со дна Ладожского озера. На пересечении реки Кобонки и Новоладожского канала создаётся очень необычный музей — музей под открытым небом "Дорога жизни. Кобоно-Кареджский порт". Впереди — за косой — воспетое в стихах и песнях знаменитое Ладожское озеро, по льду которого в военную годину и мчались вереницей те самые полуторки и "ЗИСы".
Сейчас это территория базы отдыха "Весёлый Роджер", куда можно приехать просто отдохнуть, испытать на себе экстремальные спортивные развлечения, и куда потом обязательно захочется вернуться. Уже не только с целью отдыха, но и для того, чтобы стать в чём-то полезным команде, которая под "флагом" "Весёлого Роджера" делает великое дело — восполняет наш неоплатный долг перед памятью о людях, которые трудились на "Дороге жизни". Проект фантастический, родившийся совершенно спонтанно. Почему  — "Весёлый Роджер"? В какой-то мере, наверное, "виноват" Стивенсон с его "Островом сокровищ". Чего стоит только фраза, произнесённая одним из героев: "Мы будем держаться друг за друга, мы многого с тобой добьёмся…". Это тот принцип, по которому и живёт "Весёлый Роджер", создавая необычный музей под открытым небом. Собрано уже большое количество артефактов периода Великой Отечественной войны, у каждого из которых своя, очень интересная, история.
Сергей Марков, встреча с которым, конечно же, не изгладится в памяти ветеранов-экскурсантов, заведует музеем "Дорога жизни", а одновременно он — один из активных участников создания музея "Дорога жизни. Кобоно-Кареджский порт". Прежде, чем увидеть поднятую со дна озера полуторку, отреставрированную и установленную на пьедестал, проходим через деревянную арку, символизирующую въезд на ледовую трассу, "контрольно-пропускной пункт". Всё, как тогда…
Как это было "тогда", в военную пору, Сергей рассказывает очень подробно, увлекательно, обращаясь к экспонатам, выставленным на открытой площадке. Кроме полуторки — паровоз, якоря, кусок кабеля, проложенного по дну Ладожского озера, и многие другие "сокровища", добытые со дна Ладоги. Планов и идей много: со временем частью экспозиции  станут цистерны, поднятые со дна озера. Они напомнят об уникальной операции, когда во время блокады цистерны с топливом караваном тянулись по воде буксирами. Отреставрированную цистерну предполагается поставить у воды, соорудить пирс, подвести к нему фрагмент узкоколейки. Среди собранных экспонатов, для которых выделена специальная комната в помещении базы, — детали автомобилей "ГАЗ-АА" и "ЗИС-5", шанцевый инструмент, личные вещи и оружие водителей, фрагменты немецкого бомбардировщика "Хейнкель-111" — всего не перечислить.
"Весёлый Роджер" — это уже настоящая команда единомышленников, идейным вдохновителем которой является владелец базы отдыха "Веселый Роджер" Сергей Склянин. Команда большая: это и судостроительная компания "Вельбот" (построила подъемное устройство, оказывает техническую поддержку), частный музей "Битвы за Ленинград" (информационная поддержка, техническая помощь), ОАО "Водоканал СПб" (техническая поддержка), профессионалы дайвинг-станции "НЕВО", большое количество частных лиц; иногда отдыхающие на базе после экскурсии предлагают помощь, и даже помогают! Костяк команды — офицеры ВМФ СССР, для которых море — особая стихия. Музей они создают все вместе, учатся на ходу, решая главную задачу: сохранить память о восточных воротах Дороги жизни, которая спасла Ленинград.
И ещё один, не менее фантастический проект — восстановление Храма в Вероле, расположенного неподалёку от Кобоны.  В блокаду в нём размещался филиал Ленинградского авторемонтного завода по ремонту полуторок, обслуживавших Дорогу жизни. "Храм — это ещё один музей, а это — больше людей, экскурсии — движение — Жизнь!!!" — комментирует Сергей Марков.
Думаю,  поездка в Кобону надолго запомнится  всем, кто в ней участвовал. Она позволила многое увидеть, о чём- то невольно задуматься, поразмышлять...

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.