Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

07.04.2016 14:08 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 08.04.2016 г.

Встреча с писателем

Автор: Ю. Аитова

В рамках проекта Ленинградской областной универсальной научной библиотеки "Российские писатели — жителям Ленинградской области" в КИЦ им. А.С. Пушкина состоялась встреча с петербургским писателем, лауреатом Государственной премии России, лауреатом литературной премии "Ясная поляна" М.Н. Кураевым.


Его книги переведены на 12 языков и известны во многих странах. Михаил Николаевич — прекрасный сценарист, по его сценариям поставлено 14 кинофильмов. Одна из недавних  его работ — сценарий "Красное колесо" по произведениям А.И. Солженицына, написанный по заказу  ГТРК России.
М.Н. Кураев -  не только известный сценарист и писатель, но и необыкновенный читатель. Редкие люди сегодня умеют читать так, как читает он. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть его "Записки внимательного читателя", где автор  рассказывает, какие уникальные открытия можно совершить, читая любое, даже самое изученное литературоведами классическое произведение.
Встречи с писателями воспитывают литературный вкус, помогают сориентироваться в громадном литературном потоке, выбрать самое достойное и лучшее. Наш знаменитый гость рассказал, как пришёл к писательству. В его биографии сначала было кино (после окончания Ленинградского театрального института он 28 лет работал в сценарном отделе киностудии "Ленфильм"), а последние 25 лет он занимается главным образом сочинительством. Писательство его возникло как раз из сопротивления кинематографу. В кино слово — подсобный материал, сценарий как бы умирает в фильме. Если кто-то написал пьесу, и её плохо поставили, у автора остаётся надежда, что когда-нибудь она ещё раз прозвучит во всём её достоинстве в новой постановке. У сценария такого шанса нет. Михаил Николаевич признался, что редко удовлетворён тем, что происходит с его сценарием на экране, чаще случаются огорчения, причём фильм может получать премии и нравиться зрителям и режиссёру, а ему — нет. Одно из его интервью так и называлось "Я самый скверный зритель".
Писать М.Н. Кураев начал не для читателей, а для себя, втайне надеясь, что если это интересно ему самому, значит, будет интересно и кому-нибудь еще. Главной движущей силой был страх. Страх за то, что растворятся, исчезнут из памяти люди, которых он знал. Так появились повесть "Петя по дороге в царствие небесное", роман "Зеркало Монтачки" и многие другие произведения, где персонажами являются вполне реальные люди, с которыми писатель встречался, был знаком, рядом с которыми жил. Михаил Николаевич очень подробно и с юмором рассказал об истории их создания. Ему всегда важно понять, чем же его задевает тот или иной герой, чем он интересен. Только когда дописывает чью-то историю, приходит понимание, зачем он её написал, и только тогда он может поставить точку.
Особенно интересно было волховчанам узнать, что между писателем и Волховом существует особая связь. Судьбе оказалось угодно, чтобы его отцом был известный инженер-гидростроитель Н.Н.  Кураев, управляющий трестом "Свирьстрой", где он работал вместе с Графтио. В семье Кураевых имя Графтио, знакомое с самого детства каждому волховчанину, всегда произносилось с большим почтением. Такие люди окружены аурой легенд об их поступках, делах, которые передаются их преемниками по профессии. Михаил Николаевич поведал волховчанам несколько историй о Генрихе Осиповиче, свидетельствующих о рыцарстве и благородстве, свойственных его натуре, о его рыцарском отношении к жене, о его честности и щепетильности, о чутком отношении к людям и ответственности за дело.
Много самых разных тем обсудили писатель и волховчане: секреты писательского мастерства, честь и благородство, самоубийственность бесконтрольной, безответственной власти, давнее и недавнее прошлое нашей страны, её настоящее и многое другое. Живой интерес публики вызвал рассказ писателя о его читательских находках. В качестве примера он поделился открытиями, которые совершил, перечитывая Гоголя, Чехова и Пушкина. Казалось бы, незначительная на первый взгляд  деталь, обнаруженная им в пьесе "Вишнёвый сад" А.П. Чехова, привела к тому, что известнейший режиссёр Лев Додин внёс изменения в свой спектакль, в чём честно и с благодарностью признавался.
Закончил встречу Михаил Николаевич словами: "Я никого не учу в своих штудиях. Я сам учусь, и учеба эта доставляет мне некоторое удовлетворение, так что учиться — это не только мучиться". На память о встрече писатель подарил в КИЦ им. А.С. Пушкина свои книги, а директор центра Г.Н. Адамская преподнесла в дар гостям краеведческие издания. Все желающие  получили автограф писателя, а таких оказалось немало, ведь в зале в этот день собралось более 80 человек самого разного возраста, любящих литературу. И все они искренне благодарили Михаила Николаевича за интересную беседу.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

444