Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

21.04.2016 11:02 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 21.04.2016 г.

Свирский защитник и покровитель

Автор: По материалам открытых источников

Александр Свирский (1448 -1533) — русский православный святой, почитаемый в лике преподобных, игумен. Память совершается 17 (30) апреля и 30 августа (12 сентября).

Жизнеописание
Родился в приладожском селе Мандеры (Сермакса), на правом берегу реки Ояти, притока Свири, недалеко от Введено-Оятского монастыря, в семье крестьян Стефана и Вассы, которые впоследствии также приняли монашеский постриг. Согласно житию, мать долго молила Бога о рождении ребёнка и родила сына после многих лет бесплодия. При рождении он был назван в честь пророка Амоса. Когда ребенок подрос, он был отдан для обучения грамоте, но житие сообщает, что учился он "косно и не скоро".
В 19 лет юноша тайно ушёл на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474  году принял монашеский постриг с именем Александр. Удалившись на уединённый остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу. В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушёл на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь.
Согласно агиографической литературе, святой прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привёл к вере многих мирян. Какое-то время жил в полном уединении и вёл суровую аскетическую жизнь. После 25 лет затворничества, рассказывает житие, Александр единственный из русских святых был удостоен явления Святой Троицы: однажды он удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трёх Лицах, и беседовать с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию. Когда позже он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для неё. Именно на том месте, где располагалась "отходная пустынь" преподобного, через некоторое время возникла обитель. В 1506 году Александр был поставлен игуменом Троицкого монастыря (впоследствии Александро-Свирский монастырь) новгородским архиепископом Серапионом. Скончался святой 30 августа [9 сентября] 1533 года.

Канонизация и почитание
В 1545 году его ученик Иродион по указанию архиепископа Новгородского Феодосия составил житие преподобного Александра. Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти, в 1547 году, в правление Ивана Грозного, вероятно, по инициативе лично знавшего его митрополита Макария. По указанию царя памяти святого был посвящён один из приделов храма Покрова-на-Рву. Объясняют это тем, что в день памяти святого Александра Свирского русские войска одержали в 1552 году важную победу над казанским царевичем Епанчой. Макарьевский собор 1547 года установил его общецерковное почитание, была составлена церковная служба. Мощи святого были обретены 17 (27) апреля 1641 года нетленными.

"В целях беспощадной борьбы"
Согласно архивным документам, 20 декабря 1918 года мощи святого преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК "в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли". Кампания по ликвидации мощей ставила своей целью "разоблачение" святынь: для этого надо было показать, что мощи святых — это не нетленное тело, а просто "кучка полуистлевших костей". 19 декабря 1918 года Президиум исполкома Северной области поручил "Комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом-химиком для исследования мощей". По мнению религиозных сайтов, после того как комиссией было выяснено, что мощи — это не "восковая кукла" и не "скелет в тапочках", а подлинная нетленная святая плоть, большевики начали кампанию по сокрытию мощей. В отчёте же было написано, что при вскрытии обнаружилось, что "мощи" были сфальсифицированы — заменены восковой куклой. Известно, что 14 февраля 1919 г. во время кампании по ликвидации мощей наркомом юстиции была выпущена директива о размещении мощей в музеях. Единственным фундаментальным анатомическим музеем был музей в ВМА. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии, "мумифицированное тело неизвестного мужчины" в их музее появилось не позднее 1940-х годов. Попытки установить историю его происхождения и поступления на кафедру по существующим каталогам и журналам оказались безуспешными. Незарегистрированность "экспоната" в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, было фактом исключительным, что особо подчеркнули работники музея. Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано всё. Вероятно, тут действовала не только воля "центра", но и воля заведующего кафедрой В.Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был "воинствующим безбожником" и смог сделать так, чтобы про мощи просто забыли. До 1954 года надёжную защиту мощам прп. Александра обеспечивал сам академик Владимир Николаевич Тонков, происходивший из графской семьи по отцовской линии и из священнической по линии матери. После его кончины сохранность мощей обеспечили его ученики.
Журналист Б. Карагандинский в своей статье после интервью с заведующим кафедрой нормальной анатомии профессором И. В. Гайворонским делает вывод: "Светское объяснение благополучного укрытия мощей может лежать только в личных мотивах. Никакие доводы государственной пользы в годы деспотии не работали. Злой дух питает только себя, но в этом-то его и слабость. Найти единственный путь, где зло бессильно, выйти с честью и вывести обреченных — такое дело посильно только мудрому человеку. Великий духовный подвиг совершил академик В. Н. Тонков, и лишь сегодня проявляется высота его невидимой борьбы с антихристовой властью". В своей статье Б. Карагандинский говорит и о совсем уникальной по тем временам ситуации: на этой кафедре не был арестован ни один сотрудник, тогда как аресты в то время были обыденным явлением.

Второе обретение мощей
Главным организатором поисков мощей преподобного стала инокиня Леонида (Сафонова). После окончания Ленинградского государственного университета на протяжении 30 лет она занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, работала в НИИ имени Пастера. Автор более 60 научных работ, кандидат биологических наук, она поменяла научное поприще на монастырь за полгода до защиты докторской диссертации. В 1997 году она стала организатором поисков мощей: "Я начала поиск святых мощей — по многим архивам Санкт-Петербурга и Москвы, тщательно изучая описи фондов и документы в хранилищах ЦГАСПб, ЦГАЛИ, архиве ЛОИИ РАН, архиве АИ МК, фотоархиве Санкт-Петербурга, архиве РАН, Госархиве РФ, архиве ВМА, архиве СМЭС, музее антропологии и этнографии, во многих библиотечных архивах. Особая сложность была в том, что основная часть документов в ходе кампании по ликвидации, фальсификации и дискредитации мощей святых была утрачена или намеренно уничтожена в ходе так называемых "макулатурных кампаний". Поиск в различных архивах привел инокиню Леониду в Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии — самый старый из медицинских музеев (ему около 150 лет). В нём было более 10000 анатомических препаратов, так что мощи туда спокойно бы влились, не привлекая ничьего внимания. Это было лучшее место для их сокрытия, тем более вероятное, что после отказа Наркомпросвета взять мощи они находились в распоряжении Наркомздрава. Ещё одно подтверждение тому — хранящийся в архиве ЦГА документ из Комиссариата здравоохранения от 18.02.1919 г., свидетельствующий о том, что мощи проходили экспертизу в судебно-медицинском подотделе при Обуховской больнице, которая с 1914 года работала в режиме военного госпиталя".
Еще воспоминания инокини Леониды: "Через год после моей первой встречи в ВМА, когда мощи преподобного Александра (а это оказались именно они) были уже переданы Церкви, открылись удивительные подробности. Случайно стало известно, что в ВМА не один раз приходили чекисты из НКВД забрать мощи, и тогда "экспонат" прятали между шкафом и стеной, чтобы чекисты его не видели. Их прятал В.Н. Тонков с санитаркой, которая знала, кого нужно было спрятать. Сколько же выстрадали эти люди, рисковавшие своей жизнью!"
 На протяжении шести месяцев шли основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов. Прибегали к консультативной и практической помощи сотрудников и специалистов различных музеев, архивов и институтов, в частности Государственного Русского музея, Эрмитажа, Кунсткамеры РАН, Музея истории религии, Академии истории материальной культуры, Института палеонтологии РАН, Государственной Публичной библиотеки, центральных исторических архивов, а также архивов Новгорода и Петрозаводска. Отчёт состоит из 250 страниц — с актами, фотодокументами. Он выполнен на высоком научном уровне. Согласно "Акта освидетельствования мумифицированного тела", "нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому". Распоряжение о передаче "мумифицированного тела" Церкви подписал начальник Военно-медицинской академии Ю.Л. Шевченко. 30 июля 1998 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения православному народу.
В 2011 году на канале "Культура" был показан фильм о втором обретении мощей "Александр Свирский. Защитник и покровитель".

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.