Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

14.04.2016 11:26 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 15.04.2016 г.

Как готовили флот для Ладоги

Автор: Подготовила Н. Морозова

Фото из открытого источника сети "Интернет"

Александр Михайлович Мутовкин в годы Великой Отечественной войны руководил судоремонтными мастерскими в Новой Ладоге. Его воспоминания, написанные в 1980-м году, хранятся в городском краеведческом музее и представляют собой яркое свидетельство о том времени, они дают точное представление о жизни прифронтового города, о настроении людей, их самоотверженном труде во имя Победы.

(Окончание. Началов №13)

Рабочие творили чудеса. Был такой миноносец "Конструктор", прямым попаданием бомбы ему оторвало носовую часть — одну треть корабля. И рабочие в короткие сроки в полукустарных условиях восстановили корабль, поставили пушки, и он снова ушёл в бой.
В короткие сроки в доках была восстановлена канонерская лодка "Бира", бронекатер-100, тральщики 81, 100, 126 и другие корабли. Чтобы представить себе объёмы работ, проводимых в мастерских, приведу несколько примеров. Бронекатер-100 (как его ласково называли, "сотка") в бою на реке Свирь был поражён бронебойным снарядом, на нём вспыхнул пожар, и в обгорелом виде осенью 1941 г. его доставили в мастерские. В течение полутора месяцев катер был полностью восстановлен и вернулся в свой дивизион. Канонерская лодка "Бира" получила во время боя в озере прямое попадание 500-килограммовой бомбы в среднюю часть судна. Повредило, кроме палубы и днища, много трубопроводов, вспомогательные механизмы, электрооборудование. Коллектив мастерских вместе с моряками Ладожской флотилии в плавучем доке сменили "Бире" до 200 кв.метров днища и бортов, восстановили оборудование и за два месяца сделали работу, которая в обычных условиях заняла бы год-полтора. Достаточно сказать, что стоимость ремонта составляла 600-650 тысяч рублей, а весь годовой план мастерских в то время составлял 500 тысяч рублей.
У буксирного парохода "Ардатов" снарядом оторвало кормовую часть до машинной переборки. Пароход был поднят и доставлен в мастерские. По моему предложению восстановлен он был очень оригинальным способом. Рядом в доке поставили однотипный пароход "Баку", с кормовой части которого были сняты деревянные шаблоны, по ним изготовлена новая кормовая часть с гребным устройством для парохода "Ардатов". Пароход плавает и по сей день.
Пароход "Васильсурск" во время бомбёжки потерпел в озере аварию. В районе парового котла было повреждено днище. В мастерских ему без подъёма котла и механизмов вырезали днище площадью около 35 кв.метров, вварили новое, и он плавает и поныне.
Ввиду частых повреждений в боях морских охотников в мастерских был заново организован ремонт бронзовых гребных винтов методом наплавки, организовано изготовление дейдвудных и кронштейновых втулок из бокаута и многое другое, чего в мирных условиях делать не приходилось никогда.
Очень много интересных задач восстановления кораблей приходилось решать в те годы. Жалко, что интерес к ним снижен, опыт не обобщён и забывается. Большую роль в решении технических и организационных во-просов в те годы оказали Алексей Евгеньевич Полтовцев — бывший главный инженер СЗРП, Александр Яковлевич Дьяконов — бывший начальник МСС СЗРП; начальник технического отдела флотилии инженер-капитан Наум Наумович Шерман, командир дивизиона тральщиков капитан-лейтенант Рупышев. Это под их руководством коллектив мастерских и моряки Ладожской флотилии вернули в строй десятки кораблей и пароходов.
Во время боёв в озере очень много морских охотников из-за повреждений корпуса выходило из строя. Не имея достаточно судоподъёмных средств для ремонта подводных частей морских охотников и бронекатеров, мы организовали на берегу реки Волхов склизы, оборудовав их ручными лебёдками. Это сразу разрядило обстановку с докованием.
Специалисты — корабелы Ладожской военной флотилии по достоинству оценили это мероприятие, распространив его на другие ремонтные участки флота.
Рабочие и мастера часто в числе аварийных бригад на боевых кораблях уходили в озеро для выполнения боевых заданий.
Вот эпизод: по заданию командования Ладожской военной флотилии аварийная бригада работников (возглавлял её я) с оборудованием и инструментом 3 октября выходила в жестокий шторм в Ладожское озеро для спасения канонерской лодки "Олекма", повреждённой в бою у финских берегов. Бригада выходила на мино-носце "Конструктор", и в ночь на              4-е октября у финских берегов "Конструктор" вёл бой с врагом, спасая канонерскую лодку. Очень трудным и сложным был этот рейс. А по приходе на новоладожский рейд на корабль налетели немецкие бомбардировщики. Несмотря на массированный заградительный огонь, фашистские стервятники сбросили несколько бомб у борта корабля и обстреляли его из пулемёта, ранив несколько моряков и работников мастерских, повредили корабль.
Гитлеровцы, очевидно, знали о высоких профессиональных качествах коллектива мастерских, о технической базе и поэтому устраивали массированные налёты и часто бомбили мастерские и шлюзы. По скромным подсчётам, на территорию мастерских было сброшено не менее 150 бомб. Уже после войны было извлечено несколько неразорвавшихся пятисоткилограммовых бомб.
Ряд работников мастерских и плавсостава погибли на посту во время бомбёжки мастерских. Погиб старый большевик, мастер Иван Гаврилович Смирнов, мастер Иван Фёдорович Ортящов, токарь Фёдор Александрович Карпов, погиб слесарь Кирсанов. Следовало бы не забывать память тех, кто погиб на боевом посту, по примеру ленинградцев и сохранить в Новой Ладоге их могилы. Был тяжело ранен главный инженер мастерских Николай Прокофьевич Маринченко и другие.
Хорошо помню вечер 27 июня 1943 года, когда была сильная бомбёжка мастерских, а вместе со мной в моём кабинете на партсобрании находился тов. Оганов. Почти все были убиты или ранены, так как покинули помещение, а мы с ним (он до этого был ранен в ногу и хромал) остались на месте в кабинете, в который попало до ста осколков.
Несмотря на усиленную бомбёжку, все работали с удесятерённой энергией по 16-18 часов в сутки, не уходя домой, а разрешая себе короткий отдых тут же, в цехах; работали при срочных заданиях, не уходя от станков даже во время воздушных тревог. Исключительно велики заслуги по ремонту флота в этот период плотника т. Карпина, столяра т. Прокопьева, котельщиков Козлова Василия Сергеевича, Моторина Михаила Ивановича, Гигорьева Германа Сергеевича, токарей Барабанщикова и Челищева, водопроводчика Гольцова, слесаря Н.Г.Самуэля, Меркулова С. и других. В эти тревожные годы скромные советские люди работали для фронта целыми семьями. Всю войну и после нее работал не покладая рук печник Антонов Алексей Николаевич с женой Анной Сергеевной и двумя сыновьями — Борисом и Леонидом. Сколько раз, чтобы сократить сроки ре-монта, Алексей Николаевич с сыновьями работал в горячих топках котлов военных кораблей и судов СЗРП при температуре крайне высокой, доходившей до 70-750. Много раз он уходил в озеро на кораблях и там на ходу проводил работы с тем, чтобы не держать корабли у стенки завода…
Особенно тяжёлой и напряженной была зима 1941-42 года. По стратегическим соображениям корабли флотилии были расставлены в Ладожском озере в радиусе 30 километров от берега и в 10-15 километрах друг от друга. В сильные морозы, пургу, на лошадях, иногда на себе доставляли моряки и рабочие мастерских судо-ремонтные грузы и материалы для ремонта кораблей. В таких условиях доставка одного бревна для замены, например, привального бруса составляла целую эпопею. Рабочие, получая почти ленинградский паёк, дос-тавляли на себе грузы и детали. Непосредственно в озере, на 8-10-метровой глубине, бригада судоподъёмщиков поднимала кормы кораблей для ремонта гребных винтов и рулей. В практике судоремонта подъём на такой глубине до сих пор не производился. За обеспечение перевозок для Ленинграда, ленинградских и карельских фронтов большая группа работников мастерских и плавсостава награждена орденами и медалями Советского Союза. Некоторые награждались неоднократно.
Действовала безостановочно "Дорога жизни". Родная Ладога исправно снабжала Ленинград и фронт всем необходимым. На месте разрушенных бомбами в войну были построены новый слесарно-котельный  и кузнечный цеха. Летом 1943 года действия врага стали особенно активными. Чтобы сохранить от гибели состав мастерских и не останавливать выпуск продукции фронту, часть коллектива и оборудования переводится в деревню Подол вверх по Волхову, на расстоянии 8 километров от Новой Ладоги. Выпуск продукции увеличивается. Здесь открывается филиал мастерских.
В нашем "филиале" даже проводился восстановительный ремонт флота. В 1943 г. был поднят на волховском баре буксирный пароход "Лев". Он был полностью восстановлен и сдан в эксплуатацию. Таких фактов было несколько.
В начале 1944 года обстановка меняется. Реже становятся бомбёжки. Часть населения возвращается из тыла. В мастерских царит небывалый трудовой подъём. Создаются молодёжные фронтовые бригады. При мастерских открывается ремесленное училище и школа ФЗО. В июне наши мастерские получают от командующего флотилией контр-адмирала С.В. Черокова ответственное задание — подготовить флот (баржи для перевозки танков и орудий) и поставить специальное оборудование на тральщики и канонерские лодки для генерального наступления войск Карельского флота во взаимодействии с Ладожской Краснознамённой флотилией по разгрому гитлеровских войск в районе реки Свирь и Ладожского озера. И подготовка флота, и сама операция прошли блестяще. Ладожское озеро и река Свирь были полностью очищены от врага. За эту операцию вместе с моряками награждены боевыми орденами и медалями многие работники мастерских и пароходов.
…Окончилась война. Ушла на Балтийское море Краснознамённая Ладожская флотилия. Мастерские и город возвращаются к мирной жизни. По-прежнему напряжённо работает коллектив, занятый восстановлением флота, поднятого со дна Ладожского озера, рек Волхова и Невы. Строятся новые мастерские. В 1946 году приказом министра речного флота мастерские преобразовываются в завод. Растёт хозяйство завода. Кроме расширения производственной базы, организуется подсобное хозяйство, открываются детские сады, строятся жилые дома. Возвращаются с фронта работники мастерских и активно включаются в работу завода. К заводу присоединяют  доковые мастерские. Из года в год  увеличивается выпуск продукции, и к 1949 году завод уже выпускает её в 18 раз больше, чем в первый год организации мастерских. Судоремонтный завод является ведущим предприятием в городе Новой Ладоге...


Март 1980 года

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

150