Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

31.03.2016 10:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 01.04.2016 г.

Военной судьбы человек

Чем дальше в историю уходят годы военного лихолетья, тем дороже каждое воспоминание, каждый факт. Ведь это надо нам живым, чтобы узнать, осмыслить, понять «всю правду о войне», знать истинную цену, которую заплатил наш народ в Великой Отечественной войне. Если каждый ветеран напишет историю своей жизни – это будет летопись жизни страны, день за днем, со слезами горя и радости, с победами и поражениями. Это надо знать.

Екатерину Григорьевну Никитину я видела и слышала ее выступления на общественных мероприятиях. Несколько позднее удалось познакомиться с удивительным военной судьбы человеком.

«Я родилась в очень красивом месте, в деревне Томсино Псковской области, которая граничит с братскими республиками – Белоруссией и Латвией» — так начался наш разговор.

До Белоруссии, как говорится, рукой подать. Это накладывало отпечаток и на местную жизнь – говор у жителейбыл мягкий… Родителей называли на белорусский манер – Дарко и Гришко.В их семье подрастало три дочери и сын. Жили не богато, но дружно и родители очень любили детей и хотели, чтобы они получили образование. «1933 год был очень тяжелый и корова пала – кормилица семьи, но родители очень верили в лучшее будущее.  Работали много и хозяйство свое вели – огород, корова, курицы…

Маму, как лучшую работницу, выбрали на съезд колхозников, так ее снаряжали всей деревней, чтобы не хуже других выглядела» — делится воспоминаниями Екатерина Григорьевна.

Мечта родителей сбылась: дети получили образование, две дочери и сын окончили Идрицкое педагогическое училище. А Екатерина Григорьевна — Куйбышевский пединститут. Но это уже было после войны. Моя собесебдница подчеркивает, что деревня была интеллигентная — 12 жителей были учителями! Это и по нынешним меркам значимо.
Бережно хранятся в ее семейном архиве документы, рассказывающие об учебе в школе. Вот документ об окончании 4-х классов — почти одни пятерки, а вот об окончании 7 классов школы колхозной молодежи. Глядя на эти документы, понятно, что образованию в стране уже в те довоенные годы уделяли внимание — даже документы очень представительные, достойные  внимания и бережного сохранения. Выпускной вечер, грандиозные планы на будущее — продолжить учебу…Страшная весть зловеще вползла в деревню — война.

Хроника первых дней войны
Утром 22 июня родители пришли с колхозного поля, где сушили сено, и мама попросила Катю сходить в огород и нащипать лука. "Холодник будем кушать", — сказала она. Катя побежала в огород, и видит: летит самолет, но не наш,  а с черным". Вбежала обратно в дом, рассказываю, а отец ворчит: "Гулять надо меньше, и не то привидится". Мы еще не знали о том, что началась война, но уже почувствовали ее признаки, — вспоминает она. — Чуть позже пришел брат и сообщил, что по радио объявили о начале войны…
Наша местность находилась на перекрестке дорог — шоссейной и железнодорожной: Ленинград — Мариуполь и Невель — Освея. И уже 22 июня была первая мобилизация. Призвали  двоих, в том числе моего двоюродного брата, а на следующий день вторая мобилизация, призвали еще 8 человек, в июле третья… И совсем вскоре тягостная картина — отступление наших войск… Шли голодные, оборванные. А потом еще более тяжелая — наступление немецких…"
 Память цепко держит события 75 -летней давности. Вспоминается ей и такой эпизод. Июнь, созрела земляника, дети ходили собирать ее. В траве находили фантики и обертки и не придавали этому значения. Только позже поняли, что они были от немецких продуктов. Уже 2 июля немцы начали бомбить Псков и Великие Луки. Чувствуя приближение врага, местные жители вырыли окопы за деревней и прятались в них. В деревню Томсино немцы пришли 12 июля 1941года. Хозяйничали они и в соседних деревнях. Уже в первые недели и месяцы войны фрицы боялись связи местных жителей с партизанами и, заняв деревню, велели всем вернуться по домам.
Псков издревле служил северо-западным щитом земли русской. И в годы Великой Отечественной войны, когда осатаневший враг рвался к Ленинграду, надеясь взять его с ходу, Псковщина послужила барьером в кровопролитных боях, отстаивая каждую пядь земли. Бои на Псковщине ослабили удар гитлеровцев на Ленинград. А мощное партизанское движение стало именно той силой, которая помогала Советской армии разгромить немецких оккупантов на древней земле Пскова. Первые народные мстители появились здесь уже в сентябре 1941 года. В деревни стали заходить военные, которые выходили из окружения, они и становились ядром партизанских отрядов. На территории Себежского района в годы Великой Отечественной войны базировались партизанские формирования, которые вели вооруженную борьбу с ненавистным врагом. Среди тех, кто первым поднялся на борьбу, были "Сергеевские ребята" — так по имени командира народ называл бойцов отряда Сергея Моисеенко, командира отряда имени Ворошилова. В начале ноября 1941 года он организовал антифашистское подполье на территории Долосчанского сельского совета, куда входили учащиеся 9-10 классов Нищанской средней школы. С. Моисеенко погиб в разведке 18 мая 1942 года. Фашисты пытались уничтожить партизан-сергеевцев с первых дней существования отряда, но те  были неуловимы. Небольшой группе партизан удавалось проводить боевые операции и уходить от преследователей.  Основа отряда сергеевцев — молодежь, кристальной совести люди, которые рвались в бой с ненавистным врагом, посягнувшим на свободу и независимость страны. Чем же объяснить их боевой настрой? Большой любовью к Родине и к тем, кто ее защищал. У многих воевали на фронте отцы, мужья, дети, поэтому жители помогая партизанам — своим родным и близким. Слава отряда росла и распространялась за пределы района. За поимку партизана фашисты обещали большой выкуп. Подвиг отряда останется в истории и памяти людей. "Калининский партизанский корпус тоже прошел по нашему краю. Цель его была не только преследовать немцев, но и обратить внимание населения, привлечь людей к борьбе, особенно молодежь", — рассказывает Екатерина Григорьевна.
Более двух с половиной лет в лесах Псковского края горели партизанские костры, ни на один час не затихала всенародная борьба с врагом. А давалась она совсем не легко. Партизаны России, Белоруссии, Латвии, действуя совместно, расширяли фронт борьбы с оккупантами. На территории Россонского, Себежского, Идрицкого, Пустошкинского и Невельского районов создали Братский партизанский край, где люди жили и работали до поздней осени 1943 года по советским законам. Он занимал территорию около десяти тысяч квадратных километров с населением примерно сто тысяч человек.
Нанося систематические удары по коммуникациям противника, партизаны отвлекали значительные силы врага, заставляли фашистов держать здесь регулярные войска. Гитлеровское командование принимало все меры для того, чтобы уничтожить партизан. В январе — марте 1943 года были проведены две крупные карательные экспедиции, в которых участвовали самолеты, танки, бронемашины, артиллерия. Всего в экспедициях принимало участие около двенадцати тысяч гитлеровцев. Во всей силе в эти тяжелые для братского края дни проявилась дружба народов — русских, белорусов, латышей. Плечом к плечу сражались они против ненавистного врага, стойко переносили неимоверные трудности.
 Первая калининская бригада освободила многие деревни от немцев. В Томсино остановился отряд Чеснокова, куда вступила и Екатерина. В партизанском отряде ее приняли в комсомол. Взводом разведки командовал Степан Васильевич Котов. Отряд Чеснокова при поддержке других партизанских соединений проводил успешные операции. Местные жители помогали, чем могли. Партизаны держали оборону до тех пор, пока хватало сил, но немцам на подмогу пришел специальный экспедиционный корпус, и народным мстителям пришлось уходить в лес. Вместе с ними уходили и местные жители, особенно молодежь.

Трагедия деревни Томсино
Деревня располагалась на берегу одноименного озера, а на противоположном берегу находилась деревня Долосцы, в которой стоял немецкий гарнизон. Партизаны решили выгнать немцев и расположили свои огневые позиции в Томсино. Екатерина Григорьевна вспоминает: "Досталось нам тогда. У нашего дома пушку поставили.  Это было 25 октября 1942 года. Партизаны немцев сильно потрепали, но ушли они только через месяц. В Белоруссии в это время уже было активное партизанское движение,  нарастало оно и в наших краях. Немцам ничего не оставалось, как бежать. В Томсино был староста, кто-то из жителей соседней деревни, очень злой. Он говорил: "Сожгу все дотла и истреблю жителей под корень". "Наш дом стоял на самом краю деревни, около леса. Отец, бывало, рано утром запряжет лошаденку и засобирается в лес за дровишками. А мама удивлялась, сколько же нам их нужно. Отец же ездил к партизанам — сообщал сведения, продукты передавал", — вспоминает Екатерина Григорьевна.
С 24 ноября в Томсино находилась первая партизанская бригада — комбриг Бойдин, начальник штаба Халтурин, комиссар Лукьянов. Через Великие Луки проходила дорога Москва — Рига, которая очень нужна была и немцам, и нашим. 6 раз Великие Луки переходили из рук в руки, там все было смешано.
"Вся молодежь из деревни, кто был постарше, ушли в партизаны, сестра Соня тоже ушла, а я оставалась с родителями. И вдруг бежит отец и кричит: "Доча, бегом в лес, ты одна осталась, немцы уже подходят". И я в чем была, в том и побежала, — делится воспоминаниями моя собеседница. — Я почему задержалась — в нашем доме был штаб партизанского отряда, и мы ждали командира, а его не было. Разведка пришла и сказала, что немцы наступают с трех сторон. Я побежала в белорусскую деревню Юховичи, там тоже был партизанский отряд. Ползла по снегу под перекрестным огнем, ноги обморозила. Потом мне показали дорогу до деревни Великое Болото, где был штаб, — продолжает рассказ Никитина. — Меня там встретили, обогрели, и на следующий день я решила вернуться домой. Дошла до деревни Голяши, повстречала там дядю, брата отца. Он и говорит: "Нет больше ни дома, ни родителей. Вот только мы с Женей остались". Женя — это соседская девочка. Он рассказал страшнейшую историю: когда немцы пришли в деревню, то не обнаружили никого из молодежи, остались только дети до 13 лет и взрослые, остальные все ушли с партизанами. И немцы были такие злые! Жена дяди встретила полицая Федора и говорит ему: "Федька, Федька, что же ты делаешь?!" А он надел мешок на голову и ничего не сказал.
Фашисты собрали всех, кто остался. Кто был одет, а кто нет… А мороз был очень сильный. И люди сразу поняли, что гонят на казнь. И погнали их от нашего дома в другой конец деревни, чтобы подальше, чтобы партизаны не видели, боялись все-таки их. Загнали всех в дом, потом стали выводить по 10 человек. Люди услышали выстрелы… Потом фашисты подожгли дом и сарай и начали стрелять. Девочку Женю ранило в руку, она упала, а на нее упала моя мама, ее убили. Женя лежала под мамой, в крови. Стала выползать, а валеночки остались под убитой…  Мой отец, его брат, соседские дети, в том числе и Женя, сумели спрятаться, залечь за порожком сарая. Затем отец оторвал доску и побежал, но его догнал смертельный выстрел. Его брат, дядя Димитрок, вытолкнул четверых детей под откос и велел зарыться в снег. "Дядя Димитрок, не бросай меня!" — закричала Женя. Он ее схватил и успел укрыться в окопе около дома. Был сильный мороз, и дым от огня стелился по земле. Это и помогло спрятаться. Немцы постреляли по окопу и ушли. Женя была босая и раздетая, да и раненая ручонка болела. В окопе нашли одежду нашей учительницы Анны Ивановны — валенки, пальто. Дядя Димитрок одел Женю, руку перевязал, и они перебрались в соседнюю деревню. Это было в ночь с 15 на 16 января 1943 года… Было страшно и тяжело, но никто у немцев не просил пощады".
У брата отца было десять детей, восемь из них — маленькие. Фашисты их не пощадили: пули в них не попадали, поэтому детей хватали за ручки и ножки и бросали в огонь. Они живьем горели и пытались выползти из пламени….
Партизаны вернулись, останки погибших похоронили в братской могиле. Жители уже после войны собрали деньги, помог и сельский совет, и поставили скромный обелиск, надпись на котором  рассказывает о трагедии: "15 января 1943 года зверски расстреляны и сожжены немецко-фашистскими захватчиками жители деревни Томсино — взрослых 35, детей — 23. Вечная память".


Партизанская эпопея
"С этих пор и началась моя партизанская жизнь, — продолжает бывшая партизанка. — Сестра Соня ушла в отряд раньше и стала медицинской сестрой, брата угнали на работу в Германию. Фашисты называли партизан "вторым фронтом" в тылу своей главной линии обороны. На территории действовали ленинградские и калининские партизанские отряды".
Разведгруппа, в которую я входила, собирала информацию о расположении войск, донесения относили по указанным местам, участвовали в подрыве железнодорожных путей и мостов. И так изо дня в день при любой погоде — в лесу, по болотам, при постоянной опасности со стороны немцев, хотя и они партизан тоже боялись".
Каждое воспоминание бывшей партизанки дорогого стоит, оно позволяет увидеть более полную картину военного времени. Екатерине и ее сверстникам было по 16-18 лет, самый расцвет молодости. Но, как говорят, времена не выбирают. Екатерине Григорьевне выпала партизанская судьба, судьба защищать Родину. Воспоминания до сих пор бередят душу. Некоторыми она поделилась.


Приговоренные к смерти. Эпизоды партизанской жизни
- Февраль 1943 года. Нужно было передать донесение. На лошади поехали по льду через озеро. Вокруг белым-бело. И вдруг лошадь распряглась, а над нами немецкий самолет появился. Стал стрелять, и все мимо. Бежать некуда, мы как на ладони. А немец опустился низко над нами, смеется, еще очередь мимо нас дал и улетел... Напугал, но в живых оставил.
- Однажды получили задание сходить в разведку за железную дорогу Идрица-Ленинград. Это был апрель 1943 года. Дошли до деревни Толстуха и встретили разведчиков 3-й Калининской партизанской бригады, которые сказали, что немцы их разбили, и они бросили повозки с продовольствием у моста. В разведку пошли Гриша Прокопенко, Саша Садиков, я и еще девушка Нюра. Нашли поляну с нагромождением повозок с продуктами питания и одеждой — это было то, о чем рассказывали разведчики. А поляна — как голубой ковер из подснежников. И так стало жалко молодости своей и того, что нельзя долго любоваться этой красотой…
Славной страницей в историю партизанского движения нашей страны вошла "рельсовая война". Она проводилась одновременно на большой территории по решению Центрального штаба партизанского движения; в ней участвовали калининские, белорусские, латышские, украинские партизаны. Начало "рельсовой войны" совпало с битвой под Орлом и Курском и последовавшим за нею отступлением немецко-фашистских войск. В "рельсовой войне" участвовали все бригады и отряды Братского края. Железные дороги были выведены из строя.
…Война закончилась. Началась мирная жизнь, она тоже легкой не была — разруха, голод… Екатерина некоторое время работала секретарем в Идрицком райкоме партии, затем учительницей в вечерней школе. Вышла замуж и переехала с мужем в Оренбургскую область. Стремление к учебе не пропало, и она, окончив Куйбышевский педагогический институт, сначала заведовала детским садом. Родные места манили, и Екатерина Григорьевна переехала в Ленинградскую область, где ей предложили работу в Староладожской коррекционной школе, и четверть века она здесь учила детей истории. Ее общий трудовой стаж составляет 50 лет, из них 43 — педагогическая работа, и самые лучшие годы связаны со Старой Ладогой.
…В Себежском краеведческом музее собран богатый материал по истории Партизанского края. А на стыке границ трех братских республик в честь боевой дружбы, скрепленной кровью в годы Великой Отечественной войны, стоит Курган боевой дружбы, насыпанный руками бывших партизан. Посещает эти партизанские места и Екатерина Григорьевна. Более того — она бережно хранит одноименную медаль и двухтомник о жизни Г.К. Жукова, подаренный ей председателем Российской федерации фронтовиков.
Партизанский край — малая родина Е.Г. Никитиной, награжденной орденом Отечественной войны второй степени, медалями "Партизан Отечественной войны", "За Победу над Германией", "За доблестный труд во время войны" и многими другими наградами, среди которых юбилейная медаль от правительства Белоруссии" — знак благодарности за вклад в окончательное освобождение братского народа от немецко-фашистских захватчиков.
Екатерина Григорьевна Никитина сейчас живет в Новой Ладоге. У нее взрослые сын и дочь, семья продолжается во внуках и правнуках… За их и нашу мирную счастливую жизнь сражалась она в партизанском отряде.

Новости партнеров

Комментарии (3)

  • Савастеев С.С. (509590665539), 09.02.2018 09:21 #

    Екатерина Григорьевна Никитина — в девичестве Савастеева!!! Она моя двородная тётя!!! Мой отец Савастеев Степан Дмитриевич сын того самого дяди Димитрок!!! Мой отец и его брат Володя тоже были участниками тех трагических событий, там же были и все мои родные и двоюродные Савастеевы, у меня есть список погибших в тот день. Этот рассказ об этих событиях я знаю и помню со слов моего отца Савастеева Степана Дмитриевича.

    • gjujlf, 05.03.2018 20:13 #

      Добрый день. Мой родственник Николай Александрович Новицкий по семейным преданиям был членом Партизанского отряда «Сергеевские ребята». И был взят в плен.  Может быть Вам что-то о нем известно? Спасибо. khlebnpavel@rambler.ru

  • Сми «. (volhovogni_smi2), 22.02.2018 11:23 #

    Всегда приятно получать такие отзывы: "Главному редактору "Волховские огни"!

    Большое спасибо за содействие! Передав мои контактные данные моей родственице Екатерине Григорьевне Никитиной Вы дали возможность быстро связаться нам!  Екатерина Григорьевна Никитина уже позвонила мне, и я рад очень, что удалось с ней общаться. В беседе быстро убедились в том, что мы действительно близкие родственники!

    Сердечное спасибо Вам за помощь и содействие!

    С уважением Савастеев Сергей Степанович".

    Мы рады, что смогли помочь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.